Рейтинг@Mail.ru
Белорусская оппозиция остается в живых - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Белорусская оппозиция остается в живых

Читать ria.ru в
Ровно за неделю до выборов в белорусский парламент о своем отказе от участия в них заявили две ведущие оппозиционные силы. Разрушение последней выборной интриги стало для белорусской оппозиции вариантом политического выступления. Оптимист скажет: короткого, но яркого. Пессимист возразит: единственно возможного. Но и только.

Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.

Ровно за неделю до выборов в белорусский парламент о своем отказе от участия в них заявили две ведущие оппозиционные силы – Белорусский народный фронт (БНФ) и Объединенная гражданская партия (ОГП). Как было сказано на съезде ОГП, партия отзывает весь свой список из 35 человек, поскольку изначально свое участие она обуславливала освобождением политзаключенных, наличие которых в Белоруссии признано Евросоюзом, включением представителей оппозиции в избирательные комиссии и отменой досрочного голосования, которое оппозиция считает одним из самых эффективных инструментов фальсификации. Схожими формулировками объяснил снятие всех партийных кандидатов съезд БНФ.

Сорванный план президента

Разогнав два года назад, в день своей очередной президентской победы, митинг на минской площади Независимости, Александр Лукашенко надолго избавил себя и от традиционной оппозиции. Настолько, что уже мог позволить тем, кто уцелел два года назад, зарегистрировать своих кандидатов на выборах в парламент. И слегка заинтриговать мир ожиданием своего решения о том, какому количеству оппозиционеров он позволит символически занять депутатские кресла.

Может быть, оппозиции и в самом деле удалось своим решением нарушить распланированный президентом ход вещей. Во всяком случае, раздражение Лукашенко по поводу этой оппозиционной тактики выглядело, как и многое у Лукашенко, искренним и органичным. Но, судя по всему, это так и останется единственным успехом оппозиции, и еще неизвестно, чем ей придется за него заплатить.

Как полагает белорусский политолог Валерий Карбалевич, отсутствие реальных выборов, из-за которого не имеет никакого значения, участвует оппозиция или нет, не отменяет претензий и к ней самой: "Она (оппозиция. – Ред.) не смогла объяснить избирателю смысла этих своих действий. Она вообще не смогла создать ту стратегию, в рамках которой эти парламентские выборы стали бы частью более серьезной программы, рассчитанной на президентские выборы 2015 года".

Еще оппозиция по старой традиции обвиняется в неспособности объединиться, ей припоминают опыт 2005 года, когда в лице почти единого кандидата Александра Милинкевича оппозиция, как она полагает, набрала почти 20 процентов голосов. А сегодня дела у Лукашенко идут намного хуже, чем в 2005 году, когда, как свидетельствовали социологические опросы, он впервые имел теоретические шансы не набрать в первом туре 50 процентов.

Но, судя по всему, оппозиция за прошедшие годы потеряла намного больше.

Место для оппозиции

Александр Милинкевич, символ самого удачного выступления оппозиции за все годы ее противостояния с Лукашенко, тем не менее не является самым убедительным аргументом в пользу того, что оппозиционерам нужно непременно объединяться.

Единый кандидат редко оказывается самой значимой оппозиционной личностью своего времени. Особенно, когда речь идет о политической модели, которую самым выразительным образом воплотил Лукашенко, но ареал распространения которой отнюдь не ограничивается Белоруссией. Единый кандидат в таких условиях – не столько лидер, сколько, наоборот, компромиссная фигура, на которую в своей ревности друг к другу соглашаются более яркие и харизматичные оппозиционные вожаки.

И в том, что невозможная борьба за власть заменяется борьбой за лидерство в оппозиции, тоже просматривается тот заколдованный круг, по которому ходит оппозиция.

Человек, который может самовыразиться в чем-то другом – в науке, бизнесе, публицистике, в конце концов, в эмиграции, не станет тратить лучшие годы на такое бесперспективное начинание, как оппозиция. Особенно в той политической модели, в которой других выборов нет, и еще долго не будет.

А без ярких личностей оппозиция никогда не станет привлекательной для тех, кто чего-то стоит. И потому оппозиционные лидеры – в России, в Белоруссии, в Азербайджане, в Казахстане – это в основном люди, у которых либо все уже в прошлом, либо ничего более интересного не сулит будущее. Либо просто откровенные авантюристы из тех, которых всегда влекли хорошие идеи при дефиците хороших исполнителей.

И очень много людей, которым просто больше не в кого верить и не за кем идти. И которые на самом деле тоже прекрасно знают горькую правду о своих вожаках.

И эта форма расправы с оппозицией даже страшнее, чем разгон многотысячного митинга. Хоть на площади Независимости в Минске, хоть на Болотной в Москве.

Конечно, проще всего осудить демарш белорусской оппозиции на том основании, что настоящая оппозиция должна бороться за голоса в любых, даже самых безнадежных обстоятельствах. Да и вся интрига с регистрацией кандидатов и с последующим их снятием была настолько пропитана безразличием к немногочисленному избирателю, что в следующий раз ему только и останется, что ответить оппозиции тем же.

При этом оппозиция уверена, что ему, избирателю, все равно никуда не деться. И это тоже отчасти правда. Которая, впрочем, все равно ничего не меняет. И никого не интересует.

И на очень плохой вопрос о том, что делать оппозиции, когда все безнадежно, и на выборы приходится тащиться лишь для того, чтобы за неделю до них соскочить, хорошего ответа нет.

Выиграть, играя по чужим и при этом меняющимся ежеминутно правилам, невозможно. Как невозможно выиграть, не играя вовсе. И выиграть вообще нельзя, а играть надо. Остается только ждать. И оставаться в живых.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала