Рейтинг@Mail.ru
Ушла Татьяна Лиознова, мастер пронзительных сцен и мгновений весны - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Ушла Татьяна Лиознова, мастер пронзительных сцен и мгновений весны

Читать ria.ru в
В Москве 29 сентября на 88-м году жизни скончалась режиссер Татьяна Лиознова. Смерть расставляет все по местам, назначая ушедшим свою цену и позволяя разглядеть масштаб покинувшей нас личности.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

В Москве 29 сентября на 88-м году жизни скончалась режиссер Татьяна Лиознова. Смерть расставляет все по местам, назначая ушедшим свою цену и позволяя разглядеть масштаб покинувшей нас личности.

Кинорежиссер – суровое и сложное ремесло, в котором, помимо таланта художника, необходимо иметь твердый, мужской нрав лидера. Татьяна Михайловна, хрупкая женщина с железным характером, такими качествами обладала сполна. Она стала одной из тех немногих, преуспевших в этой нелегкой профессии, требующей колоссальной самоотдачи. 

Одновременно кинорежиссер - счастливая профессия, позволяющая, без остатка растворившись в актерах, сделать то, что Фаина Раневская шутливо называла "плевком в вечность": оставить последующим поколениям свои фильмы.

У Лиозновой немного картин – девять. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии и раскрыли широкий диапазон творческих возможностей своего создателя. Сцены из ее фильмов стали знаменитыми.

Мелодрама "Три тополя на Плющихе" (1967) запомнилась зрителям пронзительной песней "Опустела без тебя земля", которую поет в машине под шум ливня Нюра, героиня Татьяны Дорониной, таксисту Саше в исполнении Олега Ефремова. Кто из зрительниц не ронял слез в этот момент?

Лиознова сняла один из самых культовых советских фильмов ХХ века – "Семнадцать мгновений весны" (1973), с магической музыкой Микаэла Таривердиева, блестящей игрой Вячеслава Тихонова и Леонида Броневого. Именно она придумала одну из самых сильных сцен в сериале – 8-минутную безмолвную встречу Штирлица с женой. Это она уговорила Ефима Копеляна стать "голосом за кадром". Все это вместе взятое, несмотря на некоторые исторические несоответствия, придало фильму черты гениальной законченности.

Да, были при этом и ругань на площадке, и конфликты с отдельными членами съемочной группы. А у какого кинорежиссера, единолично несущего на своих плечах ответственность за такой сложнейший процесс, как создание фильма, этого не бывало? Кино – не только математически выверенная технология, но, прежде всего, эмоции. Она была разной.

Вячеслав Шалевич, сыгравший в картине роль Даллеса, вспоминал, что "было пятьсот человек артистов, и все делали то, что обычно не делают. Татьяна Лиознова сама мне позвонила и пригласила на пробы, чтобы увидеть меня непохожим, другим – вот это была редкая забота со стороны режиссера".

Улицы пустели во время демонстрации сериала, а полюбившиеся персонажи "Мгновений" ушли в виде многочисленных анекдотов в народ. На мой взгляд, это следует рассматривать как высшую форму зрительской любви к фильму.  

Опробовав свои силы в политическом детективе на военную тему, Лиознова неожиданно удивила всех резким жанровым поворотом, сняв производственную драму "Мы, нижеподписавшиеся" (1981) с Леонидом Куравлевым, Юрием Яковлевым, Олегом Янковским. Сколько мы видели таких производственных драм в отечественном кино и телевидении! Но Татьяна Михайловна умудрилась превратить довольно простой сюжет пьесы Гельмана в завораживающий поединок честного и бескомпромиссного человека с приспособленцем, прикидывающимся до поры до времени своим парнем. Многое из этой картины звучит злободневно и сейчас.

А следом грянула комедия с элементами мелодрамы – "Карнавал" (1981), в котором главную роль школьницы-провинциалки Нины, приехавшей покорять столицу, блистательно сыграла молодая Ирина Муравьева. За что по результатам читательского опроса журнала "Советский экран" она была признана лучшей актрисой 1982 года.

Музыкальный же номер "Позвони мне, позвони" в ее исполнении стал не только одной из самых ярких сцен отечественного мюзикла, но и любимой песней миллионов зрителей. Любопытно, что в этой работе Лиознова выступила не только в качестве режиссера-постановщика, но и сценариста.

Последним же ее фильмом стала философская притча об угрозе ядерной войны "Конец света с последующим симпозиумом" (1986). Фильм показали телевидению один раз, а потом запретили. Видимо, чтобы не напоминал о чернобыльской катастрофе. После этого Лиознова ушла из кино. "Я не так уж много сняла, – как-то заметила она. – Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю".

Она была очень сложным и очень талантливым человеком. Она оставила нам свои фильмы, и это главное. Спасибо вам, Татьяна Михайловна, и прощайте.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала