Рейтинг@Mail.ru
Марина Неелова, воплощенная тайна женственности - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Марина Неелова, воплощенная тайна женственности

Читать ria.ru в
Тех, кто не любит актрису Марину Неелову, раздражают, как правило, три вещи: аристократизм ее манер, закрытость жизни и ее загадочная, кажущаяся капризной женственность. Но и те, кто не жалует ярчайшую звезду «Современника», уважают ее смелый и сложный талант вкупе с высочайшим профессионализмом.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости

Тех, кто не любит актрису Марину Неелову, раздражают, как правило, три вещи: аристократизм ее манер, закрытость жизни и ее загадочная, кажущаяся капризной женственность. Но и те, кто не жалует ярчайшую звезду «Современника», уважают ее смелый и сложный талант вкупе с высочайшим профессионализмом. «Она родилась актрисой», - говорят о Нееловой друзья. 8 января актриса отмечает 65-летие.

Двуликая женская душа

Многие героини Марины Нееловой в театре и кино переживают изматывающий конфликт душевной силы и слабости.

Ее королева Британии Елизавета I усилием воли подавляет в себе сестринские чувства к Марии Стюарт («Играем... Шиллера!» в постановке 2000 г Римаса Туминаса). Раневская в чеховском «Вишневом саде» в «Современнике», с одной стороны, нежна и душевна, а с другой стороны - временами жестока и бестактна. Американские критики, видевшие премьеру этого спектакля «Современника» на Бродвее, отмечали, что Раневская в исполнении Нееловой -- это постаревшее дитя, не желающее признать свершившийся трагический факт - гибель родового поместья.

Алла в «Осеннем марафоне» (1979) Георгия Данелии, с одной стороны, пытается отстоять свою независимость и достоинство, а с другой - с отчаяньем держится за отношения с бесхарактерным, боязливым человеком. И даже Анна Андреевна в «Ревизоре» (1996) Сергея Газарова по комедии Гоголя - странный микс власти над мужем и детской наивности. Другие персонажи Нееловой тоже, как правило, противоречивы, ранимы и переменчивы.

По сути, две героини Нееловой в «Сладкоголосой птице юности» Теннесси Уильямса в «Современнике» (постановка 2002 г.) - стареющая звезда Принцесса Космонополис, борющаяся с возрастом, и рано увядшая Хэвенли, пережившая трагедию, - это два лика женской души, сильной и слабой одновременно.

Тихий женский героизм

Многократно воплотив универсальную женскую суть, Неелова при этом создала и вполне конкретный, узнаваемый и точный образ российской (советской) женщины средних лет, не слишком счастливой, но настойчиво ищущей счастье, мечтающей о надежном возлюбленном и готовой идти на жертвы ради таких отношений.

Героини Нееловой не останавливали на скаку коней, не входили в горящие избы - вопреки канону, сформулированному Николаем Некрасовым, но порой переступали через себя, побеждали свои слабости, а это тоже эквивалент мужества и смелости.

Одна из типичных героинь Нееловой начала 1980-х - 30-летняя Нюра Позднякова в фильме «Дамы приглашают кавалеров» Ивана Киасашвили, которая не слишком уверена в себе и почти отчаялась найти мужа, но все-таки продолжает сама себя тянуть из жизненной трясины, как неустрашимый оптимист барон Мюнхгаузен в книге Рудольфа Распе.

Героиня Нееловой в фильме «Ты у меня одна» (1993) Дмитрия Астрахана - Наташа, безупречная жена и хлопотливая мать почти взрослой дочери, уже устала спасать семью из бытового болота. Но, кроме нее, это делать некому (многие мужчины, в том числе муж Наташи Евгений, в начале «лихих 1990-х» морально сдались, потеряли веру в себя). И героиня Нееловой оказывается главой семьи, решает все проблемы сама.

Тонкая кожа, обнаженные нервы, железная самодисциплина

Когда Неелова играла в «Сладкоголосой птице юности», за ее здоровье и рассудок становилось попросту страшно. Ее тяжелейшие, жестокие к своему исполнителю роли в этом спектакле кого угодно измотают и душевно, и физически. Но хрупкая Марина Неелова, как всегда, не играла, а жила на сцене на пределе человеческих сил.

Неелова - почти последняя из тех актеров-«могикан», кто считает необходимым по-настоящему перевоплощаться на сцене и в кадре, вживаться в героя, органически усваивать логику его характера.

Актриса выбрала этот затратный по силам и нервам способ взаимоотношений с искусством уже с первых своих киноролей - в «Старой, старой сказке» (1968) Надежды Кошеверовой (роли взбалмошной принцессы и дочери трактирщика) и «Монологе» (1972) Ильи Авербаха (роль обманутой любовником девушки Нины).

«Она гениально перевоплощается - в мужчину ли, в женщину, и становится другим человеком, -- говорит о ней коллега по «Современнику» Игорь Кваша. - Никогда и ни у кого я больше не видел такого дара».

Неелова - актриса, которая может все, заключает актер.

Она всегда побеждала природную робость и страх перед актерами, с которыми играла бок о бок, и трудилась, не щадя себя. Надо было повторить сцену дикой истерики Нины в «Монологе» -- и Неелова с готовностью записывала новый дубль. Надо было на съемках переносить дикий холод - она переносила. Она не боится выглядеть гротескно, уродливо, как в спектакле «Шинель» (2004) Валерия Фокина по повести Гоголя, в котором она играет Акакия Башмачкина.

«Бог дал ей тонкую кожу и обнаженные нервы, - говорит о своей коллеге по «Современнику» Лия Ахеджакова. - Но я ни разу не видела в театре ее проявлений истерии, каких-нибудь срывов, женских нервов... У нее отношение к профессии как к миссии».

Галина Волчек, художественный руководитель «Современника», не раз рассказывала о комедийном таланте Нееловой: актриса, импровизируя, умеет создавать уморительно смешные сценки. Ее бенефисы как блистательной комической актрисы - телевизионный театр одного актера, фильм Камы Гинкаса «Граф Нулин», снятый к 200-летию со дня рождения Пушкина в 1999 году, и спектакль «Шинель». Обиженного «маленького человека» Башмачкина Неелова сыграла и с юмором, и с трагизмом, сделав спектакль гениальной печальной клоунадой, которая бередила душевные раны зрителей.

Роли, которых не было

Искусствовед Виталий Вульф как-то заметил, что Марина Неелова не сыграла многих ролей, предназначенных для актрисы ее склада, - например, Нины Заречной в чеховской «Чайке», Ларисы в «Бесприданнице» Островского.

Можно только вообразить себе, какой замечательной Бланш Дюбуа из «Трамвая «Желание»» Теннесси Уильямса была бы Неелова. Эту роль великолепно сыграла Вивиен Ли в фильме Элиа Казана, а неподражаемой российской Бланш была Светлана Немоляева. Можно не сомневаться, что если бы Неелова сыграла роль несчастной, истерзанной душевными муками и человеческой жестокостью мисс Дюбуа, зрители ушли бы из театра в потрясении.

В середине 1990-х Неелова играла мало - вместе с мужем-дипломатом и дочерью Никой она жила во Франции и Нидерландах. И тогда театр «Современник» подстраивал свою программу под Неелову.

Сейчас семья Нееловой живет в России, и актриса снова снимается и играет на сцене чаще. В 2009 году она сыграла в ироническом детективе Александра Хвана «Предлагаемые обстоятельства» актрису Веру Стрельникову. Два года назад Неелова, когда-то озвучивавшая советские мультики про Алису в Стране чудес, участвовала в озвучании одноименной приключенческой сказки, снятой Тимом Бертоном. Голосом Марины Нееловой заговорила Соня, героиня безумного чаепития со Шляпником и Мартовским зайцем.

Марина Неелова хрупка, загадочна, неприступна для прессы. Это актриса, в которой есть тайна - не мнимая, напускная, как у многих молодых звезд, а подлинная: тайна бесконечного таланта, помноженного на силу воли и достоинство.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала