Рейтинг@Mail.ru
"Кинотавр" накрыло "новой волной" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

"Кинотавр" накрыло "новой волной"

Читать ria.ru в
Кинофестиваль "Кинотавр" в этом году практически целиком отдан молодым режиссерам - представителям первого поколения российского, а не постсоветского кино. Они частые гости международных кинофестивалей, по их фильмам мир теперь судит о наших нравах.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Кинофестиваль "Кинотавр" в этом году практически целиком отдан молодым режиссерам - представителям первого поколения российского, а не постсоветского кино. Они частые гости международных кинофестивалей, по их фильмам мир теперь судит о наших нравах. Они разные, но их биографии объединяет одна важная деталь: все эти режиссеры пришли в кино в то время, когда кино в нашей стране не было.

Вторая волна

В воскресенье в Сочи начался XXIII Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр", главный смотр современного отечественного кино. Именно здесь все пытаются понять, что происходит в современном российском кинематографе. Чаще всего ничего важного не происходит. А иногда удается зафиксировать целые течения.

После "Кинотавра" 2009 года, например, киноведы стали говорить, что выросло новое поколение режиссеров. Сразу несколько авторов от 35 до 40 лет от роду (а для мира кино это юный возраст, поэтому их называют еще "молодыми"), заявили о себе не просто как талантливые, интересные, творческие личности, но и как выразители неких общих эстетических, ментальных и стилевых идей. С легкой руки кинокритиков их объединили термином "новая волна".

И вот, в 2012 году эти "молодые" снова оккупировали Сочи. Большую часть фильмов, которые представлены в главном конкурсе фестиваля, сняли как раз типичные представители "новой волны": Борис Хлебников, Василий Сигарев, Павел Костомаров с Александром Расторгуевым, Павел Руминов, Светлана Баскова, Алексей Мизгирев, Михаил Сегал.

Другие их коллеги по "новой волне" - режиссеры Бакур Бакурадзе, Александр Котт, Анна Меликян, Алексей Федорченко, Николай Хомерики - попали в жюри.

Скорее волнение

Надо сказать, что все три года, которые прошли с признания существования новой генерации российских режиссеров, идут споры о том, применим ли громкий термин "новая волна" к десятку-другому интересных, но все-таки отдельных режиссеров, которые не имеют ни понятной политической идеологии, ни общих творческих манифестов. По крайней мере, никогда об этом сообща не заявляли.

"Кинематограф, который называют "новой волной", должен формировать общество. Фильмы Годара, Шаброля и других представителей французской волны сделали революцию 1968 года", - считает режиссер, руководитель "Мосфильма" Карен Шахназаров. С его точки зрения, творения новых российских режиссеров очень слабо связаны с обществом, их имена известны в узких фестивальных кругах, причем за границей даже больше, чем на родине.

Впрочем, по формальным признакам, здесь сходство прослеживается: представители "новой французской волны" снимали фильмы "не для всех", они презирали законы коммерческого кинематографа, не боялись радикального эксперимента.

Например, произведение Александра Расторгуева и Павла Костомарова "Я тебя не люблю", которое вошло в конкурс "Кинотавра", весьма радикально - этот фильм смонтирован из кадров любительских съемок горожан. А фильм Светланы Басковой "За Маркса…" балансирует на грани революционного художественного жеста.

Многие французские режиссеры новой волны пришли в кино из журналистики. У нас тоже есть такие, например, Борис Хлебников. И его фильм "Пока ночь не разлучит нас", которым открылся кинофестиваль, по сути экранизация журнального материала, подслушанных корреспондентами "Большого города" разговоров в ресторане "Пушкин".

Подробнее о фильме читайте в интервью с Борисом Хлебниковым >>

Ну, а презрение к коммерции у "молодых" режиссеров получается лучше всего. Вольно или невольно.

Поток индивидуальностей

"Надо было им собраться и сказать: все мы начинаем новое движение", - говорит Председатель жюри Кинотавра-2012 режиссер Владимир Хотиненков. "Но каждый из них существует достаточно эгоистически, у всех свои ориентиры. Может быть, это и мешает им стать единой "волной".

Кстати, учеников Хотиненко, заведующего кафедрой режиссуры во ВГИК, можно встретить и среди участников конкурса, и среди членов жюри нынешнего "Кинотавра".

Режиссер и продюсер Анна Меликян ("Русалка") - типичный представитель "новой русской волны" - в этом году попала в жюри "Кинотавра". Она может оценить ситуацию изнутри.

"С одной стороны, есть поток, я это чувствую. И это замечательно, потому что только в потоке может что-то родиться в этом виде искусства. С другой стороны, мы все - индивидуальности и нас объединяет только то, что наши фильмы каким-то образом отражают наше время. Ведь кино всегда является зеркалом жизни", - говорит Анна Меликян.

Поколение циников и мечтателей

Первую награду "Кинотавра-2012" "За вклад в развитие российского кинематографа" получил Карен Шахназаров. В 1986 году он снял культовый фильм "Курьер". Юный нигилист Иван стал настоящим героем того времени, собирательным образом целого поколения.

Нынешние "молодые режиссеры" - по сути, это выросшие "курьеры". Представители одного из самых странных и неприкаянных поколений, которое формировалось прямо на сломе эпох.

"Они выросли в атмосфере тотального отрицания, сплошного негатива, без идеалов, без ценностей. С материальной точки зрения это поколение далеко не самое бедное, но с моральной точки зрения им можно только посочувствовать", - говорит автор "Курьера".

Помните знаменитую сцену за обедом в профессорском доме: "Любопытно было бы узнать, молодой человек, те принципы, по которым вы собираетесь существовать в обществе". "А принципы самые несложные: хотелоcь бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, ещё - поменьше работать", - отвечает мечтатель Иван, который хочет казаться гораздо более циничным, чем есть на самом деле. Не потому, что он выбрал материальные ценности своим идеалами. А потому, что оказался в такой эпохе, когда идеалы были непозволительной роскошью.

Владимир Хотиненко согласен, что это поколение "межвременья", однако он против того, чтобы называть это поколение "потерянным". Они очень разные, считает он. И полушутя, полусерьезно называет их "обратной стороной Луны".

"Когда мы пришли в киноинституты, в начале 1990-х, нам все мастера говорили: ребята, ну вы ж понимаете, что кино нет и не будет. Вы - мечтатели", - вспоминает Анна Меликян. И если уж объединять "молодых" российских режиссеров по какому-то формальному признаку, то можно констатировать, что все они пришли в кино, когда кино не было. "Я думаю, что нас отличает невероятное желание снимать кино, он было настолько велико, что преодолело здравый смысл".

Молодежь против народных артистов

Термин "новая волна" был введен, чтобы зафиксировать содержательные, творческие, стилевые, философские изменения в кинематографе, поясняет киновед, социолог культуры, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.

"Завершился постсоветский период, и начинается совершенно новый этап российского кино. Он уже практически никак не связан с советским сознанием, с советской ментальностью, советскими приоритетами", - сказал киновед в беседе с РИА Новости.

На смену большим режиссерам, народным артистам пришло другое поколение. "Это очень "насмотренные" молодые люди, все они говорят по-английски, даже снимают на иностранных языках. У них нет страхов", - разъясняет Даниил Дондурей. - "И кино они делают другое. В их фильмах нет прямого патриотизма - более сложные картины миры, они тревожатся за будущее страны, чувствуют несправедливость. Поэтому оппоненты называют их кино "слишком депрессивным".

"Но когда приезжают отборщики международных фестивалей, - из Канн, Венеции или Берлина, - они не интересуются, что делают народные артисты, они спрашивают только про этих молодых людей".

Владимир Хотиненко тоже считает, что размышления, есть ли "новая волна", или это как-то по-другому называется, не так уж важны. Главное, что появились талантливые, яркие, интересные режиссеры. И то, что они иногда снимают кино.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала