Рейтинг@Mail.ru
Почем сегодня школьная душа? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почем сегодня школьная душа?

"Сухой остаток" с Еленой Загородней

Читать ria.ru в
Для оплаты труда столичного учителя вводится новая условная единица - "стоимость одного ученико-часа". Рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно. Почем сегодня "школьная душа"?

Елена Загородняя

А ведь на носу – 1 сентября. В одной Москве в школы отправятся 83 тысячи первоклассников.  Родители суматошно бегают по магазинам, учителя пытаются понять, какую зарплату они начнут получать с сентября.

В идеальном мире зарплата – не главное. В идеальном мире учителя передают детям жизненный опыт лишь потому, что жить без этого не могут. В мире реальном доход имеет значение.  А  доход в этом учебном году у столичных учителей будет рассчитываться по-новому принципу – нормативно-подушевого финансирования. В большинстве регионов страны этот подход уже реализован. Москва до сих пор сопротивлялась. При этом надо понимать, что столичных школьников очень много. Всего - около миллиона детей.

И вот – их учителя. Что их ждет? Их ждут серьезные перемены – рассказал в среду глава департамента образования Москвы Исаак Калина. С этого учебного года на новые принципы оплаты труда учителей перейдет 259 столичных школ. Со следующего года  - все 1660 школ Москвы.

Новая система предполагает, что все ранее установленные доплаты и надбавки к заработной плате, должностным окладам и тарифным ставкам применяться не будут. Зато будет применяться принцип нормативно-подушевого финансирования. На душу ученика. Фонд оплаты труда будет состоять из базовой и стимулирующей частей. Базовую часть чиновники рекомендуют установить в размере 70% от зарплаты. Стимулирующую – от 20 до 40%. Точное соотношение этих двух  частей будет устанавливать руководство школы.

Очень похоже на приказ министра обороны за номером 400 (от 17 декабря 2009 года), по которому доход офицеров разделялся на базовую часть и премиальную. Практика применения этого приказа показала: офицеры стали заложниками начальника части и его сподвижников. Последовали скандалы. В армии заговорили о коррупции при распределении дополнительных выплат.

Но вернемся к зарплатам учителей. Размер зарплаты столичного учителя в новой системе зависит от трех факторов:

- числа учеников в классе;
- количества учебных часов;
- часов неаудиторной занятости учителя.

Дополнение: за сложность или приоритетность предмета будут введены повышающие коэффициенты. Эти предметы каждая школа определит самостоятельно.

Понятно, что вся эта система преследует вполне благие цели. А именно,  построение фундамента новой школы. Формульное финансирование, отказ от уравниловки, оплата труда, ориентированная на результат. Сбалансированные образовательные программы, включающие и учебу, и творческую деятельность, и спорт.
Но экстраполируем эту систему на практику. По крайней мере, на практику ближайших нескольких лет.
Первое – учителям станет выгодно, чтобы в классе было как можно больше детей. Качество образования от этого не выиграет.

Второе – учителям станет выгодно вести как можно больше часов в неделю. И тут – простор для коррупции внутри одной отдельно взятой школы. Одного поставить с двухчасовыми окнами,  растянуть занятия на все пять или шесть учебных дней недели, и каждый день – с утра до вечера. Другому учителю расписание составят плотно, с библиотечными днями.

Наконец, третье – учителям станет выгодно придумывать бессмысленные  внеклассные мероприятия.
Родителям  останется только наблюдать за битвами учителей. Биологи против математиков – чей предмет сложнее? Иняз против физкультуры. А школы в целом объединяться, чтобы увеличить сумму подушевого финансирования. В классах – все больше детей. Репетиторы и тренеры на ЕГЭ все дороже.
Вот еще одно симпатичное нововведение: для определения величины гарантированной оплаты труда вводится условная единица "стоимость одного ученико-часа". Стоимость одного ученико-часа рассчитывается каждым образовательным учреждением самостоятельно.

Ученико-час, койко-место, трудо-день. Школьная душа. Почем она нынче?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите все видео на РИА ТВ>>

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала