Рейтинг@Mail.ru
Крестный отец киномузыки Нино Рота - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Крестный отец киномузыки Нино Рота

© Фото : WikipediaКинокомпозитор Нино Рота
Кинокомпозитор Нино Рота
Читать ria.ru в
Киномузыка может быть приятным сопровождением к сюжету фильма, а может стать сердцебиением и дыханием, кардиограммой эпохи. Такую музыку сочинял итальянец Нино Рота, музыкальный соавтор картин Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы. Со дня его рождения – 3 декабря 1911 года – прошел ровно век.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Киномузыка может быть приятным сопровождением к сюжету фильма, а может стать сердцебиением и дыханием, кардиограммой эпохи. Такую музыку сочинял итальянец Нино Рота, музыкальный соавтор картин Феллини, Висконти, Дзеффирелли, Копполы. Со дня его рождения – 3 декабря 1911 года – прошел ровно век.

Пособие по человеческой душе

И это был век Нино Роты, говорит кинокомпозитор Владимир Дашкевич. "Музыка Рота лучше всего расскажет о том, каким был и что чувствовал человек в ХХ веке", – считает собеседник агентства.

"Рота – энциклопедический художник, – вторит композитор Александр Журбин. – И в его музыке поражает сочетание удивительной мелодической яркости, которая сразу проникает в душу, и изысканности. Он никогда не был банален".

И действительно, каждое сочинение Нино Роты – от вальса в "Рокко и его братьях" Висконти до музыки в "Сладкой жизни" и "Восьми с половиной" Феллини и лирической темы в "Ромео и Джульетте" Дзеффирелли – это новое душевное откровение, страстное высказывание остро чувствующего человека.

Нино Рота услышал многоголосье своей эпохи и передал его в музыке. В его сочинениях звучат человеческие надежды и иллюзии, насмешка судьбы над ними, ранимость человека и его желание любить. Музыка итальянского кинокомпозитора посвящена человеку, который в поисках истины охотно путешествует в собственное подсознание.

В сочинениях Роты "есть настоящая человечность, а это и есть главная задача музыки", добавляет Владимир Дашкевич.

"Крестный отец" в музыке и в кино

Рота родился в Милане, жил в Риме, а после окончания Римской консерватории уехал работать в США. Одним из его учителей в Америке был Игорь Стравинский, смелый реформатор музыки, а дирижерскому мастерству Нино учился у Артуро Тосканини – "волшебника дирижерского пульта".

Рота вобрал в себя американские ритмы и мелодии, а потом, спустя годы, претворил их в музыку к "Крестному отцу" (1972) Френсиса Форда Копполы – киносаге в той же мере американской, в какой и итальянской. Кстати, за музыку ко второй части "Крестного отца" (1974) Рота получил "Оскара", и музыкальная тема киноромана Копполы стала культовой для многих киноманов.

Советские дети частенько знакомились с ней благодаря мультику "Контакт", в котором человек напевает пришельцу из космоса тему "Крестного отца". На сайтах любителей кино множество эмоциональных отзывов о музыке к фильму Копполы. Ее называют "неотразимой", "пронзительной", "музыкой на всю жизнь".

"Я хорошо знаком с Копполой, обожаю "Крестного отца" и музыку к нему. Мой сын сейчас работает с Копполой", – рассказывает Александр Журбин. В самом начале работы над музыкой к фильму режиссеры часто просят: "Сделай музыку так, как в "Крестном отце"", смеется композитор.

И все же работа с Копполой не столь показательна для Нино Роты, как работа с Феллини, Висконти и Дзеффирелли.

У Феллини, например, картины более "интровертные", там "все внутри [в человеческом сознании]", Коппола же "потребовал от Роты более экстравертного музыкального выхода", комментирует Владимир Дашкевич.

Но и у Копполы, и у Феллини, и у Висконти, и у Дзеффирелли Рота проявил себя "удивительно тонким и точным художником", подчеркивает композитор.

"Из Нино Роты вырос Эннио Морриконе – нынешний кумир", – говорит Александр Журбин.

Так или иначе, влияние Роты сказалось в творчестве Джона Уильямса, работавшего со Стивеном Спилбергом, Анджело Бадаламенти, сочинявшего музыку к картинам Дэвида Линча, Ханса Циммера – музыкального "соавтора" лент Ридли Скотта. Среди "учеников" Нино – Мишель Легран, Клинт Менселл, Горан Брегович, Говард Шор и другие композиторы.

Нино Рота – знаковый композитор "для тех, кому 50, 60, 70 лет", замечает Александр Журбин. "Мы все подпали под его сильное влияние, когда к нам пришли фильмы Феллини и "Крестный отец" Копполы, – признается композитор. – В одном своем сочинении я даже немного подражал музыке Роты из феллиниевской "Репетиции оркестра". Александр Журбин добавляет: "Когда я первый раз оказался на Западе, я первым делом купил виниловую пластинку произведений Нино Роты. И я до сих пор с наслаждением слушаю его музыку".

Нино Рота стал одним из "наставников" и для 30-40-летних кинокомпозиторов, говорит о своих сверстниках Ольга Ламекина, автор музыки к сериалам и документальным фильмам.

Во многих кинофильмах музыка – исключительно "фоновая", считает собеседница агентства.

"Лишь у некоторых кинокомпозиторов музыка яркая, индивидуальная, которая при этом удивительно вписывается в картину и создает ее неповторимую мелодическую ауру", – замечает Ольга Ламекина. Рота в этом смысле – "один из эталонов и учителей", подчеркивает она.

Музыка Рота эмоциональнее музыки Моцарта?

Дмитрий Шостакович утверждал, что сочинение киномузыки "дает композиторам блестящие уроки" – плодотворно влияет на музыкальную лабораторию. Арам Хачатурян замечал, что работа в кино укрепляет контакт композитора с публикой. Нино Рота – по образованию "классический" композитор – нашел контакт с публикой именно в кино, хотя и написал восемь опер, пять балетов и симфонии.

В отличие, например, от Френсиса Лея, композитора-любителя, автора популярной музыки к фильму "Мужчина и женщина" Клода Лелуша, Нино Рота был профессиональным композитором, который мастерски владел формой произведения и сам оркестровал свои сочинения, говорит Александр Журбин.

Рота – один из самых ярких и проникновенных симфонистов и мелодистов ХХ века, считает Владимир Дашкевич. Его музыкальные темы – это "маленькие симфонии, врезанные внутрь картины". Ему удавалось все: и буффонада, и лирика, и эпическая музыка – как, например, в "Ватерлоо" (1970) Сергея Бондарчука.

"Жаль, что музыка Роты редко звучит в концертных залах. Ведь она воспринимается как самое ценное, что было создано в ХХ веке, – говорит кинокомпозитор. – Сочинения Нино должны вернуться из кино в свое филармоническое пространство".

Слушая произведения итальянского кинокомпозитора, мы испытываем "то же почти болевое, шоковое состояние", что и от традиционной симфонической музыки, подчеркивает Владимир Дашкевич. По эмоциональному воздействию музыка Нино Роты порой сильнее, чем "сочинения Моцарта и старинных мастеров", считает собеседник агентства.

Владимир Дашкевич поясняет: "Когда слушаешь Моцарта и других композиторов его поколения, часто воспринимаешь, скорее, техническую сторону исполнения. Они почти как циркачи, которые открывают перед нами весь свой исполнительский аппарат, чтобы мы оценили их виртуозность". Но музыка должна оставлять след в душе, продолжает кинокомпозитор.

"Это наиболее ценное качество Нино Роты – его музыка не прекращается по окончании фильма, она живет в тебе и дальше. И многие ее полутона и оттенки мы улавливаем, когда картина уже кончилась", – говорит Владимир Дашкевич.

Нино Рота умер в 1979 году, а современники все так же очарованы его музыкой и продолжают разгадывать тайну его таланта.

"Сладкая жизнь" с Феллини, Висконти и Дзеффирелли

В российском кинематографе хорошо известны удачные дуэты режиссеров и композиторов. Взять, к примеру, Сергея Эйзенштейна и Сергея Прокофьева, Эльдара Рязанова и Андрея Петрова, Никиту Михалкова и Эдуарда Артемьева (кстати, автора музыки и к картинам Андрея Тарковского), Татьяну Лиознову и Микаэла Таривердиева, Марка Захарова и Геннадия Гладкова, Игоря Масленникова и Владимира Дашкевича.

И все же в большинстве кинодуэтов партия композитора – обычно вспомогательная, а киномузыка лишь углубляет драматургию фильма и помогает расставить эмоциональные акценты.

Нино Рота сделал киномузыку самоценной, почти превратив ее в новое действующее лицо фильмов.

Фактически Рота сделал с музыкой в кино то же самое, что Чайковский сделал с музыкой в балете: симфонизировал ее, придав ей самостоятельную значимость и дав ей возможность жить полноценной жизнью отдельного произведения.

И, вместе с тем, итальянский кинокомпозитор удивительно угадывал настроения Феллини, Висконти и Дзеффирелли и точно перекладывал их на музыку. А если в фильмах Феллини "Амаркорд" и "Дорога" убрать музыку из ряда эпизодов (тех, которые держатся только на ней), фильм просто провиснет, говорит Александр Журбин.

"Феллини оставил музыку на откуп композитору", – вторит Ольга Ламекина. Без музыки Нино Роты фильмы Феллини, возможно, смотрелись бы иначе, считает она.

Рота фактически стал соавтором Феллини, делает вывод Александр Журбин.

Феллини неотделим от итальянцев, равно как и Рота, говорит Ольга Ламекина. Нино Рота придавал национальную окраску музыке, и это совпадало с задачами Феллини в кино.

"Это называется одна группа крови", – характеризует сотрудничество режиссера и композитора Владимир Дашкевич.

Мелодии Роты к фильмам Феллини сразу вызывают в памяти лица Марчелло Мастроянни и Джульетты Мазина – двух любимых актеров итальянского режиссера (Мазина была женой "великого Федерико"). Вальс из "Рокко и его братьев" (1960) Висконти заставляет вспоминать Анни Жирардо, сыгравшую в этом фильме роковую и несчастную красавицу Надю (Рокко играл Ален Делон). Лирическая тема из "Ромео и Джульетты" (1967) Дзеффирелли – фильма, в котором сыграли совсем юные тогда Оливия Хасси и Леонард Уайтинг, – по сей день вызывает массу восторженных откликов киноманов.

На похоронах Федерико Феллини звучала музыка Нино Роты. Она прерывала (или дополняла) заупокойную мессу. Оба художника оставили кинематографу настоящие сокровища. А Нино Рота сделал еще и подарок киномузыке, научив ее быть гордой и значительной.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала