Рейтинг@Mail.ru
Религиозное слово и экстремистское дело - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религиозное слово и экстремистское дело

В экстремизме можно обвинить священные тексты любых религий, и не только их

© РИА Новости / Яков Андреев Суд отказал прокуратуре в запрете книги «Бхагавад-гита как она есть"
Суд отказал прокуратуре в запрете книги «Бхагавад-гита как она есть
Читать ria.ru в
Томские прокуроры по-прежнему считают книгу "Бхагавад-гита как она есть" достойной помещения в черный список. На этой неделе прокуратура Томска подала апелляцию на решение Ленинского районного суда города от 28 декабря 2011 года, согласно которому заявителям, то есть самим прокурорам, было отказано в признании этой книги экстремистской.

Илья Бер, для РИА Новости.

Томские прокуроры по-прежнему считают книгу "Бхагавад-гита как она есть" достойной помещения в черный список. На этой неделе прокуратура Томска подала апелляцию на решение Ленинского районного суда города от 28 декабря 2011 года, согласно которому заявителям, то есть самим прокурорам, было отказано в признании этой книги экстремистской.

Если спросить обычного россиянина, что он знает про индуизм вообще и кришнаизм в частности, наверняка содержательных ответов будет немного. Кто-то на новой волне любви к Высоцкому, старательно подогретой промоутерами недавнего фильма, вспомнит "Песенку о переселении душ" и строки: "Хорошую религию придумали индусы: Что мы, отдав концы, не умираем насовсем". Другим придет на ум песня Гребенщикова с упоминанием того, как "Харе Кришна ходят строем по Арбату и Тверской".

До недавнего времени этим бы, пожалуй, и ограничилось. Тем более, что в Москве кришнаитов уже много лет днем с огнем не сыщешь, ни на Арбате, ни на Тверской, ни в метро, где раньше они активно раздавали свою "Бхагават-гиту".

Однако полгода назад ситуация изменилась, когда в Томске местные правоохранители, заручившиеся поддержкой РПЦ, решили пойти войной на самый популярный в западном мире комментированный перевод главной священной книги кришнаитов – "Бхагават-гита как она есть". Прокуратура Томска подала иск в суд с заявлением о признании книги экстремистской и внесении ее в федеральный список экстремистских материалов.

То есть священная чуть ли не для миллиарда человек, населяющих землю, книга должна была стать, по их мысли, в один ряд с некоторыми брошюрами "Свидетелей Иеговы", "Завещанием" Аятоллы Хомейни, книгами Гитлера, Геббельса и Муссолини.

Тут нужно оговориться. Заявители, а за ними и МИД России, уверяют россиян и индусов, что против самой древней книги они ничего не имеют. Во всем виноват плохой комментарий, опубликованный в 1968 году основателем вайшнавской религиозной организации "Международное общество сознания Кришны" Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который якобы исказил содержание "Бхагават-гиты" в угоду собственным воззрениям. Искажения в русском переводе его труда, правда, преимущественно лингвистического толка, подтверждают и специалисты-индологи.

Однако даже поверхностное изучение вопроса позволяет сделать вывод, что это – не более чем уловка. Не комментированное издание "Бхагават-гиты" современному русскоязычному читателю будет непонятно, а других сравнимых по популярности и тиражу комментированных изданий просто нет. Поэтому речь де факто идет именно о запрещении или кардинальном ограничении доступа желающих к священному индуистскому писанию.

В чем же конкретно обвиняют книгу "Бхагават-гита как она есть"? Оказывается в том, что в книге содержатся указания на исключительность кришнаитов по отношению к последователям других религий и в том, что этот момент подчеркивается очень жестко, с использованием таких слов, как "глупец", "невежда", "недалекий", "демоны" "свиньи", "ослы". А также в том что, "книга пропагандирует ограничение свободы женщин".

Генеральный директор Центра "Церковь и Международные отношения" МГИМО, доктор исторических наук, профессор Андрей Зубов объяснил РИА Новости, что на этом основана любая религиозная традиция. Ни одна религия не говорит о том, что другие религии ничем не хуже ее. Тогда, по его словам, бессмысленно было бы исповедовать эту религию.

"Например, христиане говорят, это можно найти в текстах, что тот, кто не будет веровать в Иисуса Христа, тот не спасется. Разве это не исключительность христиан? В исламе тоже есть немало разговоров об исключительности мусульман в деле спасения. В иудаизме евреи и вовсе названы избранным народом. То же можно сказать и про зороастризм. Как раз в индийских религиях это в меньшей степени выражено. Но все равно адепты любой религиозной группы, даже отдельной конфессии внутри религии, всегда утверждают свою правоту. Протестанты относительно католиков, кальвинисты относительно лютеран, пятидесятники относительно других евангелистов и так далее", – рассказывает Зубов.

Что касается томского процесса над "Бхагават-гитой как она есть", Зубов говорит следующее: "Этому комментарию уже добрых полвека, это сугубо религиозный комментарий, и он нигде не вызывал каких-то экстремистских выплесков. Наоборот, кришнаиты считаются весьма миролюбивым сообществом. Поэтому нет никаких причин обвинять перевод, сделанный Свами Прабхупадой, в каком-то намеренном искажении текста, ведущим к экстремизму. Этих элементов вообще в тексте нет".

Президент Института религии и политики, доктор наук, исламовед Александр Игнатенко отметил в беседе с РИА Новости, что в экспертизе текста, в том числе на экстремизм, важен не столько сам текст, сколько контекст.

Он рассказал, что, например, в исламе есть гигантский корпус священных текстов. Их все досконально не знает ни один человек в мире. И именно от современного человека, последователя этой религии, зависит то, что он берет из этого неописуемого по размерам наследия.

Если он, а не прокурор или судья, выдергивает из этих книг призыв уничтожать неверных или вести войну против тех, кто не верует в Аллаха, то вся ответственность ложится на него, а не на священное писание.

Выдернуть отдельные слова и фразы, звучащие по-экстремистски, можно из священных текстов любой религии. Фраза "не мечите бисер перед свиньями" встречается в Нагорной проповеди Иисуса Христа. В том же Евангелии от Матфея Иисус говорит: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее И враги человеку – домашние его".

В Книге Притчей Соломоновых из Ветхого завета указывается на обычай еврейских и арабских женщин продевать в ноздри золотые кольца и другие драгоценные украшения и говорится: "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная". Во втором послании апостола Петра сказано, что человек, принявший христианство, но нарушающий заповеди Христовы, подобен псу, который возвращается на свою блевотину, или вымытой свинье, которая идет валяться в грязи.

Если воспринимать приведенные цитаты буквально, мало кому они могут понравиться.

По мнению Андрея Зубова, в Библии "есть сильные образы, которые оскорбляют тонкое ухо, но это опять-таки свойственно многим религиозным системам, практически всем".

Для демонстрации важности понимания исторического контекста при восприятии любых текстов Александр Игнатенко привел пример из истории Великой Отечественной войны:

"В тот период очень хороший публицист, поэт и писатель Илья Эренбург написал коротенькую статью "Убей немца" (на самом деле статья называлась просто "Убей!" – Ред.). Эту статью в виде листовок распечатали в миллионах экземпляров, и ее можно было увидеть везде, где была Красная армия, где была Советская власть".

"Но если мы сейчас начнем развешивать на Таганке, где я нахожусь, листовки с текстом Эренбурга, то нас, наверное, нужно будет привлечь к ответственности по 282-й статье", – замечает Игнатенко.

При этом на вопрос РИА Новости, нужно ли в таком случае будет внести этот текст Эренбурга в список экстремистских материалов, Игнатенко ответить затруднился.

Конечно, статью Эренбурга с призывом "Убей немца" и многие другие подобные тексты военных лет, как, например, стихотворение Симонова с окончанием: "Сколько раз увидишь его, Столько раз его и убей!", – прочитав их сегодня буквально, можно обвинить в экстремизме и поместить в "Индекс запрещенных книг". Но надо ли это делать?

Вся история человечества доказывает, что, во-первых, рукописи не горят, а во-вторых, с идеями нельзя бороться с помощью пушек или наручников. С ними можно бороться только другими более сильными идеями.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала