Рейтинг@Mail.ru
Новый закон о народонаселении Мьянмы и гуманитарный кризис рохинджа - РИА Новости, 24.05.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новый закон о народонаселении Мьянмы и гуманитарный кризис рохинджа

© REUTERS / Roni BintangГруппа мусульман - рохинджа из Бангладеш и Мьянмы
Группа мусульман - рохинджа из Бангладеш и Мьянмы
Читать ria.ru в
Впервые в истории демографически благополучной Мьянмы законодательно была введена возможность для властей контролировать рождаемость в отдельных регионах страны.

БАНГКОК, 24 мая — РИА Новости, Евгений Беленький. Новый закон о народонаселении, принятый в Мьянме в прошлую пятницу, прямо не относится к гуманитарному кризису рохинджа, этнических бенгальцев-мусульман, массово бегущих из мьянманского штата Аракан (Ракхайн), однако именно кризис в Аракане стал одним из факторов, подтолкнувших руководство Мьянмы к принятию этого закона.

Закон: рожать не чаще, чем раз в три года

Особенность нового закона, подписанного в пятницу президентом Мьянмы Тейн Сейном, состоит в том, что этим законом впервые в истории демографически благополучной Мьянмы вводится возможность для властей контролировать рождаемость в отдельных регионах страны.

Мальчик на ежегодном фестивале воды в Янгоне, Мьянма. Архивное фото
Власти Мьянмы приняли резонансный закон о контроле рождаемости
Закон не содержит статей о наказании за нарушение государственной демографической политики, но определяет, что по представлению местных властей в отдельных регионах страны правительство имеет право вводить временные меры контроля народонаселения в виде запрещения женщинам рожать чаще, чем раз в три года, и подзаконные акты, регулирующие эти меры — в том числе и административные наказания за нарушения.

Закон вызвал широкую негативную реакцию со стороны правозащитных организаций в Мьянме и за рубежом. США в лице заместителя госсекретаря за несколько часов до принятия закона убеждали руководство Мьянмы отказаться от его ведения. Вслух речь шла о том, что новый закон ограничивает права женщин. Однако главное противоречие закона, о котором вслух говорили меньше — это тот факт, что он принят в Мьянме, в которой никогда не стояла и не стоит проблема перенаселения.

50 лет гражданской войны и этно-национальные отношения

В стране более 30 крупных и десятки мелких национально-этнических групп, большинство из которых компактно проживают в нескольких национальных штатах. Мьянма — унитарное государство, однако большую часть своей послевоенной истории она называется Союзом, не в смысле федерального устройства, а в смысле союза племен и народов, совместно боровшихся против британского империализма и японского фашизма и милитаризма, и победивших в 1948 году, когда Мьянма, тогда называвшаяся Бирмой, обрела независимость.

С 1949 по середину 90-х годов прошлого века эти же племена и народы находились в состоянии гражданской войны друг с другом, а точнее — всеобщей войны периферии против центральной власти бирманцев, составляющих большинство населения страны. С 1962 по 2011 год страной управляли военные правительства, главной задачей которых оставалось сохранение ее целостности и суверенитета. Эта задача продолжает оставаться главной и для гражданского правительства наших дней: за столько лет фактической "военной автономии" местные элиты в национальных штатах настолько привыкли чувствовать себя хозяевами в широком пограничном поясе Мьянмы, что, сознательно или несознательно, они все еще продолжают молча угрожать центру развалом страны.

В такой ситуации закон, способный ограничить рождаемость "в отдельных регионах и местностях" выглядит, по меньшей мере, неоднозначно.

Однако серьезного протеста против нового закона со стороны национальных меньшинств пока нет, и в ближайшее время не предвидится: в Мьянме всем ясно, чью рождаемость собирается "в случае необходимости" ограничивать правительство. На эту тему в стране существует давний консенсус: ограничивать будут рождаемость мьянманских мусульман — выходцев из Бангладеш, называемых в Мьянме "рохинджа", китайцев-мусульман, мусульман индийского и пакистанского происхождения.

Конфликт с 30-летней историей

До конца 70-х годов прошлого века в Бирме не было жестких противоречий между собственно бирманцами и другими народами, исповедующими буддизм, и представителями иных конфессий. С христианами — протестантами и католиками, которых в стране немало, особенно среди горных племен, таких проблем нет до сих пор. Конфликт бирманского центра с политическими и военными формированиями этих народностей в период гражданской войны был не религиозным, а политическим.

Бирманские мусульмане раньше тоже бесконфликтно жили бок о бок с бирманцами в различных регионах страны, несмотря на тот факт, что бирманцы считали их иностранцами, проживающими на территории Бирмы. Рохинджа, например, в Бирме (сегодняшней Мьянме) считают жителями Бангладеш, поселившимися на территории Мьянмы, хотя бенгальцы-рохинджа появились в приграничном с Бангладеш штате Аракан (Ракхайн) задолго до возникновения самой Бангладеш, еще во времена Британской империи, частью которой была тогда и Бирма.

В самом начале 80-х годов в Бирме зародилось буддийское антимусульманское движение, существующее до сих пор в условиях подполья и занимающееся раздуванием любой искры конфликта между буддистами и мусульманами. Именно это движение спровоцировало кровавые столкновения и погромы рохинджа в Аракане, и столкновения с мусульманами из других народностей в центральной Мьянме в последние три года. Руководят движением несколько буддийских монахов, а монахи рангом пониже лидируют во время погромов непосредственно на городских улицах.

В годы правления военных диктатур антримусульманские настроения среди бирманцев сдерживались тоталитарной политической системой. С началом демократических реформ, после 2011 года, конфликт из невидимой сферы перешел в видимую.

Мьянманские "протоколы сионских мудрецов"

Движение против мусульман началось когда-то с памфлета, распространенного бирманским "самиздатом" в 1981 году, в котором приводилась "дословно" некая "программа бирманских мусульман", якобы созданная руководством подпольной организации, объединяющей всех мусульман Бирмы (Мьянмы), ставящая задачу превращения страны из преимущественно буддийской в полностью мусульманскую за 50 лет.

"Мусульмане, знайте: бирманские женщины продажны и всегда завидуют богатству. Покупайте их, женитесь на них и производите многочисленное мусульманское потомство. За пятьдесят лет Бирма может стать нашей", — "цитировал" памфлет "программу бирманских мусульман".

"Документ" очень быстро распространился по стране, и вскоре в буддийских монастырях начала формироваться широкая подпольная сеть антимусульманских организаций. Военное правительство генерала Не Вина пыталось с этим бороться, но проиграло: к концу 80-х годов организация пополнилась сотнями офицеров вооруженных сил страны, многие из которых занимали высокие должности как в армии, так и в правительстве.

Ведомая наиболее радикальной частью монашества, подпольная антимусульманская организация, точное самоназвание которой до сих пор неизвестно, превратилась в подобие масонской ложи, способной незаметно лоббировать антимусульманские интересы в правительстве. А мысль о планах мусульман превратить Мьянму в исламское государство прочно засела в головах огромных масс населения. По мнению ряда экспертов, именно эта организация пролоббировала принятие нового закона о народонаселении Мьянмы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала