Рейтинг@Mail.ru
Несколько известных, но не реализованных способов борьбы с пробками - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Несколько известных, но не реализованных способов борьбы с пробками

Читать ria.ru в
Репетиции парада Победы вызвали огромные пробки в столице и шквал негодования автомобилистов. Анна Каледина советует им самим предпринять несколько простых мер, которые помогут уменьшить пробки.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Вторую репетицию парада Победы, намеченную на этот понедельник, перенесли из Москвы в подмосковное Алабино – чтобы избежать многокилометровых пробок. Подобных тем, что случились в минувшую пятницу, в день первой репетиции парада, когда пешие расчеты и техника во второй половине дня стянулись в центр столицы.

И снова, как и каждый год, автомобилисты возмущаются, что улицы перекрывают для репетиций парада Победы, переходя на общие рассуждения о том, зачем он вообще нужен. Иногда встречаются предложения те средства, которые тратятся на мероприятия, передать ветеранам. Но чаще всего негодуют по поводу того, что гражданам приходится в этот день отказываться от привычного уклада.

Ограничение движения транспорта в Москве
Ограничение движения в Москве в связи с подготовкой парада Победы
Оставим в стороне дискуссию о том, нужны ли парады. Но лично меня удивляет, почему зная о предстоящей репетиции, люди все равно не отказываются от автомобиля в такие дни?

На мой взгляд, люди не хотят пересаживаться на общественный транспорт даже не потому, что привыкли надеяться проскочить на авось. Они просто воспринимают любые ограничения как личное оскорбление, поскольку доступность автомобилей совершенно изменила сознание москвичей, причем не в лучшую сторону.

Может быть, пора бы уже ввести дополнительные ограничители, которые сделали бы машины менее доступными, улицы – более свободными, а отношения – спокойными?

Размер имеет значение

Оговорюсь сразу, что речь пойдет о столице. Все-таки и автомобильная Москва, как и любая другая, довольно сильно отличается от автомобильной России. Да и на аналитический труд колонка эта не претендует. Это просто размышления о московском транспорте на основе статистики и зарубежного опыта.

Россия может уже в ближайшее время занять первое место в Европе по продажам автомобилей, потеснив Германию. С таким прогнозом на минувшей неделе выступил глава ВТБ24 (этот банк – один из активнейших участников рынка автокредитования) Михаил Задорнов. Он основывался на данных прошлого года, когда было продано почти 3 млн автомобилей. В этом году продажи начались еще лучше, но небольшой спад в марте привел к тому, что в первом квартале российский авторынок сохранился на уровне прошлого года (более 600 тыс машин).

Основания для подобных прогнозов есть. В России, в отличие от европейских стран и даже Китая, где впервые за много лет зафиксировано снижение продаж люксовых автомобилей, население вошло во вкус. Средний класс уже не хочет ездить на обычных автомобилях. Ему подавай побольше, да повыше. В идеале – внедорожник. Кстати, за рулем джипов очень много девушек и молодых женщин. И это не просто мода. Мужчины предпочитают дарить своим дамам большие игрушки из соображений безопасности, чтобы в случае чего компенсировать неумелое вождение.

Но дело не только в моде. Дело в доступности. Действительно, почему бы не позволить себе дорогое авто, если банки охотно дадут кредит под 13-17% годовых? Конечно, ставка после кризиса заметно выросла, но все равно она куда ниже, чем по потребительским кредитам.

Поэтому неудивительно, что около 40% автомобилей покупается на заемные деньги. Что позволяет покупать не то, что можешь себе позволить, а то, что хочется. Недаром средняя сумма автокредита в Сбербанке (крупнейший игрок на этом рынке) растет в год примерно на тысячу евро и по итогам прошлого года составила 570 тыс рублей. Но это средняя величина. Достаточно посмотреть на статистику продаж, чтобы увидеть, что у нас заметно увеличивается спрос на авто престижных марок: Lexus (+33%), BMW (+22%), Porsche (+22%), Mercedes-Benz (+21%), Audi (+15%).

Автомобиль – уже давно не роскошь, но и не просто средство передвижения. Это – символ статуса. Обертка, по которой встречают. Если в советское время мерилом благосостояния были машина, квартира, дача, то сейчас, как минимум, квартира с евроремонтом, машина хорошего класса и загородный дом.

Налогом по автопробегу

Вероятно, еще больше людей выбрали бы мощные и большие автомобили, если бы не действующие ограничители в виде транспортного налога и обязательной страховки. Но нужно отметить, что и тут мы позади большинства европейских стран. Например, транспортный налог, который фактически является экологическим, у нас щадящий. В столице он составляет от 700 рублей до 37,5 тыс рублей в зависимости от мощности машины.

В некоторых же странах Европы платить приходится уже на стадии приобретения автомобиля. Например, во Франции это пошлина при регистрации. А в Дании выплата при покупке может составлять до 180% от стоимости машины. Это, конечно, за самые мощные авто. Но даже за небольшие машины приходится заплатить больше, чем стоит машина. Именно поэтому даже весьма состоятельные люди, если не пересаживаются на велосипеды, то стремятся приобретать малолитражки. Это уже двойная экономия: не только на топливе, но и на налоге.

Не сомневаюсь, что аналогичная практика (пусть и не такого же масштаба) сильно охладила бы пыл любителей танков на колесах. И логика в этом есть. Хочешь загрязнять окружающую среду – плати. Или пешочком. Иначе получается несправедливо, что, скажем, курильщиков притесняют высокими акцизами и ограничениями, а по улицам свободно разъезжают мини-заводики по производству выхлопов.

Поездка за компанию

Используются в Европе и другие ограничения. В Лондоне, скажем, в 2003 году ввели плату за въезд в центр. И довольно нескромную – 8 фунтов в день. В итоге не только немного разгрузили улицы, но и разбудили фантазию автомобилистов. В британской столице в "нулевых" распространилась практика, когда несколько соседей, которые работают поблизости, по очереди используют свои автомобили.

Это выглядит не только экономно (бензин, парковка, плата за въезд в центр делится уже на 4 людей), но и очень разумно. В Москве же два пассажира в машине – большая редкость. Отсюда и проблемы с пробками и парковкой.

Да и пешеходам от этого – одни слезы. По дорогам машины мчатся, на тротуарах паркуются, причем зачастую так, что не пройти. Обгоняют по правой полосе, врезаясь в остановки. Последний такой инцидент произошел в пятницу.

Считаю, что на мини-танке возить одного себя преступно. Но попробуй предложить кому-нибудь принцип кооперации, тут же получишь поток, мягко говоря, критики, что это его, автомобилиста, личное дело.

Защита пешехода

Нет, не личное и не только автомобилиста. Автомобилистов много – по статистике, уже больше 37 миллионов, – но пешеходов все равно больше. Почему же не проявить гражданское сознание, ответственность владельца транспортного средства? Всем будет проще и комфортней, когда пробок станет меньше.

Может быть, хоть один автомобилист, ругающий выделенные для общественного транспорта полосы, подрезающий троллейбусы или паркующийся так, что те не могут проехать, заметит, что троллейбус перевозит десятки людей, а не одну личность. После введения штрафов по записям видеокамер заметно меньше машин разъезжает по "выделенкам", многие аккуратнее паркуются. Ведь рубль куда убедительней, чем увещевания.

Но что это я все о плохом?

В первом квартале продано целых 24 малышки Smart. Забавно, но они уже даже заметны на московских улицах. Говорят, их покупают хипстеры. Радует, что хотя бы молодое поколение начинает понимать, что в большом городе нужен не танк, а маневренная и экономная машина.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала