Рейтинг@Mail.ru
Горе миротворцам? - РИА Новости, 16.08.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горе миротворцам?

Читать ria.ru в
Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу готовился три года. И это не такой уж долгий срок: подобных визитов предстоятеля РПЦ в эту вроде бы близкую страну в истории просто не было. И надо же такому случиться: как раз на тот день Хамовнический суд запланировал оглашение приговора участницам группы Pussy Riot. Возникшая ситуация вызвала всплеск эмоций в польских политических кругах и местной прессе.

Визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Польшу готовился три года. И это не такой уж долгий срок: подобных визитов предстоятеля РПЦ в эту вроде бы близкую страну в истории просто не было.

И надо же такому случиться: как раз на тот день, когда Кирилл и глава польских католиков, председатель Конференции католических епископов Польши архиепископ Юзеф Михалик должны выступить с первым в истории совместным обращением к польскому и российскому народам – как раз на этот день Хамовнический суд запланировал оглашение приговора участницам группы Pussy Riot.

Возникшая ситуация вызвала всплеск эмоций в польских политических кругах и местной прессе. Националистические газеты объявили патриарха Кирилла "символом путинского режима" и не ждут от него ничего доброго. Депутат сейма от основанной братьями Качинскими партии "Закон и справедливость" (ЗиС) Станислав Пента уже заявил, что никакого примирения быть не может.

"Сестра" в беде

Будем справедливы: подобная позиция не свойственна большинству поляков, хотя депутат Пента, безусловно, выражает настроения определенной части общества.

"Газета выборча" и другие либеральные издания, в обычной жизни не отличающиеся симпатией ни к государству российскому, ни к церкви, в сложившейся ситуации как бы взяли высокого гостя под защиту.

Публицист "Газеты выборчей" Марцин Войцеховский отмечает, что полная идентификация современной Русской православной церкви с государством – это несправедливость и упрощение: "Церковь как учреждение – одна из главных жертв коммунизма в России, количество ее мучеников, пострадавших за веру в двадцатом веке, исчисляется тысячами, а вместе с недуховными лицами – сотнями тысяч верующих. Поэтому церкви легче отдать дань уважения жертвам сталинизма, чем государству, которое все-таки считает себя правопреемником СССР".

Газеты напоминают и о том, что до революции, в отсутствие государственных гонений, многие из погибших впоследствии за веру русских священников почитались дореволюционными русскими фрондерами за "толстопузых попов" – до 1917 года российские лидеры мнения тоже считали доходы священников и не ждали от них ни жертв, ни подвига.

Умеренно консервативные польские издания призывают уважать священнослужителей церкви, которую покойный Папа польского происхождения, Иоанн Павел Второй, называл "единородной сестрой Костела".

"Поддержка иерархами православной церкви Путина – это важный контекст акции Pussy Riot, – отмечает публицист консервативной "Речи Посполитой" Петр Сквечинский. – Но давайте представим себе, что в годы Польской народной республики наш Костел связал бы себя с режимом даже на 100 процентов. Представили? Так вот, даже в таких обстоятельствах невозможно себе представить, чтобы в семидесятые или в восьмидесятые годы польская оппозиция врывалась бы в алтарные помещения и пародировала католические обряды".

Теории заговора

Хотя период сталинистских гонений на церковь в Польше был в несколько раз короче, чем в России, в местном Костеле выявились не только герои, но и предатели.

До сих пор всплывают имена священников – часто высокопоставленных – которые, если верить обнаруженным документам, сотрудничали с Управлением безопасности (УБ) социалистической Польши. Впрочем, с мотивами этих запятнанных лиц нет полной ясности: часто священники были вынуждены идти на сотрудничество, чтобы сохранить приход или выручить попавших в беду единоверцев. Есть и такая версия, что сотрудники УБ просто записывали священников в агенты для улучшения статистики: раз завербовал ксендза – можешь рассчитывать на повышение по службе.

Неудивительно, что в сложившейся ситуации активизировались поиски "спецслужбистского" прошлого архиепископа Юзефа Михалика – ведь это он согласился поставить свою подпись под воззванием вместе с предстоятелем Русской православной церкви.

Кого пятнает "смоленская" кровь?

Впрочем, Михалику как бы дают время одуматься. Никогда, мол, не поздно отменить встречу. Издания, близкие к ЗиС – второй партии страны – по несколько раз на дню напоминают ему, что у его российских "друзей" якобы "руки измазаны польской кровью" (речь идет о катастрофе лайнера президента Леха Качинского в апреле 2010 года ). А такие руки пожимать, понятное дело, нельзя.

Архиепископ Михалик в этих условиях призвал сторонников теории смоленского заговора к разуму и выдержке: "Мудрый человек в такой ситуации опирается на факты… Чтобы о ком-то, даже о худшем враге своем, сказать такие страшные слова, что у него руки в крови, нужно знать факты, быть уверенным в их правильности. А такой уверенности нет. Выходит, те, кто использует такие теории и лозунги, наносят и себе, и жертвам смоленской трагедии самый большой вред!" – заявил Михалик в интервью Католическому информационному агентству (KAI).

Благородство – ради благородства

Вот такие шекспировские страсти разыгрались вокруг вроде бы рядового документа с бесспорными вроде бы призывами – к развитию братских отношений между россиянами и поляками, к преодолению исторических разногласий.

Впрочем, в наше время очевидные прежде истины – самые трудные, их чаще всего подвергают сомнению, а то и прямым атакам. Польша сама немного обомлела от выплеска ненависти, который спровоцировал визит Кирилла со стороны радикальной "правицы" (правых партий). Примерно так же для многих россиян неожиданностью стал раскол общества, вызванный делом Pussy Riot.

Между прочим, процесс Pussy Riot расколол и польское общество: поляки привыкли, что религия – это антитоталитарная сила, ведь Костел много лет тайно, а иногда и явно поддерживал антикоммунистическую оппозицию. А тут все западные СМИ говорят, что защитники веры в данной ситуации неправы. Так как же приличному поляку трактовать ситуацию?

Выручают все те же привычные и россиянам, и полякам теории заговора: "Речь Посполита" выразила мнение, что все в процессе Pussy Riot якобы расписано по нотам. Мол, они получат сроки, а потом их помилуют – к радости и Запада, и Востока. Сомневающиеся прочли – и успокоились.

Между тем причин для беспокойства намного больше, чем для самоуспокоения. Получается, что российско-польские инициативы становятся делом опасным. Архиепископ Михалик жил спокойно и даже считался представителем консервативного крыла католической церкви до тех пор, пока не откликнулся на призыв патриарха Кирилла, давно уже старающегося навести мосты между РПЦ и традиционалистски мыслящими церквами Европы – прежде всего, между РПЦ и римско-католической церковью.

И все – прощай, спокойная жизнь: сегодня находка каких-нибудь компрометирующих архиепископа бумаг – вожделенная мечта всех СМИ "правицы". Когда группа историков-энтузиастов открыла недалеко от Варшавы памятные знаки погибшим в 1920 году в советско-польской войне красноармейцам, церемония с участием российского посла была сорвана группой протестующих. Памятники испачкали красной краской, а историков обвинили в непатриотизме.

Получается, что одна из евангельских заповедей – "блаженны миротворцы" – в новых условиях меняет свой знак. Миротворцы-то как раз и несчастны, это они получают тычки и подозрения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала