Рейтинг@Mail.ru
Сергей Филиппов: большой актер, не боявшийся маленьких ролей - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сергей Филиппов: большой актер, не боявшийся маленьких ролей

© РИА Новости | Перейти в медиабанкАктер Сергей Филиппов в фильме "Совершенно серьезно"
Актер Сергей Филиппов в фильме Совершенно серьезно
Читать ria.ru в
24 июня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Сергея Филиппова, легенды советского кино, удивительно талантливого человека, фразы из ролей которого давно ушли в народ, став крылатыми.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

24 июня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Сергея Филиппова, легенды советского кино, удивительно талантливого человека, фразы из ролей которого давно ушли в народ, став крылатыми.

Смешные злодеи

"За успех астрономии! - За это, конечно, нельзя не выпить", "Люди-и, ау!", "Видим две звездочки, три звездочки, четыре звездочки, лучше всего, конечно, пять звездочек. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе - это науке неизвестно. Наука пока что не в курсе дела!"

Кто из нас не помнит Никодилова, "лектора по распространению" в исполнении Филиппова, маленькая, но блестящая роль которого стала одним из главных украшений знаменитой советской комедии "Карнавальная ночь"?

Константин Станиславский часто повторял слова знаменитого русского актера Михаила Щепкина: "Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры". С полным основанием это можно отнести к Филиппову, человеку высокого роста, с выразительным, "лошадиным" лицом, сочетавшему в своей игре яркий, комедийный гротеск с живой, выразительной мимикой, необыкновенной пластичностью и неповторимым, надтреснутым голосом.

Практически ни одна его роль не оставалась не замеченной публикой, которую как магнит притягивало обаяние исполнителя, в каком бы образе он не появлялся на экране. Даже внешняя угрюмость черт не могла скрыть от зоркого зрительского глаза блестящее чувство юмора актера, которое окрашивало практически любые его образы.

Посмотрите фотоленту "Король комического эпизода Сергей Филиппов" >>

Его злодеи не страшили, а смешили. Причем Филиппов никогда специально не комиковал. Тем не менее он иной раз доводил зрителей до истерического смеха. Не случайно известный советский кинорежиссер Сергей Юткевич назвал Филиппова великолепным буффоном.

При этом актеру были свойственны не только яркая индивидуальность, но и отсутствие подражания кому-либо из коллег, в том числе и именитым. Зритель узнавал его даже в самом маленькой, проходной роли, благо Сергей Николаевич был одним из самых востребованных актеров своего времени, снявшись в более чем 100 фильмах.

Синтетический актер

Он обратил на себя внимание аудитории с самой первой роли - белофинна из картины 1937 года "За советскую Родину", несмотря на то что даже не был упомянут в титрах. В большинстве фильмов Филиппов играл отрицательных персонажей - саботажников, вражеских солдат, спекулянтов, жуликов и даже палачей (как, например, в сказке Александра Роу "Кощей Бессмертный"). На вопрос, почему он играет в основном злодеев, отшучивался: "Посмотрите на мое лицо. Разве с таким лицом можно сыграть председателя партийной организации?"

На самом же деле положительные, правильные образы были неинтересны этому одаренному актеру. Ему вообще была ближе не столько система Станиславского, с ее бесконечными репетициями и постепенным погружением в подлинные переживания исполнителя драматической роли, сколько мейерхольдовская синтетичность спектакля, где актер должен играть условно обобщенные образы, умея импровизировать в ходе представления, и при этом быть человеком разносторонним. То есть уметь петь, хорошо двигаться на сцене.

Кроме Филиппова, пожалуй, лишь один отечественный комедийный артист был столь же одарен - Сергей Мартинсон, который превосходно пел, танцевал и был блестящим эксцентриком и мастером буффонады и гротеска. Однако, в отличие от Мартинсона, чьи интеллигентные родители обожали театр и с детства прививали сыну любовь к драме, опере и балету, Филиппов, родившийся в рабочей семье слесаря и портнихи, во многом был самородком.

Его в прямом смысле слова вывели в люди... ноги. В конце голодных 20-х годов в родном Саратове рабочих мест для молодого парня не нашлось. Тогда он, обожавший танцевать, двинулся на покорение столиц. Счастье улыбнулось ему в Ленинграде, где он окончил эстрадно-цирковой техникум, преподаватели которого прочили выпускнику большое будущее в хореографии.

Однако судьба в лице руководителя Ленинградского театра комедии Николая Акимова задала молодому актеру другое направление творчества. Филиппов 30 лет работал в этом театре (с 1935-го по 1965 год), считая Акимова своим основным учителем.

"Он научил меня работать над ролью, привил хороший вкус, развил во мне понимание природы комического и умение профессионально пользоваться ее выразительными средствами", - вспоминал позднее актер. Вместе с Акимовым, собравшим в стенах Ленинградского театра комедии лучших ленинградских актеров, Филиппов играл и классику, и современные пьесы. И каждый раз это было смешно и талантливо.

Нервный и жесткий

Филиппов не любил долгих репетиций, практически сразу схватывая рисунок той или иной роли. Его легковозбудимой и нервной натуре, они были скорее противопоказаны. Он, как и многие комедийные актеры, был человеком нелегкого, замкнутого характера, любил книги, поэзию, классическую музыку, но порою очень жестко реагировал на поведение коллег или публики.

В частности, в театральных кругах давно стала крылатой его фраза, брошенная одному из молодых коллег: "Не по таланту пьешь!"

Обладавший большим внутренним достоинством, он категорически не терпел панибратства со стороны поклонников, которые зачастую отождествляли героев Филиппова с ним самим. Мог даже полезть в драку. Или, напротив, так жестко разыграть нахала, набивающегося в друзья, что у того было только одно желание - побыстрее унести ноги.

Тенденция усиливалась параллельно росту популярности актера, который стал широко узнаваем с середины 50-х годов, после выхода на экраны комедийного фильма "Укротительница тигров". Роль наглого и самовлюбленного дрессировщика Казимира Алмазова получилась столь яркой, что Филиппов стал навсегда любимцем публики, страстную любовь которой он, глубокий интроверт, с трудом переносил.

Следующие его кинороли продемонстрировали зрителям палитру возможностей актера. Он предстал в роли Фабиана, слуги из комедии "Двенадцатая ночь", поставленной по одноименной пьесе Шекспира, эксцентричного лектора из "Карнавальной ночи", романтичного паромщика Федорова в лирической комедии "Медовый месяц", лесника из картины "Осторожно, бабушка!" и в других фильмах, как правило, юмористического характера. Немного особняком стоит образ смешного Лесничего в музыкальном фильме-оперетте "Летучая мышь", где Филиппов совершенно не потерялся на фоне блестящего актерского ансамбля.

Однако подавляющее большинство режиссеров, охотно приглашавших его в свои фильмы, крупных ролей ему не предлагали. Не было подходящего материала, ведь внешне Филиппов был совсем не похож на того положительного советского человека, образ которого хотели видеть в кино партия и правительство.

Подарок судьбы

Тем большей удачей для актера и для нас, зрителей, обернулось приглашение одного из лучших советских комедиографов Леонида Гайдая на роль Ипполита Матвеевича Воробьянинова в своем фильме "12 стульев". Любопытно отметить, что Анатолий Папанов, позднее сыгравший эту роль в 4-серийном телесериале Марка Захарова "Двенадцать стульев", не прошел пробы у Гайдая. Кроме того, сыграть предводителя уездного дворянства очень хотел Ростислав Плятт, однако именно Филиппов показался Гайдаю лучшим исполнителем роли. Как показало время, он не ошибся.

Эта блистательная работа не только вошла в золотой фонд отечественного кинематографа, но и лет на 20 продлила Сергею Николаевичу жизнь. Уволенный к тому времени из театра за злоупотребление горячительными напитками и страдавший жестокими головными болями из-за опухоли мозга, он буквально вцепился в роль, посчитав ее подарком судьбы.

За время съемок он не выпил ни грамма, а после их окончания ему сделали операцию (удаленная опухоль оказалась доброкачественной), и он озвучил своего героя. Любопытно, что позднее Филиппов снова сыграл две полюбившиеся публике роли, воплотив Никадилова и Воробьянинова в фильме "Комедия давно минувших дней".

"Роман с Гайдаем" развивался и дальше, подарив нам встречи с любимым актером в таких фильмах, как "Иван Васильевич меняет профессию", "Не может быть", "Инкогнито из Петербурга", "За спичками", "Спортлото-82", "Опасно для жизни", "Частный детектив, или Операция "Кооперация". Как вспоминала о Филиппове вдова Гайдая, актриса Нина Гребешкова, "он был гениальным актером. Играл всем, чем только можно, - глазами, бровями, носом. На одном только крупном плане он мог довести зрителей до истерического смеха".

"Частный детектив" стал последней картиной Филиппова, который умер на следующий год после смерти жены, не перенеся потерю.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала