Рейтинг@Mail.ru
1991-й: голод в обмен на свободу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
1991-й: голод в обмен на свободу

"Сухой остаток" с Еленой Загородней

Читать ria.ru в
Попытка государственного переворота - так историки называют события 19 августа 1991 года: ГКЧП, Ельцин на танке перед Белым домом… Реже вспоминают пустые прилавки, голод, то, как выживали простые люди.

Елена Загородняя

19 августа 1991-го года я копала картошку на родительской даче. Лето случилось ранним, картошка выросла, и копать ее можно было уже в августе. Копать ее нужно было в августе – еды в магазинах не было.

Сейчас, спустя 20 лет после путча, равно как и 10 лет назад, чаще вспоминают о политике: обращение ГКЧП, Горбачев в Форосе, Ельцин на танке перед Белым домом... Говорят о том, что хотелось свободы, и какую свободу мы в итоге получили. И очень редко вспоминают о том, как мы жили в том тяжелом 91-м. Как жила страна, на какие средства, и как жил каждый из нас.

Между тем, тогдашняя ситуация – это очень полезный урок для сегодняшней России. Пример того, что происходит со страной, чья экономика ориентируется только на сырье и целиком и полностью зависит от сырья. Когда сырье дешевеет – экономика страны рушится.

Нефть

Итак, нефть. В 1991-м страна уже плотно сидела на нефтяной игле, ее благосостояние целиком зависело от экспорта нефти. За пять лет до этого, в 1986-м году, рухнули мировые цены на нефть. И оставались низкими потом еще 14 лет. Средняя цена за это время – 17 долларов за баррель смеси Brent. Низшая – 6 долларов. И это при себестоимости добычи нефти в СССР в 11-12 долларов за баррель. И при том, что российская Urals дешевле, чем Brent.

За пять лет низких цен отрасль пришла в негодность. К середине 91-го из-за нехватки валюты вдвое сокращаются поставки оборудования и труб. Простаивает больше половины скважин. Экспорт нефти падает вдвое – со 124 млн тонн в 1990-м году до 61 млн тонн в 91-м. А нефть – это валюта.

Валюта

Уже во второй половине 1990-го года СССР исчерпал валютные резервы. Своих денег тоже не хватало.
Эмиссия наличных денег в 1991-м году достигает беспрецедентных масштабов. Валютный кризис, падение госдоходов, рост бюджетного дефицита. Остается только одно – включать печатный станок. В начале года была павловская реформа – когда из обращения изъяли 50-ти и 100-рублевые купюры  и заменили их на новые. Потом отпустили цены, и понеслось. По итогам года - инфляция в 160%.

Безденежный 91-ый. Внешних кредитов взять не получается, зарубежные партнеры все чаще и резче напоминают советскому руководству о просроченных долгах.

Внешэкономбанк срывает сроки платежей за поставленные товары, советские суда арестовывают в иностранных портах за неоплату товаров и портовых услуг.

Страна вынуждена сокращать импорт. Почти вдвое. Сокращаются  поставки шерсти и компонентов для химической промышленности. Самое плохое: падает импорт зерна и другого продовольствия, от которого в 91-м году страна зависит на 40%. 

Еда

Зерно, выращенное в стране, куда-то исчезает. В 90-м году случился один из самых высоких урожаев – 237 млн тонн в бункерном весе. В госресурсы поступает всего 67 млн тонн, что на 18 млн тонн ниже госзаказа. Куда делось зерно? Осталось у производителей. Оно превратилось в валюту. Для госресурсов зерно закупают по низким ценам, а цены на технику резко выросли. Колхозы зажимают зерно, чтобы продать спекулянтам и купить технику.

В стране начинает не хватать еды. Людям - хлеба, макарон, крупы, молока, мяса. Скоту не хватает кормов. Запасы муки в крупнейших городах страны измеряют днями. Хроники тех дней: в Москве муки осталось на 10 дней. На 6 дней. На два дня.

Прекращается розничная продажа муки в РСФСР (кроме Москвы) и в Украинской СССР. В остальных республиках муку продают по талонам. Крупа по талонам везде, кроме Москвы. По талонам, но с перебоями: выкинут – не выкинут.

Май 1991-го, документ ЦК КПСС: "В настоящее время запасы хлебопродуктов крайне ограничены. Остаток муки по состоянию на 21 мая с. г. в целом по Союзу составил 1,5 млн. тонн, или на 15 дней обеспечения потребностей страны".

Из дневника помощника президента: "Теперь уже конкретнее – хлеб. Не хватает 6 млн. тонн до средней нормы. В Москве, по городам, уже очереди такие, как года два назад за колбасой. Если не добыть где-то, то к июню может наступить голод. Из республик только Казахстан и Украина (едва едва) сами себя кормят. Что в стране есть хлеб, оказалось мифом. Скребли по сусекам, чтоб достать валюту и кредиты и закупить за границей. Но мы уже неплатежеспособны. Кредиты никто не дает".

Поскольку не хватает кормов, начинаются перебои с молоком и мясом. Вот выдержка из документа ЦК КПСС, весна 1991-го: "За четыре месяца нынешней зимовки, в целом по стране, объемы производства молока, по сравнению с предыдущим уровнем, сократились почти на 2,3 млн. тонн. В хозяйствах РФ и Белорусской ССР производство его за этот период уменьшилось на 10%, в Литве, Азербайджане и ССР Молдова – на 11–13%, Латвии и Эстонии – на 15%, Грузии и Армении – на 21–24%".

Со 2 апреля 1991 года повышены государственные цены на важнейшие виды потребительских товаров – на 60%. На практике цены выросли на 90%, на мясо и птицу – в 2,6 раза, колбасные изделия – 3,1 раза, хлеб – в 3 раза.

Но после повышения цен продуктов не стало больше. К середине лета 1991-го года дефицит почти тотальный. На колхозных рынках продукты дороже государственных в 6 раз.

В Москве и Ленинграде практически одновременно закрылись 4 табачных фабрики. Нет папирос, сигарет без фильтра, и тем более – с фильтром. Есть – только по талонам. "Беломор". Погарская "Прима". Это без фильтра. В лучшем случае "Ява". Погарская же. Явская "Ява" – это только в Москве, и только если повезет нарваться.

Закрылись все предприятия, производящие стиральные и моющие средства. Помните, из-за нехватки валюты пришлось сократить импорт компонентов для химпрома. Нет стиральных порошков. Нет мыла. Только по талонам. Если повезет нарваться.

Май 91-го – огородный бум. Люди понимают, что могут прокормить себя только сами.  На дачах тогда разрешили увеличить надел на две сотки, вдобавок к законным шести соткам. Сажали в основном картошку, потому что было очень плохо с едой.

А 19 августа 1991-го года можно было уже копать урожай. Картошка поспела.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите все видео на РИА ТВ>>

 

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала