Рейтинг@Mail.ru
Тайип Эрдоган пожинает плоды "арабской весны" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тайип Эрдоган пожинает плоды "арабской весны"

© РИА Новости / Сергей Гунеев | Перейти в медиабанкПереговоры президента РФ и премьер-министра Турции прошли в Кремле
Переговоры президента РФ и премьер-министра Турции прошли в Кремле
Читать ria.ru в
Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган, надо признать, – дипломатический "гений места". Итоги его почти недельного турне по странам "арабской весны" – Египту, Тунису и Ливии – превзошли все самые смелые ожидания турок. Он так умело выбрал время визитов, так тонко учел настроения, произносил столь нужные речи, что он теперь герой арабских революционных масс.

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА новости.

Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган, надо признать, – дипломатический "гений места". Итоги его почти недельного турне по странам "арабской весны" – Египту, Тунису и Ливии – превзошли все самые смелые ожидания турок. Он так умело выбрал время визитов, так тонко учел настроения, произносил столь нужные речи, что он теперь герой арабских революционных масс. Особенно бурной была встреча в Каире. Но не только там.

Премьера страны, не отличавшейся военной активностью в поддержке натовских бомбардировок Ливии (Турция всего лишь отправила судно для эвакуации жителей Мисраты), встречали очень тепло даже в Триполи, где 16  сентября он встречался с новыми лидерами бывшей "земли Каддафи". Турки имеют в Ливии бизнес примерно на 15 млрд долларов, в основном строительный, и хотят его сохранить.

Турция теперь "заметнее", но это не значит, что она уже исламский лидер

Все поставленные задачи турецкий премьер выполнил с блеском.

Он увеличил международную значимость Турции и выдвинул ее, совсем не арабскую страну, в первые ряды региональных исламских лидеров Северной Африки и Ближнего Востока; укрепил свою популярность в арабском мире и дома. Продемонстрировал, что с Турцией надо считаться как с региональным тяжеловесом и показал, что в исламском мире есть альтернатива радикальному вектору развития – и это исламская демократия турецкого образца.

Но было бы опрометчивым полагать, что одни лишь восторги арабской революционной толпы трансформируют Турцию в реального лидера на мусульманских пространствах от Центральной Азии до западной оконечности Магриба. Это только "народы" смотрят на Эрдогана как на эталон премьера государства утонченной, исламской светскости, а на Турцию – как на образец синтеза ислама и демократии, давший в качестве результата крепкую экономику, сытую и благополучную жизнь. 

У тех, кто правит, отношение к Эрдогану совсем иное – с осторожностью и даже подозрительностью. Последние революционные потрясения, конечно, оставили Египет без крепкого руководства, ослабили его, но у его армии и политической элиты нет никакого желания уступать свое традиционное политическое лидерство в арабских странах. Вряд ли это потерпят и в Саудовской Аравии. Или в Иране. Да и восторги масс – это явление временное и быстропроходящее, особенно в арабских странах.

К тому же к наследникам Оттоманской империи у арабов имеется  генетическая неприязнь. Так что о региональной "сверхдержавности" Турции говорить еще очень и очень рано. А даже не теплый, а жаркий прием, оказанный Эрдогану, объясняется отсутствием крепкой альтернативы дома. Так встречают то, что хотели бы иметь у себя.

Демократия турецкого образца как эталон

Местным политикам хорошо бы задуматься над причинами популярности Эрдогана в массах.  Тем более, что у Эрдогана, с его умеренным исламом и консервативным либерализмом, которые блокируют выход радикализма на поверхность, есть чему поучиться.

Демократия турецкого образца и мягкая исламская светскость власти есть действительно нечто особое. Турецкая исламизированная демократичность чем-то напоминает российскую  "суверенную демократию".

Уникальная смесь исламизма и демократии, постоянно растущая экономическая мощь – это как раз то, что вполне может подойти и Египту, и Ливии, и Тунису. Но ни в одном из этих государств не видно пока сил, которые могли бы заполнить вакуум, образовавшийся после свержения диктаторов. На это требуется время.

Эрдоган, естественно, не может не воспользоваться возможностями, которые предоставила ему "арабская весна" и подобрать то, что плохо лежит – влияние, которое утратили ослабленные внутренними потрясениями и Египет, и Сирия, и Ирак, и Ливия. Но не стоит опасаться слишком уж сильного роста такого влияния. Оно будет проходить больше в экономической плоскости. Так, в Каире было объявлено, что Турция увеличивает инвестиции в экономику Египта в три с лишним раза – с 1,5 до 5 миллиардов долларов.

Беспрепятственно собирать урожай с арабских просторов Эрдогану никто не позволит. Потому что его политическая биография тоже не безупречна. До того, как Реджеп Тайип Эрдоган создал свою Партию справедливости и развития (AK) и стал премьером в 2003-м, он состоял в исламской Партии благоденствия. Она была запрещена в 1997-м, и Эрдоган даже провел 4 месяца в тюрьме за пропаганду националистических взглядов.  

Восторженные встречи – это больше демонстрация того,  насколько США и Запад утратили былое влияние в регионе. Особенно в Египте.

Помнится, в 2009-м в Каире тоже бурно встречали тогда еще молодого президента Барака Обаму. Была и его знаменитая программная речь в Каирском университете. Много обещаний изменить курс, больше учитывать интересы арабов, палестинцев, убрать перекосы в сторону Израиля, заставить его прекратить строительство еврейских поселений на оккупированных территориях, добиться заключения мирного соглашения с палестинцами, способствовать созданию независимого палестинского государства. Ничего из этого не выполнено. Арабы устали от невыполненных обещаний нобелевского лауреата.

К Эрдогану, надо сказать, арабские массы подтолкнули и его последние антиизраильские шаги. Фактический разрыв дипотношений с Израилем (он выгнал посла и понизил статус диппредставительства до уровня второго секретаря), ввел запрет на учения израильских ВВС в Турции (Израиль, кстати, теперь проводит их в Болгарии), заморозил все военные связи.

А будучи в Тунисе, турецкий премьер даже пригрозил направить к израильским берегам турецкие военные корабли, если Тель-Авив и дальше будет вести себя в Средиземноморье как вздумается и нападать на "флотилии мира", идущие в блокированную Газу.

Это звучит фантастически для члена НАТО, но в арабском мире прекрасно воспринято.

Поворот от ЕС на арабский восток

Далеко не последний по значимости аспект арабской поездки Эрдогана – это наглядная демонстрация Европе, кого и что она теряет из-за нежелания пустить Анкару в Европейский союз.

Турция подала заявку на вступление еще в 1987-м, но была признана страной-кандидатом только в 1999-м на саммите в Хельсинки. С тех пор переговоры находятся в подвешенном состоянии.

Никто официально не объявил, что Анкаре не место в ЕС. Но неофициально Германия и Франция не хотят иметь в Евросоюзе еще 60 млн человек преимущественно мусульманского населения. И членство обставлено совершенно невыполнимыми для Анкары условиями. Франция, например, требует признать геноцид армян начала прошлого века, что совершенно не реально.

Держать Турцию в НАТО, но не пускать в ЕС? Несколько похоже на "вам место только в прихожей". Ясно, что Эрдогану это не нравится. И он явно поворачивает на арабский, мусульманский восток. Как и обещал.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала