Рейтинг@Mail.ru
Кого китайский премьер пугал "культурной революцией" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кого китайский премьер пугал "культурной революцией"

Читать ria.ru в
Только что произнесенные китайским премьером Вэнь Цзябао слова о том, что без проведения решающего этапа политической реформы страна повторит трагедию "культурной революции", могут, наверное, удивить человека, не следившего за происходившим в этой стране в последние 10 лет.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Только что произнесенные китайским премьером Вэнь Цзябао слова о том, что без проведения решающего этапа политической реформы страна повторит трагедию "культурной революции", могут, наверное, удивить человека, не следившего за происходившим в этой стране в последние 10 лет.

Но слова премьера Вэня вообще-то вовсе не столько предупреждение о необходимости начала перемен, сколько подведение итогов этих самых перемен за последнее десятилетие. Ничего сверхрезкого по сути, отличающегося от смысла прочих речей китайского руководства, премьер не сказал. По форме – ну, может быть. И не более того.

Они уходят

Нынешнее поколение китайского руководства (Ху Цзиньтао – Вэнь Цзябао) пришло к власти (поэтапно принимая посты у предшественников) с осени 2002 по весну 2003 года. В конце нынешнего года начнется, да фактически уже началась, смена администрации. Уйдет и Вэнь Цзябао, которому 15 сентября исполнится 70 лет.

И когда будут подводить итоги десятилетию, то, видимо, скажут, что при прежних лидерах (Цзян Цзэмине – Чжу Жунцзи) Китай рывком вернул себе статус великой мировой державы, а вот при Ху – Вэне скорее сосредоточился на внутренних проблемах, прежде всего на образовавшемся разрыве в доходах и образе жизни развитого приморского юго-востока и отсталого северо-запада.

На реформы ушло целиком десятилетие, и процесс продолжится, более того – он только-только вступил в решающую стадию, как и следует из упомянутого выступления Вэнь Цзябао на пресс-конференции по итогам завершившейся ежегодной сессии парламента (Всекитайского собрания народных представителей). Реформы – всегда долгое дело, если речь о стране таких размеров, так что со сроками все понятно. А вот успешно ли они проходят? Сложно сказать.

Но давайте сначала о самом эффектном из сказанного – о "культурной революции". Что эта самая революция означает для людей вне китайских границ, и что – для самих китайцев?

Война с элитами

Для российской политизированной публики "культурная революция" – масштабная политическая акция по возвращению себе власти Мао Цзэдуном, использовавшим для этого полуграмотных "бунтующих подростков". Для европейских левых радикалов это грандиозный социальный эксперимент по смене цивилизационных ценностей (неудачный). Ну, и так далее.

Для самих китайцев это символ тотального социально-экономического бедствия, по сути разгрома страны (наши 90-е тут и близко не стояли), но и – кое-что еще.

Вообще-то тут был классический 37-й год, то есть уничтожение элиты, заново образовавшейся за 20 лет после предыдущей революции. (При желании – особенно с учетом того самого срока в 20 лет – можно увидеть нечто почти похожее и у нас сегодня). Воюют с элитами в таких случаях люди, видящие, что равенства, то есть социальной справедливости, опять не случилось, и надо начинать все с начала. А как энергию этого бунта используют те или иные люди у власти или сбоку ее – уже частный вопрос.

Так вот, если внимательно почитать все, что сказал на своей пресс-конференции Вэнь Цзябао, то слова "социальная справедливость" (или "неравенство доходов") там опять же ключевые.

Богатый Юг и бедный Запад

Суть реформ, проводящихся при нынешней китайской администрации, в том, что необузданную энергию капитализма, то есть жажду личного обогащения, Пекин старается сдерживать разумной социальной политикой перераспределения богатства.

Для начала речь идет о развитии отсталых районов. А это грандиозная задача. Сколько денег надо влить в глухие провинции типа Ганьсу (где работал в свое время Ху Цзиньтао), если народ оттуда, наоборот, бежит за деньгами в богатые приморские провинции?

Китай, кстати, вовсе не перенаселенная страна, а наоборот: в ней ключевая проблема – где взять людей для развития пустующего Запада. Да и на богатом Юге постоянно возникает нехватка рабочей силы, сколько бы туда ни ехало народа из депрессивных зон.

Собственно, проблемы вот этих десятков миллионов новых переселенцев оказались в Китае главными, просто потому, что это люди, ведущие борьбу с "коренными" жителями за равные возможности.

Среди множества реформ, проводившихся за десятилетие, Вэнь в этот раз упомянул пенсионную. Всеобщих пенсий в Китае нет, но сейчас происходит что-то вроде разрастания грибницы, смыкания локальных пенсионных систем разных ведомств или предприятий, городов и так далее.

Сказал премьер и о втором ключевом направлении – насчет образования, насчет необходимости довести расходы на эту статью до 4% ВВП. Суть понятна – на что рассчитывать переселенцу из той же Ганьсу, если нехватка рабочей силы наблюдается в квалифицированном секторе?
Если бы упомянули еще здравоохранение, то возникло бы впечатление, что перед нами – внутренняя политика Барака Обамы.

Главные проблемы – местные

Но не будем забывать, что "культурной революцией" премьер пугал, рассказывая о политических реформах. Что это такое?

Проблема Китая (и России), возможно, в том, что подавляющая часть проблем – чисто местные, а решать их слишком часто приходится центральной власти. В Китае протестующие не додумались до того, чтобы считать источником всех проблем именно центр, а если бы такое произошло, "культурной революцией" бы все и кончилось.

Пока что вопрос в том, что делать с "местным" по сути и чрезвычайно активным, весьма интернетизированным, а часто и бунтующим гражданским обществом. Центральные власти с ним очень даже общаются, и сейчас на пресс-конференции на эти темы было сказано немало.

Но прежде всего все эти годы Пекин старался развивать демократию на местном, включая сельский, уровнях. И постоянно кошмарил местные власти, демонстрирующие все признаки застоя. О дальнейшем развитии местной демократии говорил в этот раз и Вэнь Цзябао. Кстати, страшилка "культурной революции" – это, похоже, как раз для тех людей на местах, которые проявляют склонность к созданию феодальных княжеств, поскольку "Пекин далеко".

Здесь, возможно, самый интересный вопрос – дойдет ли Китай до многопартийной конкурентной системы. В качестве эксперимента в одной-двух провинциях или даже уездах – очень возможно.

Но что это будет за эксперимент? Переносить в одно общество продукт развития совсем других обществ, например – западных? Тем более если именно сейчас этот "продукт" демонстрирует все признаки усталости, включая определенный истерический надрыв по части навязывания его то арабам, то афганцам?

Видимо, Китай, по обыкновению, будет создавать что-то пригодное именно для себя, как это происходило пока, и успешно, с экономикой. Но то уже будет задача нового поколения его руководителей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала