Рейтинг@Mail.ru
Зачем собирать одаренных детей в базу - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Зачем собирать одаренных детей в базу

Читать ria.ru в
19 октября отметил 200-летие Царскосельский лицей – питомник российских талантов в разных областях: от поэзии до службы государству. Педагоги, пестующие детские таланты сегодня, убеждены, что стране нужна электронная база одаренных школьников – как часть среды, которая развивала бы детские способности.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

19 октября отметил 200-летие Царскосельский лицей – питомник российских талантов в разных областях: от поэзии до службы государству. Педагоги, пестующие детские таланты сегодня, убеждены, что стране нужна электронная база одаренных школьников – как часть среды, которая развивала бы детские способности. Идею создания базы предложила 8 октября на встрече президента с активистами "Единой России" певица "Геликон-оперы" Мария Максакова. Дмитрий Медведев поддержал ее инициативу.

Сейчас в президентской Комиссии по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ идет обсуждение концепции сопровождения – коучинга – талантов, рассказала РИА Новости член Комиссии и заместитель председателя комиссии по развитию образования Общественной палаты России (ОПРФ) Любовь Духанина. По ее словам, к ноябрьскому заседанию Комиссии концепция поддержки одаренных детей должна быть уже сформирована, а "пока собираются дополнительные предложения".

"Государство приняло решение, что поддержка талантов становится одним из главных направлений развития образования", – говорит Любовь Духанина.

Системная поддержка талантов

Поддержка одаренных детей должна стать "системным механизмом, для талантов должен быть создан социальный лифт", подчеркивает Любовь Духанина. Начинать поддерживать детей надо уже с детского сада. По словам эксперта, предполагается "персональный коучинг на этапах детский сад, школа, вуз, аспирантура, докторантура".

Рейтинг школ повышенного уровня >>

Коучинг надо вести "до создания первого социально значимого для страны проекта", уточняет Любовь Духанина. Нужно поддерживать, к примеру, авторские изобретения, победы на международных конкурсах и т.д.

Талантливые дети нередко растут в необеспеченных семьях, "они не могут поехать на Олимпиаду просто потому, что им не во что одеться", замечает замглавы комиссии по развитию образования ОПРФ. Таким детям нужно оказывать социальную поддержку: обеспечивать возможность нормально питаться и одеваться.

"Многие студенты со второго курса вынуждены работать, так как стипендия крайне мала, – продолжает Любовь Духанина. – При этом часто идет нерациональное использование их [интеллектуальных – ред.] ресурсов". По ее мнению, стоит рассмотреть возможность дополнительных социальных стипендий.

При создании базы талантов имеет смысл учесть опыт семи федеральных центров по развитию одаренности (в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Челябинске, Ставрополе и Владивостоке), в которых детей готовят к олимпиадам в дистанционном режиме, проводят дополнительные лекции, позволяют углубленно изучать школьную программу, отмечает Любовь Духанина.

Своя собственная электронная база талантов и система их поддержки существует, например, в Красноярском крае. В ней числятся школьники, имеющие достижения в науке, искусстве и спорте. Детей вывозят в лагеря отдыха, где проводят мастер-классы.

"Важно, чтобы одаренных детей персонально приглашали в кружки, на дополнительные занятия, – сказал РИА Новости исполнительный директор одной из известных московских школ, Московского центра непрерывного математического образования (МЦНМО), Иван Ященко. – Дети должны чувствовать, что они востребованы".

Талантливым ребятам важно обеспечить возможность общения друг с другом, – это один из сильных стимулов к дальнейшему развитию, подчеркивает Иван Ященко. "В школах с углубленным изучением предметов дети постоянно общаются со сверстниками, близкими им по интеллектуальному развитию. А во дворе одаренный ребенок вряд ли найдет много единомышленников".

К работе с талантливыми школьниками нужно шире привлекать ученых, которые могли бы вести индивидуальные проекты ребят. Иван Ященко подчеркивает: "Дети должны видеть, что такое реальная научная работа. Это интеллектуальный марафон. А школьные олимпиады – это всего лишь бег на короткие дистанции".

Эффективный вариант поддержки талантов – к примеру, Турниры Ломоносова – многопредметные олимпиады, организованные математиком Николаем Константиновым в 1978 году и с тех пор проводимые в Москве ежегодно, говорит исполнительный директор МЦНМО. По результатам этого турнира даются грамоты за владение разными предметами.

Еще один способ поддержки талантов – летние школы "Современная математика", в которых участвуют, например, МГУ, Институт открытого образования, ведущие ученые (сюда приезжали, например, академики Владимир Арнольд и Виктор Васильев), студенты и школьники. "Тем самым не теряется связь между выпускным классом и первым курсом вуза", – комментирует Иван Ященко.

Поддержка талантов и потепление человеческого климата

Человеческий климат в обществе улучшится, если создать благоприятную среду для реализации детских талантов, убеждена руководитель московского Городского ресурсного центра одаренности, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Виктория Юркевич.

"Это серьезная нравственная проблема для государства и общества – дать человеку реализовать себя, – подчеркивает психолог. – Нам нужно образование, которое учит мыслить, развивает, показывает проблемные точки в науке".

20% людей в обществе – "элита, или, по крайней мере, активные люди", 80% людей инертны, говорит Виктория Юркевич. "Сегодняшняя драма состоит в том, что многие люди так и не нашли себя, не хотят и не умеют работать".

Человеку нужно дать, как минимум, "паллиативные возможности для развития", считает эксперт. Сейчас для этого существует много технических возможностей: "есть ресурс "Электронная гимназия", есть скайп, есть дистанционное образование". Однако обучение не должно идти бессистемно, уточняет эксперт.

МГППУ сейчас разрабатывает свой проект поддержки одаренных московских учеников. По словам Виктории Юркевич, психологи "пойдут по школам" (на начальном этапе отобрано 34 школы) и будут отбирать мотивированных детей по трем параметрам.

Первый параметр – итоги интеллектуальных тестов. Второй параметр – достижения: победы на олимпиадах, сделанные проекты, участие в конференциях, общественная работа.

"Значим и социальный интеллект ребенка. По сути, нужно учитывать любые движения ребенка, которые говорят о его активности, мотивированности, желании чего-то достичь", – комментирует Виктория Юркевич.

Третий параметр отбора – интересы ребенка, хобби: шахматы, издание журнала, занятия в Школе юного математика и пр. Тут предполагается опрос учителей, одноклассников и родителей, которые должны рассказать, "насколько действительно велика активность ребенка". "Мы берем любых детей с яркой мотивацией, которые хотят себя в этой жизни что-то сделать", – заключает Виктория Юркевич.

Вовремя вскочить в социальный лифт

Существует этап, на котором мозг ребенка оказывается готов к серьезным изменениям, к интеллектуальной нагрузке. Этот момент нельзя пропускать, подчеркивает профессор МГППУ Виктория Юркевич. Нужно обеспечить мозгу интеллектуальную пищу, вовремя дать ему программу развития, а ребенку предоставить возможность самоактуализации.

Но тут возникает вопрос, восприимчивы ли педагоги к таким моментам в жизни ребенка, и насколько они вообще готовы работать с одаренными детьми.

"В работе с талантами движущей силой служит сообщество энтузиастов", – говорит исполнительный директор Московского центра непрерывного математического образования Иван Ященко. По его мнению, государство должно адресно поддерживать таких педагогов, создать фонд, аналогичный Российскому фонду фундаментальных исследований, предоставляющему ученым гранты на конкурсной основе.

Для обычных среднестатистических педагогов одаренные дети "зачастую некомфортны", говорит заместитель председателя комиссии по развитию образования ОПРФ Любовь Духанина. По ее словам, "учителя порой одинаково воспринимают детей с плохим воспитанием и детей с мотивацией, то есть не отличают одних от других". В итоге одаренные дети учатся по банальным программам, хотя нуждаются в насыщенных программах с опережением.

По мнению Любови Духаниной, педагогам, работающим с юными талантами, зачастую нужно повышение квалификации.

Существует и такая проблема, как непредсказуемость успехов, добавляет Виктория Юркевич. "Обычный ребенок может вдруг поразить своими достижениями. И, наоборот, одаренный ребенок может как раз ничего не добиться", – поясняет психолог.

Если у ребенка есть способности, но нет мотивации, то способности могут в конечном итоге пропасть, замечает руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский.

Учителя школ нередко замечают такое явление, как "олимпиадный спорт", говорит Иван Ященко. Дети рассматривают олимпиады как свое основное занятие и, вместо того, чтобы учиться, только и ездят на олимпиады.

Такой "олимпиадный спорт" создает у ребенка искаженную картину реальности. "Я принципиальный противник олимпиад в начальной школе, когда ребенку говорят, что он первый в Москве по тому или иному предмету", – говорит исполнительный директор МЦНМО. Это вредно и для самого ребенка (он может начать чувствовать себя звездой), и для его одноклассников.

"Ребенок должен понимать, что олимпиада – это игра. Очень много положительных примеров, когда победители олимпиад находили впоследствии хорошую работу, но много и отрицательных примеров, когда вундеркинды в конечном итоге теряли себя и спивались", – замечает Иван Ященко.

У "непрерывной селекции талантов есть серьезный момент: конкуренция детей между собой", подчеркивает руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский. По его убеждению, нельзя создавать такую атмосферу, при которой дети бы постоянно нервничали. "Те, кто не попадет в число избранных, будут озлоблены и демотивированы", – говорит ученый.

"Дети должны чувствовать, что социальный лифт – справедливый, что они могут вовремя вскочить в него, и он их поднимет", – резюмирует Давид Константиновский.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала