Рейтинг@Mail.ru
Новый кайф от театра для юного зрителя - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Новый кайф от театра для юного зрителя

© Фото : Алексей ГолиановСцена из спектакля "Удивительное путешествие кролика Эдварда" Челябинского театра кукол
Сцена из спектакля Удивительное путешествие кролика Эдварда Челябинского театра кукол
Читать ria.ru в
Еще совсем недавно любой честный театральный критик посоветовал бы вам: никогда не водите своих детей на детские спектакли, если не хотите воспитать в них ненависть к театру на всю жизнь и сами получить неизлечимую психологическую травму.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Еще совсем недавно любой честный театральный критик посоветовал бы вам: никогда не водите своих детей на детские спектакли, если не хотите воспитать в них ненависть к театру на всю жизнь и сами получить неизлечимую психологическую травму.

Ныне главным претендентом на "Золотую маску" - главную российскую театральную премию - эксперты и критики в один голос называют спектакль "Счастье" Александринского театра в постановке известного авангардиста и выдумщика Андрея Могучего.

Кажется, поход на детский спектакль перестает быть наказанием для родителей. Для юных зрителей теперь стараются делать высококачественные, умные, современные спектакли. Мало того, именно детский театр все чаще становится экспериментальной площадкой для "взрослых" режиссеров.

Впрочем, как говорят участники процесса, до того, чтобы изменилась вся - по-прежнему "нафталиновая" - система детского театра в России, еще очень далеко. Но движение, очевидно, началось.

Прочь от нафталина

"Счастье" Андрея Могучего - синтетическое произведение, жанр которого сложно определить сходу, называется "детским спектаклем о любви и смерти". В основе экстравагантной постановки, напичканной спецэффектами, не хуже голливудского блокбастера, лежит старая добрая "Синяя птица" Метерлинка.

Это весьма показательно, потому что мхатовская "Синяя птица", поставленная Станиславским в 1908 году, считалась долгие годы символом отечественного детского театра. При всем уважении к классикам, зритель XXI века мог рассматривать это только как "музейный" экспонат.

Да и в других театрах "нафталиновые" утренние спектакли, как правило, были не только тяжелой трудовой повинностью для актеров, но и нелегким эстетическим испытанием для зрителей.

"Еще пять лет назад во всех детских театрах шли спектакли, поставленные 30-40 лет назад, многие из них были просто чудовищными. А взамен ничего не появлялось", - рассказывает Алла Шендерова, эксперт "Золотой маски", обозреватель журнала "Театр".

Два года назад на "Золотой маске" было представлено сразу четыре спектакля, поставленные в рамках экспериментального проекта "Молодые режиссеры - детям" в РАМТе. Все они были такими талантливыми, что жюри не смогло выбрать один и отметило специальной премией все четыре. "В последние годы, детский театр, действительно, очень сильно выдвинулся вперед", - отмечает эксперт.

Сегодня именно спектакль для детей вдруг становится полем для эксперимента. И именно здесь стал ломаться стереотип о консерватизме театра.

В детском представлении стало возможно все: яркие спецэффекты, смешение всех на свете жанров. Оказалось, что юному зрителю не обязательно сидеть в зале, не шелохнувшись, наоборот, он может активным участником процесса. Но главное, изменился стереотип, что на утренних спектаклях взрослые должны страдать, исполняя свой нелегкий родительский долг.

"Выросло новое поколение родителей, которые хотят проводить время со своими детьми и получать от этого удовольствие, - говорит администратор московского театра "Будильник" Лариса Ламаш. - Чаще всего, удивитесь, к нам на спектакли приходят молодые папы с детьми".

Если кто-то приютит

Театр "Будильник" - один из самых симпатичных московских проектов. Здесь понимают, что детские интересы сегодня не ограничиваются Белоснежкой. В "Будильнике" ставят пьесы современных драматургов, поднимают "недетские" темы и делают это под совсем "недетскую" музыку.

Такие небольшие частные театры, даже театрики, не имеющие своего помещения и стабильного репертуара, появляются сейчас то там, то здесь. Они играют по клубам, фестивалям, культурным центрам, как правило, очень камерные спектакли. Почти домашние.

Но они реально меняют эстетическую картину, выращивают качественного зрителя. После этого уже сложно подсунуть детям какой-то нафталин. Впрочем, участники процесса говорят, что большую неповоротливую систему изменить очень сложно. И все они выживают только благодаря своему энтузиазму.

"Театр не может долго жить в "студийном" состоянии, - говорит Лариса Ламаш. - Для нормального существования нужно, как минимум, помещение для спектаклей, для репетиций, для хранения декораций. Пока все мы это делаем "по дружбе", если кто-то приютит. Не может театр обходиться и без штата сотрудников".

"Мы платим артистам, осветителям и звукорежиссеру очень небольшие деньги за спектакль, но даже эти скромные расходы невозможно покрыть за счет билетов", - делится администратор "Будильника".

Вывод - без системной поддержки государства даже маленький театр не выживет.

Переполох в кукольном доме

Кукольный театр "Трикстер" и вовсе семейный - его делают супруги Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов, сами себе художественные руководители, режиссеры, актеры. Самый известный из их спектаклей - "Сказка, которая не была написана" - идет уже больше пяти лет на сцене театра "Практика".

"Эпос о Лиликане", поставленный в театре "Тень", был выдвинут в 2010 году на "Золотую маску". Еще несколько кукольных спектаклей "Трикстера" можно "поймать" на разных московских клубных площадках и фестивалях.

По мнению режиссеров, в кукольном театре изменения происходят куда медленнее, чем в драматическом. "Дело в том, что кукольные театры в любом случае забиты - тут еще сильны стереотипы, что детям вроде нравится, а взрослые могут и потерпеть", - говорит Мария Литвинова.

Да, появляются то тут, то там симпатичные, "домашние" проекты, но в государственных театрах нет места для эксперимента - "они до сих пор ставят спектакли, как мы делали в институте".

При этом, по наблюдениям режиссера, в провинции дела обстоят даже лучше, чем в Москве, потому что туда назначаются иногда молодые художественные руководители, которым в столице театр не светит. А они, в свою очередь, приглашают молодых режиссеров со свежими идеями. "Появляются вдруг какие-то искры, причем - откуда не ждешь".

"В прошлые годы из "кукольного меню" выбрать было вообще нечего", - соглашается эксперт "Золотой маски" Алла Шендерова. В этом было представлено несколько довольно милых спектаклей из Санкт-Петербурга. А "Удивительное путешествие кролика Эдварда" Челябинского кукольного театра" вообще удивил.

"Движение однозначно наблюдается", - заключает критик.

К нам едет ревизор?

В начале апреля произошло небывалое событие - приказом главы департамента культуры столицы было уволено руководство Московского театра кукол.

Удивляет, прежде всего, формулировка: "Театр на Спартаковской улице с 80-летней историей в последнее время практически не развивался. Он перестал быть привлекательным для фестивалей, гастролей и других профессиональных событий в театральной среде. Театр превратился в учреждение культуры местного значения, в то время как большинство москвичей о нем практически ничего не знают. Посещаемость театра не превышает 70%".

Сложно сказать, станет ли эта "эстетическая" ревизия лишь ярким, но эпизодом в московской театральной жизни или есть шанс, что система будет меняться целиком. Но новый руководитель Московского театра кукол Григорий Папиш уверен, что без современного подхода к управлению театром в целом, и его творческой деятельностью в частности, мы обречены и дальше стоять на обочине.

"Вопрос театральной реформы болезненный, но любая система должна обновляться, иначе произойдет застой, - убежден он. - Театр - консервативный жанр, но все равно это система. А значит, должно идти ее обновление".

Теперь на Спартаковской планируется создать "продюсерский театр", который будет управляться художественным менеджером и арт-директором. А приглашенные из разных городов страны и мира режиссеры будут ставить здесь свои спектакли.

Тереза Дурова, руководитель "Театриума на Серпуховке", впрочем, удивлена, что все вдруг только сейчас заговорили о детском театре как о совершенно самостоятельном виде искусства, требующем ничуть не меньшего таланта, подготовки и уважения к зрителю.

"Мы занимаемся этим уже 20 лет и никогда не спрашивали ни у кого разрешения или поддержки", - говорит она. Но все эти годы - притом, что театр всегда работал, ставил спектакли и играл их при полном аншлаге - его в упор не замечали.

"Знаете, еще несколько лет назад театральные критики на приглашение на премьеру говорили: спасибо большое, но дети у меня выросли, а внуков пока не появилось". Сегодня детский мюзикл "Летучий корабль" "Театриума" номинируется на "Золотую маску", их спектакли обсуждаются наравне с "большими" премьерами.

Однако, по мнению Терезы Дуровой, никакие награды, никакие деньги или указы сверху не смогут помочь детскому театру, если у режиссеров и актеров нет уважения к детям, нет понимания их психологии и, главное, нет кайфа от того, что они делают.

Очевидно, что люди, которые знают, как ставить хорошие детские спектакли, есть, они получают огромное удовольствие от того, что работают именно для детей. Появились благодарные им зрители, которые утреннюю халтурку смотреть больше не желают. Нафталин обречен? Посмотрим.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала