Рейтинг@Mail.ru
Триллер "Заражение": мойте руки перед едой - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Триллер "Заражение": мойте руки перед едой

© Фото : "Каро-Премьер"Кадр из фильма "Заражение"
Кадр из фильма Заражение
Читать ria.ru в
Триллер "Заражение" американского режиссера Стивена Содерберга 13 октября выходит в российский кинопрокат. В США была зарегистрирована эпидемия интереса к этому фильму: в сентябре он был в лидерах кинопроката. Но в России вирус обожания триллера Содерберга едва ли поразит большое число киноманов.

 

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Триллер "Заражение" американского режиссера Стивена Содерберга 13 октября выходит в российский кинопрокат. В США была зарегистрирована эпидемия интереса к этому фильму: в сентябре он был в лидерах кинопроката. Но в России вирус обожания триллера Содерберга едва ли поразит большое число киноманов.

Коммерческая эсхатология

Фильм давно появился в Интернете. Кто хотел увидеть его, тот уже увидел. "540 копиями картина заработает на старте [за ближайший уикенд - ред.] около $1,4 млн", - прогнозирует журнал "Кинобизнес сегодня"

Кроме того, "Заражение" соревнуется с приключенческим тяжеловесом - "Мушкетерами в 3D" Пола Андерсона, боевиком, снятым по нестареющему роману Дюма. Лента о благородных французских удальцах стартует в прокате в тот же день, что и "Заражение", и явно заберет себе часть кинозрителей. Роман Дюма так беспроигрышно кинематографичен, что публику привлекает любая его экранизация. 

А вот "Заражение" заразительной картиной не назовешь, при всей негаснущей популярности эсхатологической темы - ожидания конца света. А тут успели высказаться многие, от жрецов майя до преподобного Гарольда Кэмпинга, предрекавшего Апокалипсис в мае 2011 года, а потом сдвинувшего гибель мира на октябрь. 

Желтая пресса поднимает свои рейтинги регулярными публикациями страшилок о гибели цивилизации от неизвестных вирусов. Содерберг в "Заражении" тоже заинтересовался апокалипсической вирусологией, исследовал манипуляцию человеческим сознанием с помощью страхов, выделил разные штаммы вируса паники. Но изложил тему с бесстрастностью патологоанатома, препарирующего мертвую плоть.

Лента "Заражение" встала в строй громких эсхатологических блокбастеров, среди которых - два фильма-катастрофы Роланда Эммериха: "Послезавтра" 2004 года (триллер об ужасах глобального потепления) и "2012" двухлетней давности - о природных катаклизмах.

Все эти темы - фатальные вирусы, пугающие изменения климата, природные катастрофы - так часто становятся предметом не только серьезных размышлений, но и спекуляций, что их восприятие невольно притупляется. Подобными фильмами никого не удивишь. Да и расстановка сил в таких блокбастерах однообразна и предсказуема: вот невинные жертвы бедствий, вот сильный, устойчивый к стихиям герой, вот самоотверженные спасатели (врачи, ученые), а вот любители ловить рыбу в мутной воде.

В "Заражении" первой жертвой никому не известного смертоносного вируса становится героиня Гвинет Пэлтроу, вернувшаяся домой из командировки в Гонконг. Бесстрашный неуязвимый герой (почти в стиле античных мифов) - ее муж в исполнении Мэтта Дэймона. В числе врачей-спасителей - героиня Кейт Уинслет. Вокруг эпидемии раздувает панику и набирает общественные очки блогер-обличитель (Джуд Лоу).

В триллере Содерберга что ни актер, то звезда, как было и в трилогии "Друзья Оушена". Но если в талантливой трилогии у каждого актера была своя роль-бенефис, то в "Заражении" персонажи Пэлтроу, Дэймона и всех остальных выглядят так же неувлекательно, как персонажи средневековых хроник: вроде бы герой есть, поступки есть, а живых характеров - нет.

Умножение фобий

К рекламе фильма за рубежом (например, в Канаде) привлекли микробиологов, которые от души проиллюстрировали устрашающий посыл "Заражения" картинами из жизни своих постоянных "клиентов" - микробов. Впечатляют ли такие рекламные щиты зрителей? Наверное.

Два года назад документальный фильм "Плесень", показанный в России на Первом канале, вызвал бурные дискуссии. Зрителей лента впечатлила, хотя журналисты "Клуба телепрессы" накануне официальной церемонии ТЭФИ, отдали "Плесени" диплом в номинации "За агрессивную развлекательную антинаучность".

Но для того, чтобы развлечь публику, совсем не обязательно поставлять ей антинаучные факты. Иные научные вирусологические исследования сделаны кинематографичнее и оригинальнее, чем триллер знаменитого мастера - "Заражение". 

Если сравнить, например, известную монографию британского биолога Дэвида П. Кларка "Микробы, гены и цивилизация" о том, как бесчисленные микроорганизмы тысячелетиями выкашивали человеческую популяцию, с фильмом Содерберга, то труд ученого (как и многие другие основательные научные работы биологов, химиков, физиков и т.д.) покажется сценарием для интересного фильма, а опус режиссера будет выглядеть как развернутый рекламный ролик о необходимости чаще мыть руки.

"Вакцины от страха не существует", - гласит один из слоганов "Заражения". Это не совсем так. Такой вакциной обычно было здравомыслие, умение рассуждать логически в самый пик паники. И там, где миф предлагает эсхатологию, более современные искусства могут концентрироваться на умении человека достойно бороться с бедствиями, спасать не только себя самого, но и других. Правда, при этом герои не должны быть механистичными, какими в итоге они получилось у Содерберга.

У режиссера получилось скорее высказывание в стиле Всемирной организации здравоохранения: предостерегающий пресс-релиз о страшных заболеваниях с призывом чаще мыть руки.

Мэтт Дэймон уже не раз рассказывал, как его напугал своим фильмом Содерберг. С тех пор актер с маниакальной частотой моет руки. Зрителей Содерберг пугает обещанием в расцвете сил (ему 48 лет) покинуть кинематограф, с тем чтобы осваивать другие творческие области. Жаль, если он выполнит обещание. Обладатель каннской "Золотой пальмовой ветви" за фильм "Секс, ложь и видео" (1989), "Оскара" за "Трафик" (2000), Содерберг умеет снимать высококачественное кино, в котором есть размышления, а не только популярные страшилки. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала