Картина "В Успенском соборе"- знаменитое полотно художника Василия Верещагина из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года.
Заняв Москву, французские войска довели свои бесчинства до того, что начали организовывать конюшни и бытовые помещения в храмах, в том числе и в древнем Успенском соборе. В историческом исследовании Александра Попова "Французы в Москве в 1812 году" приведены факты кощунственного отношения наполеоновских войск к русским святыням. В некоторых монастырях (Петровском, Даниловом) были устроены бойни; бойня была устроена и в церкви Вознесения у Серпуховских ворот. В Петропавловскую церковь в Лефортове помещали быков, в Троицкой в Сыромятниках стояли лошади. В храмах Спаса на Бору и Николы Гостунского находились склады овса, сена и соломы для лошадей Наполеона.
В Успенском соборе вместо паникадила были водружены весы, на которых взвешивали выплавленное золото и серебро из награбленных церковных и других сокровищ; на иконостасе написали: 325 пуд серебра и 18 пуд золота. Тут же стояли плавильные горны и были устроены стойла для лошадей.
Однако, совсем скоро значительная часть бесчинствовавших в стенах Москвы и глумившихся над святынями не смогут даже покинуть пределов России с награбленным: они погибнут от болезней, обморожений или будут убиты в бою. А те, кто сможет пережить вторую половину русской кампании, будут физически измождены настолько, что побросают трофеи на дороге, чтобы облегчить свою ношу и спасти свою жизнь.