Рейтинг@Mail.ru
Фильм про Гагарина: бедненько, но чистенько - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Фильм про Гагарина: бедненько, но чистенько

© Kremlin FilmsКадр из фильма "Гагарин. Первый в космосе"
Кадр из фильма Гагарин. Первый в космосе
Читать ria.ru в
Посмотрев фильм "Гагарин", Наталья Афанасьева поняла, почему сейчас русские не могли бы первыми полететь в космос.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

На экраны страны выходит фильм "Гагарин. Первый в космосе". Это событие очень важно хотя бы потому, что перед нами действительно первый отечественный художественный фильм про Юрия Гагарина – наверное, самого известного в мире русского человека. И про событие, которым наша страна, безо всякого сомнения, может гордиться. Таких сейчас осталось не слишком много.

Сама картина никаких глубин не отрыла, зато стало понятно, почему сегодня, несмотря на все технические возможности, так сложно снять фильм про Гагарина. И почему сейчас русские не смогли бы полететь первыми в космос.

Фильм "Гагарин. Первый в космосе" идет 108 минут – ровно столько, сколько длился первый полет Юрия Гагарина. Продюсер фильма Олег Капанец рассказал, что они специально не старались уложиться именно в этот хронометраж. Так получилось при монтаже, и, конечно, всех очень обрадовало. Но, кажется, продюсер немного преувеличивает случайность символического совпадения. Многое в картине можно было бы сократить безо всякого ущерба для смысла: если отряд космонавтов вышел провожать своего товарища в космос, то зачем жать руку, хлопать по плечу и обниматься всем по очереди?

Но еще больше в фильм хочется добавить. Ничего, кроме всем известных фактов из короткой официальной биографии Гагарина, мы из фильма не узнаем. Возможно, такую осторожность создатели фильма проявили, чтобы не вступать в конфликт с семьей космонавта, которая очень трепетно относится к памяти Гагарина (вспомним хотя бы скандалы, которые сопровождали фильм Андрея Панина "Внук космонавта").

Но в картине не хватает не столько фактов из личной жизни героя (достаточно того, что устами Королева нам зачем-то рассказали про Германа Титова, у которого накануне полета умер ребенок). Хотелось бы, чтобы создатели первого фильма про Гагарина попытались понять сами и показать зрителям, почему именно этому русскому человеку выпала такая невероятная судьба. Но у создателей фильма, похоже, не появилось ответа на этот вопрос.

Гагарин у них получился хорошим парнем. И мама у него хорошая, про звезды рассказывает. И в хате бедненько, но чистенько. И жена что надо: "я ведь жена летчика", – говорит она в нужный момент. И, провожая мужа в космос, просит быть осторожнее, утирая скупую слезу.

У будущего космонавта мудрые командиры: "Запомни, сынок, небо ошибок не прощает!". И надежные друзья – они сразу поняли, кто у них лучший. Когда друзья сходят с правильного пути, они начинают завидовать Юре и курить. Герман Титов завидует, но не курит – он тоже хороший.

Конструктор Королев видит в старлее Гагарине не только героя, но и сына. Он резковат, но гениален и ходит все время в шляпе. Никита Хрущев – амбициозный хитрован, у него наклеены бородавки. Ну Гагарин да, голубоглазый, положительный, семейный, исполнительный, но и не тупой, восторженный юноша. Не мыслит себя без неба и готов на подвиг.

Но почему он такой? И почему люди всего земного шара спустя полвека улыбаются, увидев его улыбку? В фильме "Гагарин. Первый в космосе" этот феномен не раскрыт.

И не только потому, что авторы, скорее всего, не очень кропотливо вникали в детали, о чем говорит масса досадных ляпов. Несложно же узнать, что в 1961 году на Ленгорах цветы с раскладного столика не продавались. Но проблема тут глубже. Думаю, наше общество сейчас находится в таком состоянии, что не может внутри себя найти ответа на вопрос: почему простой советский деревенский парень стал одним из самых крутых героев в мире.

Популярные нынче разговоры о том, что свободной воли у Гагарина было ничуть не более, чем у Белки и Стрелки, что он – случайный винтик, запущенный системой в космос, неинтересны. Они скорее отражают полное отсутствие каких бы то ни было собственных амбиций у говорящего и его неуверенность в собственных силах.

Нам действительно сейчас сложно себе представит, что среди нас есть человек, готовый шагнуть в неизведанное вообще безо всякой гарантии на успех. И тем более объяснить его мотивы. Мало того: нам сейчас даже сложно представить, зачем, собственно, его в это неизведанное посылать.

Самым ярким моментом фильма стала черно-белая хроника всенародного ликования, когда после объявления о полете Гагарина советские люди вышли на улицы, плакали и обнимались. Мы видели эти кадры тысячи раз, но цепляют они все равно гораздо больше, чем все технические навороты нового фильма. Просто потому, что даже сквозь время здесь чувствуются подлинные эмоции и живая энергия. В этом, видимо, и есть феномен Гагарина, который сейчас нам не дано разгадать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала