Рейтинг@Mail.ru
Россия вступила в эпоху космического реализма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия вступила в эпоху космического реализма

© РИА Новости / Владимир Баранов | Перейти в медиабанкСерия космических аварий - плод глубокого кризиса ракетно-космической отрасли России
Серия космических аварий - плод глубокого кризиса ракетно-космической отрасли России
Читать ria.ru в
Серия космических аварий - плод глубокого кризиса ракетно-космической отрасли России. Эксперты советуют на время отложить в сторону лозунги о "великой космической державе" и быть готовыми к возможным новым неудачам. Сейчас необходимо засучить рукава и работать, чтобы вернуться хотя бы к качественному уровню двадцатилетней давности.

Алина Черноиванова, РИА Новости.

Серия космических аварий - плод глубокого кризиса ракетно-космической отрасли России. Эксперты советуют на время отложить в сторону лозунги о "великой космической державе" и быть готовыми к возможным новым неудачам. Сейчас необходимо засучить рукава и работать, чтобы вернуться хотя бы к качественному уровню двадцатилетней давности.

За последние девять месяцев Россия потеряла шесть космических аппаратов. В декабре прошлого года ракета-носитель "Протон-М" не смогла вывести на орбиту три спутника "Глонасс-М". В феврале этого года неудачей завершился запуск ракеты-носителя "Рокот" с военным геодезическим спутником "Гео-ИК-2". Две аварии стоили должности Анатолию Перминову. Старожил российской бюрократической системы (он возглавлял Роскосмос 7 лет) покинул ведомство до окончания трудового контракта и завершения возложенной на него реструктуризации отрасли.

Место Перминова в апреле этого года занял Владимир Поповкин. Первые месяцы его руководства прошли относительно спокойно: девять запусков Россия осуществила успешно. Однако 18 августа неудачей закончился запуск ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М": спутник связи "Экспресс-АМ4" оказался на нерасчетной орбите. А 24 августа нештатная ситуация на ракете-носителе "Союз-У" привела к тому, что транспортный корабль "Прогресс М-12М" не вышел на орбиту, его обломки рухнули в Горном Алтае.

Череда аварий дала повод задуматься о состоянии ракетно-космической промышленности. Спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что депутаты вместе с представителями правительства обсудят последние неудачи в ходе осенней сессии.

"Депутаты, безусловно, уделяют ситуации в отрасли самое пристальное внимание, - отметил он. - Понятно, что освоение космического пространства всегда было и будет связано с особым риском. Вместе с тем, сегодня есть закономерный вопрос: последние неудачные запуски - это показатель системных проблем или роковое стечение обстоятельств?" По мнению Грызлова, нужно во всем досконально разобраться - профессионально и без эмоций.

Впрочем, эксперты считают, что причины проблем в космической отрасли давно понятны и первый шаг к их устранению уже сделан - назначен новый эффективный менеджер. Дело за малым: вывести российскую космонавтику из кризиса и поставить на новые рельсы.

Плоды системного кризиса

"Корни этой ситуации уходят в 1990-е годы, - считает главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко. - Тогдашнее руководство страны в лице Бориса Ельцина фактически не занималось системной работой, связанной с поддержкой таких отраслей, как космическая промышленность. А ведь она стратегически важна для национальной безопасности России".

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов добавляет: СССР развалился, а "космическая индустрия в значительной степени ментально осталась в Советском Союзе".

Он напомнил, что, например, авиапромом в свое время занималось министерство авиационной промышленности; когда его не стало, предприятия оказались предоставлены сами себе, но авиация, особенно боевая, оказалась востребована на экспорт, и авиапром "выплыл без руководящей роли партии". В космической отрасли этого не случилось: "обстоятельства поменялись, а они делали вид, что ничего не происходит", пояснил Пухов.

Реструктуризация космической отрасли началась только при Перминове и до сих пор не завершена. "Коптев (Юрий Коптев, первый руководитель Росавиакосмоса, - РИА Новости) был технарь, Перминов - военный, - напомнил собеседник РИА Новости. - Это были люди компетентные, но лишь по одному из аспектов индустрии. Их хватало на то, чтобы ходить и требовать денег - еще и еще. А когда деньги появились, выяснилось, что и деньги не решают все".

"Можно залить деньгами все, но людей нет, исполнительной дисциплины нет, зато есть какая-то эпическая гордость, что мы - ведущая космическая держава, мы возим американцев, у нас МКС", - говорит Руслан Пухов. Похоже, пришло время взглянуть правде в глаза.

Нового почти нет, старое теряем

Кризис в отрасли, по мнению редактора отраслевого журнала "Новости космонавтики" Игоря Лисова, начинается с невозможности создавать что-то новое.

"По большому счету, наша способность создавать нечто новое была утрачена после "Бурана", - считает собеседник РИА Новости. - Тот же разгонный блок "Бриз-М" (участник нештатной ситуации со спутником "Экспресс") разработан в постсоветское время и вроде бы работает, но… раз в десять пусков дает сбой. И где там ошибка разработчиков, а где - дефектные комплектующие? С этим надо разбираться, а часто нет даже исходных данных для анализа, и принимается в качестве причины то, что легче всего поправить".

Тем важнее сейчас, по мнению Игоря Лисова, поддерживать те коллективы, где вопреки всему умудряются это новое делать. "Железногорск, который, набивая шишки, делает негерметичные платформы для геостационаров и "Глонасса". НПО Лавочкина, которое посрамило паникеров, сделав платформу "Навигатор" и запустив "Спектр-Р", - приводит примеры эксперт. - Нужно ставить новые задачи, нужно формировать новые команды разработчиков, если выясняется, что заслуженные старые фирмы оказались бесплодны. Рынок этого не сделает - это задача государства".

Однако пока не получается даже сохранить то, что досталось от советских времен. Неудачный пуск ракеты-носителя "Союз" - по сути, беспрецедентное событие. Да, это не первая авария в истории пусков этой ракеты, но она, ракета, считается одной из самых надежных. А грузовик "Прогресс" и вовсе был потерян впервые за более чем 30 лет существования этой космической системы.

"Как это ни тривиально, у каждой аварии свои причины, - говорит Игорь Лисов. - Но когда падает серийная, семьсот раз отработавшая машина, причины нужно искать в первую очередь в нарушении технологии и разгильдяйстве". Серийную технику можно воспроизводить долго и успешно при наличии должного контроля. "Но пока не везде удается сделать даже элементарное: чтобы должность инженера в космической отрасли приносила больше денег, чем торговца в ларьке с сотовыми телефонами, - сетует эксперт. - Без этого и борьба за исполнительскую дисциплину обречена на провал".

"Из системного кризиса нужно выходить системными методами. Ставить правильные задачи, давать адекватные средства, жестко спрашивать за результат, сажать за воровство", - говорит Игорь Лисов.

Радикальные последствия

"Техника есть техника, но предыдущие случаи (потеря "Глонассов" - самый явных из них, - РИА Новости) показывали, что вина лежала и на людях, - констатирует Игорь Коротченко. - Здесь и падение исполнительской дисциплины, и общая халатность… Она, к сожалению, сейчас характерна не только для космической системы".

По мнению эксперта, последние аварии ставят пятна на репутацию страны в области космической деятельности и требуют "более пристального внимания к тому, что происходит в отрасли". "Разумеется, нужно ставить вопрос о том, чтобы отрасль получала необходимое финансирование, с одной стороны. А с другой стороны, нужно принимать ряд жестких радикальных кадровых и организационных решений в условиях, когда деньги идут, а происходит то, что происходит", - считает Коротченко.

"Назначение Владимира Поповкина (главой Роскосмоса, - РИА Новости) можно сравнить в каком-то смысле с назначением Анатолия Сердюкова (министром обороны, - РИА Новости), - проводит параллель директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. - Когда стало ясно, что отрасль теперь получает все больше и больше государственных денег, а выхлоп крайне невысокий, было принято решение поставить человека, который прекрасно владеет менеджерскими подходами".

Собеседник РИА Новости считает, что меры по реструктуризации отрасли не заставят себя ждать. "Думаю, у них другого выхода нет, - поясняет Руслан Пухов. - В противном случае этот маразм будет только крепчать. Ситуация никак не станет лучше".

В недавнем интервью газете "Коммерсантъ" Владимир Поповкин упоминал, что "самая большая проблема заключается в переразмеренности отрасли". "С учетом тех финансовых средств, которые назывались, загрузить всю ракетно-космическую промышленность сегодня практически невозможно. Средняя загрузка предприятий составляет в среднем 33-35%, - пояснил он. - Поэтому необходимо ее оптимизировать. Первый этап этой оптимизации Роскосмос уже прошел, построив холдинги по вертикальному принципу. Следующий шаг - соединение вертикальных холдингов между собой. Для того чтобы начать оптимизацию по горизонтали. Это сейчас и будет делаться".

По словам Владимира Поповкина, к концу этого года должны быть созданы 14 интегрированных структур с охватом более 50% предприятий отрасли. "Затем будем планировать дальнейшие преобразования", - добавил он.

Похоже, сейчас планирование дальнейших преобразований придется ускорить по всем фронтам. Кроме того, как сообщила 25 августа пресс-служба Роскосмоса, уже в ближайшие дни будет сформирована постоянно действующая оперативная группа из специалистов Роскосмоса, ЦНИИМАШ и Исследовательского центра имени Келдыша, которая займется проверкой полного цикла изготовления космических средств.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала