Рейтинг@Mail.ru
Любовь Орлова между Сталиным и народом - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Любовь Орлова между Сталиным и народом

Читать ria.ru в
Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, "где так вольно дышит человек", 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Советский Союз был во многом страной мифов, и одним из таких мифов стали героини народной артистки СССР Любови Орловой. Человеку, который подарил миллионам советских зрителей несколько красивых киносказок о том, что нет другой страны, "где так вольно дышит человек", 11 февраля исполнилось бы 110 лет.

Оказаться в нужном месте и в нужное время

Физиологи знают, что положительные эмоции способствуют выработке так называемых гормонов счастья, которые подавляют боль и улучшают состояние больных. Таким "гормоном счастья" для советского общества 1930-1940-х годов несомненно были лучшие фильмы Григория Александрова - "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", главным украшением которых стала ослепительно красивая и очень талантливая актриса из скромной дворянской семьи.

Страна надрывалась на бесконечных стройках социализма и беломорканалах, зловещие "воронки" по ночам увозили очередную порцию арестованных "врагов народа", а в кинотеатрах счастливые зрители наслаждались музыкальными комедиями с участием Любови Орловой.

Почему именно она стала главной советской киноактрисой? По мнению кинорежиссера Владимира Наумова, Орлова просто попала в нужное место в нужное время.

"Она была очень красивой женщиной, артистична, талантлива - обстоятельства, которые очень редко сходятся в одном человеке", - рассказал Наумов в интервью РИА Новости. По своей женской ауре Орлова напоминает Владимиру Наумову знаменитую американскую актрису Мэрилин Монро, но при этом он считает Любовь Петровну намного более интересной личностью.

Главный заказчик

Впрочем, говоря о "нужном месте" нельзя забывать и о главном "кинопродюсере" 1930-1950-х годов - Иосифе Сталине, который зорко курировал советский кинематограф, справедливо видя в нем мощный агитационный ресурс. А ресурсу требовался новый киногерой - энергичная и обаятельная личность, весело шагающая в светлое будущее.

Любовь Орлова, которая, вдобавок к своей красоте, отлично играла на музыкальных инструментах, великолепно танцевала и сама выполняла различные трюки, в том числе, акробатические, стала ярким символом нового советского общества.

Неудивительно, что вождь народов сразу же оценил по достоинству ее таланты и изысканный артистизм. В 1934 году, когда был убит Сергей Киров и в стране начал раскручиваться маховик массовых репрессий, у публики появилась развеселая Анюта из "Веселых ребят".

Но родилась самая яркая советская кинозвезда после просмотра "Веселых ребят" лично Генеральным секретарем ЦК ВКП (б). В ходе камерного киносеанса тогдашний нарком обороны Клим Ворошилов сообщил вождю, что уже смотрел фильм и "смеялся до упаду". В ответ Сталин заметил, что "картина эта дает возможность интересно, занимательно отдохнуть. Испытали ощущение - точно после выходного дня. Первый раз я испытываю такое ощущение от просмотра наших фильмов, среди которых были весьма хорошие".

Напоследок Сталин заявил, что марш из кинофильма ("Нам песня строить и жить помогает") несомненно пойдет в массы, и отдал распоряжение, чтобы песни из "Веселых ребят" были записаны на граммофонные пластинки.

Невидимые миру слезы

Занимательно отдыхала публика и в дальнейшем. К 1936 году, когда зловещий карлик, нарком внутренних дел Николай Ежов приступил к осуществлению большого террора, а многим репрессированным клеили стандартное обвинение в шпионаже, советский обыватель сострадал бедной американке Марион Диксон из кинофильма "Цирк", которую жестокий импресарио фон Кнейшиц третировал из-за наличия у нее чернокожего сына.

Картина получилась просто гимном доброты и тепла. Особенно ее финал, где простые советские люди передавали друг другу милого негритенка, спасая его от злобного импресарио, и напевали ему на разных языках ласковые колыбельные песни. А самой мощной точкой ленты стала "Песня о Родине" Василия Лебедева-Кумача и Исаака Дунаевского с ее жизнеутверждающим началом "Широка страна моя родная!".

Позднее, в перестроченные годы, этот музыкальный панегирик СССР удостоился от пересмешников пародии: "Я другой такой страны не знаю,//Где так вольно, смирно и кругом!"

В 1938 году, когда уже состоялись расстрельные процессы над троцкистами-зиновьевцами и высшим руководством Красной Армии во главе с Михаилом Тухачевским, на экраны страны вышла "Волга-Волга", где Орлова сыграла, пожалуй, самую знаковую и узнаваемую свою роль - задорную письмоносицу Дуню Петрову по прозвищу Стрелка.

Почти никто не знал, что одному из авторов сценария, Николаю Эрдману, вернувшемуся из ссылки, было запрещено проживать в столице; что оператор Владимир Нильсен, снявший большую часть фильма, был обвинен в шпионаже и расстрелян; а первый муж Орловой Андрей Берзин повторно отправлен в ГУЛАГ.

Все эти невидимые миру слезы обнаружились лишь спустя десятилетия, а тогда фильм был с восторгом встречен широкими трудящимися массами. Остался доволен им и главный заказчик, который в годы войны подарил копию фильма президенту США Франклину Рузвельту. Сама же Орлова удостоилась в 1941 году Сталинской премии за исполнение роли Марион Диксон в "Цирке" и Стрелки в "Волга-Волга".

Эталон стареть не может

"Да, это наивные тексты, но посмотрите, какая энергия, какой чистый глаз, никаких насмешек, народ был счастлив", - рассказал в интервью РИА Новости народный артист РСФСР Валентин Гафт. По его словам, зрители 1930-х воспринимали Орлову как актрису-мечту, а ее фильмы - как рассказ "о великой жизни замечательно красивых, свободных людей, которые строят что-то необыкновенно хорошее, человеческое. И в этом трагедия этого времени".

И в чем-то это личная трагедия Любови Орловой. После смерти Сталина ее ослепительная кинокарьера оборвалась. Потом было всего лишь несколько фильмов, которые современники расценили как неудачные. В итоге, звезда экрана вернулась туда, откуда и пришла в кинематограф - в театр.

По мнению актера и режиссера Василия Ливанова, дело не только в изменении политической конъюнктуры. В интервью РИА Новости он подчеркнул, что каждое время выдвигает свое собственное представление о женской красоте, главным выразителем которого является кино.

"Она не была актрисой, которая играла разные роли. Она всегда была собой, кого бы ни играла. Ее ждали, такую Орлову, эталон женской красоты. А эталон стареть не может", - рассказал Ливанов.

Красивые, но наивные сказки повзрослевшему зрителю были уже неинтересны, а актриса-мечта уже была не той, прежней. Заканчивалось ее время, наступало бессмертие.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала