Рейтинг@Mail.ru
Арт-гид: два десятка выставок на десять коротких дней - РИА Новости, 20.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Арт-гид: два десятка выставок на десять коротких дней

© Фото : Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.ПушкинаКандинский В.В. 1866-1944 Впечатление III. Концерт. 1911
Кандинский В.В. 1866-1944 Впечатление III. Концерт. 1911
Читать ria.ru в

РИА Новости представляет арт-гид на долгие зимние выходные: самые интересные экспозиции, "перекочевавшие" из старого года в новый и достойные внимания поклонников классического и современного искусства, фотографии, истории и моды.

 

Вечная классика

 

1. Весь год ГМИИ им. Пушкина знакомил москвичей с сокровищами итальянского искусства, среди которых оказались и работы художника-реформатора, хулигана и бунтаря  Микеланджело да Караваджо. Экспозиция в ГМИИ стала самой масштабной зарубежной выставкой художника, так что, по мнению директора музея Ирины Антоновой, она обязательно войдет в историю отечественной выставочной деятельности. Одиннадцать произведений, собранные в ГМИИ вместе, - более чем представительная экспозиция, ведь распыленные по разным галереям произведения музейщики, как правило, отпускают "на гастроли" крайне неохотно. Для нынешней экспозиции своими сокровищами поделились римская галерея Боргезе, откуда приехала работа "Юноша с корзиной фруктов", и Лондонская национальная галерея, предоставившая "Ужин в Эммаусе", а главным событием должно стать алтарное полотно "Положение во гроб", крайне редко покидающее стены Ватиканского дворца.

Читайте о выставке подробнее >>

Посмотрите фотоленту с открытия выставки Караваджо в Москве >>

В ГМИИ им. Пушкина до 19 февраля

 

2. В Третьяковской галерее тем временем выставляют Джотто - известнейшего художника эпохи Проторенессанса, чьи работы оказали заметное влияние на все последующие развитие западного искусства, в том числе творчество да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. В Россию две работы Джотто - "Мадонна с Младенцем" (1299) из церкви Сан-Джорджо алла Коста и двусторонний полиптих из храма Санта-Репарата (около 1305) - приехали в завершение перекрестного года Италии и России и в рамках обмена Москвы и Неаполя религиозными шедеврами: в Неаполе сейчас выставляют уникальные иконы из собрания Третьяковки.

Читайте о выставке подробнее >>

В Третьяковской галерее с 20 декабря по 19 марта

 

3. Уильям Блейк известнен в Росии прежде всего благодаря своей поэзии, но на выставке "Уильям Блейк и британские визионеры" зрителям предлагают открыть его заново - в качестве выдающегося художника, фантаста и склонного к сложным аллегорическим образам символиста, чье творчество требует вживания. В ГМИИ имени Пушкина выставляют его акварели, ксилографии и темперы, в том числе иллюстрации к собственным произведениям - "Бракосочетанию Рая и Ада", "Книге Уризена", "Видениям дочерей Альбиона", а также творениям Шекспира и Данте. В экспозиции представлены порядка 150 работ из крупнейших британских музеев - галереи Тейт, Национальной портретной галереи, музея Виктории и Альберта. Помимо Блейка ГМИИ выставляет работы вдохновлявшихся его творчеством мастеров, например, Данте Габриэле Россетти, Эдуарда Берн-Джонса и Фрэнсиса Бэкона.

Читайте о выставке подробнее >>

В ГМИИ им. Пушкина до 19 февраля

 

4. Пятьдесят пять рисунков Николая Ге, более века находившихся за пределами России и выкупленные из частного швейцарского собрания, показывают на ретроспективной выставке художника, куда также вошли работы художника из Третьяковки, Русского музея, а также музеев Украины и Белоруссии и парижского д'Орсэ. В залах на Крымском валу демонстрируется порядка 180 произведений, в том числе его хрестоматийные полотна "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе" и "Что есть истина?". Специалисты отмечают, что в сочетании с обретенными набросками к этим картинам, творческий замысел художника раскрывается наиболее полно.

В Третьяковской галерее до 5 февраля

Читайте о выставке подробнее >>

 

5. В Третьяковской галерее выставляют ранние работы Василия Кандинского и художников созданного им совместно с Францем Марком мюнхенского объединения "Синий всадник" из галереи Lenbachhaus. Свою задачу участники "Синего всадника" видели в развитии новых форм искусства вне зависимости от какого-либо канона: так же, как и представители раннего экспрессионизма группы "Мост", работы которых недавно экспонировались в ГМИИ, они тяготели к беспредметности, к синтезу примитивного и современного искусства. Куратор выставки Хельмут Фридель уверен, что смотреть представленные на выставке работы художника, надо забыв все, что о нем знаешь. "Надо просто наслаждаться цветом, картинами. Например, его работа "Разноцветная гора" - сначала даже непонятно, что там гора изображена, но, глядя на это полотно, чувствуешь, как хлещет буйная жизненная энергия, ощущаешь, как прекрасна жизнь. Кандинский пытался создать тот язык, который можно понять не разумом, но душой", - говорит он. Помимо Кандинского, здесь можно увидеть работы Франца Штука и Франца Ленбаха, работы Франца Марка, Августа Маке, Паула Клее, портреты Габриэлы Мюнтер и других участников объединения.

В ГМИИ им. Пушкина до 15 января

Читайте о выставке подробнее >>

 

6. На выставке O dolce Napoli показывают картины русских и итальянских художников с видами Неаполя, и появление подобной экспозиции в Год Италии в России не случайно - связи между Россией и Неаполем, тогда еще Неаполитанским королевством, зародились в конце XVIII века: у империи там появился свой посол, страстный любитель археологии и искусства Андрей Италинский. Помимо прочего, он был обязан присматривать за русскими художниками, отправлявшимися после окончания Академии художеств в Италию оттачивать свое мастерство. Несмотря на то, что большинство из них оседали в Риме, те, кто доезжал до Неаполя, не просто не жалели об этом, а то и вовсе, как Сильвестр Щедрин, оставались там навсегда. Среди представленных на выставке художников, кроме Щедрина, - братья Брюлловы, Василий Тропинин и Пимен Орлов, а также итальянские мастера, например, Джачинто Джиганте.

Читайте о выставке подробнее >>

В Третьяковской галерее до 11 марта

 

Живые классики

 

7. Ретроспективная выставка "Новая академия. Санкт-Петербург" в московском фонде культуры "Екатерина" демонстрирует, как питерские богемные модники конца прошлого века вживались в роль живых классиков современного искусства. Большая заслуга на этом поприще принадлежит Тимуру Новикову, создавшему Новую академию изящных искусств - творческий свободный институт, который ставил целью сохранение классической эстетики в современной художественной практике. До этого Новиков в расселенной коммуналке открыл галерею "АССА" - дом для группы "Новых художников", куда помимо него входили, в частности, Сергей Бугаев "Африка" и Георгий Гурьянов. В открывшуюся экспозицию вошло порядка 200 работ из 40 коллекций, в том числе "Белые ночи" Новикова и его бронзовый бюст в лавровом венке, выполненный Юлией Страусовой, Элвис в рыцарских доспехах Ольги Тобрелутс и ее же масштабное полотно "Битва собак и обнаженных", превращения Владика Мамышева-Монро то в Монро, то в Любовь Орлову, пиры и прогулки обнаженных по античным канонам героев на картинах Олега Маслова и Виктора Кузнецова.

Читайте о выставке подробнее >>


В фонде культуры "Екатерина" до 29 января

 

8. Абсолютно темная комната с поролоновым полом, качели и кровать, на которой можно полежать и посмотреть телевизор, - в таком антураже предстает искусство последнего столетия на обновленной постоянной экспозиции Московского музея современного искусства на Петровке "ИСКУССТВОестьИСКУССТВО естьИСКУССТВО". Некоторое время назад музейщики решили больше не прятать в запасниках свою обширную коллекцию, в которой есть произведения и авангардистов, и нон-конформистов, и современных художников, а раз в год обновлять экспозицию, каждый раз при помощи приглашенных кураторов показывая что-то новое. На свет божий извлекли работы "Синих носов", Игоря Макаревича, Георгия Острецова и других, а также поставили кровать с телевизором и пультом от него  – для тех, кто пришел в музей за компанию и предпочел бы провести время за менее интеллектуальным занятием, объясняют кураторы.

Читайте о выставке подробнее >>

В ММСИ до 2 сентября

 

Фотогении

 

9. До того, как стать режиссером и снять "С широко закрытыми глазами" и "Сияние" Стэнли Кубрик пять лет работал фоторепортером. "Снимки в таком масштабе выставляются впервые, так что можно сказать, что выставка в Москве - премьерная", - говорит куратор экспозиции искусствовед Райнер Кроне, который с благословения режиссера отправился на поиск его фотографий, долгое время считавшихся утраченными. Искусствовед обнаружил их в Библиотеке Конгресса штата Огайо и в архивах Музея Нью-Йорка, методично отсканировал и описал сохранившиеся 12 тысяч негативов. Сложно представить, но это - всего лишь десятая часть из тех снимков, что сделал Кубрик для журнала Look, придя в него 17-летним юношей. Фоторепортерством он занимался всего лишь пять лет, с 1945 по 1950 год, но теперь эксперты считают эти снимки своеобразной репетицией будущей режиссерской карьеры: то, как Кубрик выстраивает кадр, создает образы героев и делает из снимков целые серии, напоминает раскадровку для будущей большой работы.

В Мультимедиа Арт Музее до 29 января

 

10. ГМИИ им.Пушкина показывает выставку Анни Лейбовиц, одной из самых значимых фотохудожников современности. Экспозиция основана на ее альбоме "Жизнь фотографа. 1990-2005", а фотографии знаменитостей и первых лиц на ней – заказы Лейбовиц для глянца - перемежаются с лицами многочисленных родственников. Есть среди работ и фото, на котором сама Лейбовиц в возрасте 52 лет позирует беременная своим первенцем. Так же много лет назад перед камерой фотографа стояла беременная Деми Мур. В свое время обложка Vanity Fair с загорелой актрисой, обнимающей живот и прикрывающей грудь, стала откровением, а похже этот образ растиражировали стали бесконечно тиражировать селебритис, которые снимались для журналов беременные и обнаженные. Как говорит Лейбовиц, публикация ее снимков в глянце обесценивает их и обезличивает фотографа, а книги и выставки – верный способ самому структурировать то, чем ты занимаешься. Несмотря на очень привлекательные образы голливудских небожителей, более всего на выставке запоминается личная история фотографа, где была и любовь, и счастье, и драма. 

В ГМИИ им. Пушкина  до 15 января 2012

Читайте о выставке подробнее >>

 

11. На ретроспективной выставке "Очарование реальностью" показывают созданные за полвека черно-белые снимки Элио Чиолы – классика, до недавнего времени известного в России лишь узкому кругу специалистов. Работы Чиолы, судя по представленным на выставке 160 фото, всегда вдохновляла родина художника – Италия, ее виноградники, оливковые рощи, дороги и красивая старинная архитектура. Людей на этих снимках не увидишь, если они там и появляются, то, кажется, лишь для того, чтобы подчеркнуть величие природы. Впрочем, есть здесь и привезенные из путешествий фото из Ливии, Греции, Франции и Испании. Главное, что объединяет эти снимки, - ощущение, что в кадре происходит немного больше того, что видишь, говорит фотограф.

Читайте о выставке подробнее >>

В Галерее классической фотографии до 22 января

 

 

12. На фотовыставке личных вещей Майкла Джексона с его знаменитого ранчо Neverland обещают показать оборотную сторону грандиозных шоу и видеоклипов с миллионными бюджетами, запечатленную фотографом Генри Лютвайлером. На огромной территории резиденции певца Neverland располагались развлекательный парк отдыха и частный зоопарк. Долгое время поместье было объектом пристального интереса прессы. Певец принимал в Neverland многочисленных малолетних гостей, пока против него не были выдвинуты два обвинения в растлении мальчиков, которые не подтвердились, но стоили Джексону здоровья и сотен миллионов долларов на адвокатов. После второго скандала певец съехал из поместья, а его личные вещи должны были быть проданы на аукционе. Как раз в этот момент и были сделаны снимки, которые демонстрируются на выставке в "Победе".

Читайте о выставке подробнее >>

В галерее "Победа" до 25 января

 

13. Ретроспектива американки Рут Оркин - фотографа, открывшей женщинам путь в эту считавшуюся исключительно мужской профессию - открыта в Центре фотографии имени братьев Люмьер. В пространстве центра демонстрируются порядка 50 черно-белых и цветных снимков Оркин, дочери актрисы немого кино Мэри Руби и русского производителя игрушечных кораблей Самуила Оркина, сделанные ей в 1939-1981 годах. Фотограф росла в Голливуде, но, переехав в Нью-Йорк в начале 1940-х, судя по фотографиям, навсегда оставила в нем свое сердце. На выставке с черно-белым "Нижним Манхеттеном" 1939 года мирно уживается цветная пейзажная "Немая осень" 1979 года, а компанию участникам парада американского легиона на Пятой авеню конца 1940-х составляют марафонцы, бежавшие по Центральному парку в 1976 году. Часть выставки посвещена поутешествиям: здесь можно увидеть хрестоматийный снимок Оркин "Американская девушка в Италии".

Читайте о выставке подробнее >>

В Центре братьев Люмьер до 29 января


Мода и арт

 

14. Музеи Кремля выставляют шедевры французского кутюрье и любимца актрис и аристократок  Поля Пуаре, господствовавшего в мире моды до первой мировой войны. Среди заслуг кутюрье, осовободившего женщину от корсета, - создание свободных платьев-кимоно, туник и мода на именные духи. Акцент на выставке сделан на визите Пуаре в Россию - ровно 100 лет назад он демонстрировал в Москве и Санкт-Петербурге авангардные по тем временам туалеты, которые тут же принялись копировать великосветские портнихи. Особые связи были у Пуаре не только с аристократками, но и с актрисами - ведь в мир моды он пришел именно из театра. Поэтому в экспозиции представлены и его костюмы для сцены, и вещи, которые модельер создавал для повседневной жизни артисток. К первым относится бирюзовое платье, в котором Марта Давелли исполняла партию Гризеллы в одноименной опере Массне, ко вторым - туфли в стразах, в которых выходила в свет певица Мистенгет.

Читайте о выставке подробнее >>

В Музеях Московского Кремля до 15 января 2012 года

 

15. У каждого модного дома есть свой фирменный цвет или фасон. У Кристиана Диора был нью-лук, у Шанель – твидовые костюмы, у Джанфранко Ферре – белый цвет, а у Макс Мара – пальто цвета camel. Организаторы выставки, открывшейся в Историческом музее, решили разыграть эту карту по полной.  От обилия пальто разных годов выпуска и цветов, с преобладанием того самого светло-бежевого, равно как и от слабого запаха нафталина, буквально кругом идет голова.  Выставка "Coats! Max Mara: 60 лет итальянской моды" напоминает, что холода не за горами, а тем, кто не успел подготовить сани, то есть пальто, летом, следует поторопиться.

Читайте о выставке подробнее >>

В Государственном историческом музее до 10 января

 

16. Эстетская выставка Dance in Vogue посвящена танцу, который замирает на выставленных здесь снимках в одном-единственном выхваченном камерой движении, но не становится мертвым, а словно переходит в искусство иного рода: танцоры обращаются то в подобие совершенных скульптур, то в настоящих глянцевых моделей. Зрители же остаются зрителями: на их взыскательный вкус Мультимедиа Арт музей представляет работы всех тех, кто придает весомости экспозициям подобного рода - Мейра,  Хорста, Битона, Ричарда Аведона, Хельмута Ньютона  и других.

В Мультимедиа Арт Музее до 15 января

 

Историческая перспектива

 

17. Музей Востока показывает выставку, в экспозицию которой вошли произведения из коллекции знаменитого историка моды Александра Васильева. Организаторы решили вернуться в начало прошлого века и коснуться темы эмиграции, повернув ее в выгодном для себя ключе – жизнь и наследие  русской диаспоры в Китае. В свое время там жили или останавливались Александр Вертинский, Олег Лундстрем и Николай Рерих, немало эмигрантов осталось жить в Китае после 1917 года. В экспозицию "Русский Китай" попала живопись, предметы прикладного искусства, одежда, стилизованные интерьеры – все то, что может помочь в раскрытии темы взаимодействия восточного колорита и его переосмысления западной традицией. Правда, речь скорее идет не о российском, а о европейской вкусе в его российской интерпретации, но представленные здесь экспонаты, среди которых, например, платья русских домов моды в Шанхае, китайские не становятся от этого менее интересными.

В Музее искусства народов Востока до 9 января 2012

 

18. В Большом дворце в "Царицыно" открылась выставка "Утраченные иллюзии - Павел I. Эпоха и личность", приуроченная к 210-летию трагической гибели императора в результате заговора. Для того, чтобы собрать на выставку более 700 экспонатов – личные вещи, документы, книги, предметы дворцового интерьера, образцов вооружения и военного обмундирования - пришлось задействовать 14 музеев Москвы и Санкт Петербурга, государственных архивов и две частные коллекции. В результате вышла экспозиция, по предметному составу равной которой не было давно. Император, ждавший восшествия на престол и строивший планы по устройству идеального государства всю жизнь, оказался не понятым ни ближайшим окружением, ни народом, а его реформы, в том числе армейские, не находят однозначной оценки до сих пор. Собрав воедино богатый материал той эпохи организаторы, с одной стороны, попытались показать движение от обретения власти до  утраты иллюзий, а с другой – дать возможность зрителям самим проанализировать жизнь и реформы Павла I.

В музее-заповеднике "Царицыно" до 19 февраля

 

19. Искусство и война - две вещи несовместимые - уживаются на выставке "Самураи. Art of war" так же легко, как легко балансируют на грани убийства и прекрасного представленные здесь мечи, считавшиеся у средневековых воинов вместилищем их души. Впрочем, чтобы рассказать о "пути воина" оружия и доспехов недостаточно, ведь самурай одинаково хорошо должен был владеть не только искусством боя, но и изящными искусствами – каллиграфией, живописью, умением слагать стихотворения (предсмертные стихи самураев - сэппуку – часть золотого фонда  мировой поэзии). Поэтому, чтобы представить уникальный мир японского военного сословия во всей его полноте, организаторы собрали в одном месте оружие, доспехи, живописные свитки, гравюры, пейзажи, предметы быта, например, для чайной церемонии и одежду, - всего около 500 экспонатов, среди которых и меч знаменитого мастера Мурамаса, работавшего в XVI веке.

В арт-центре "Ветошный" до 15 января

 

Новогоднее настроение

 

20. В прошлом веке судьба праздничной елки была непростой: рождественское дерево с приходом революции оказалось в идеологической опале, но, к счастью, не сгинуло окончательно, а возродилось в 30-х уже под новогодним соусом. Политические реалии повлияли на все: и на атмосферу и идею праздника, и на ее главных героев (Дед Мороз, каким мы его знаем сегодня, возник тогда же), и на карнавальные костюмы с игрушками,  украшавшими елки. Так что выставка "С Новым годом, дорогие товарищи!", где представлены елочные украшения 1900-1980-е годов, – наглядный путеводитель по истории праздника, тем более что помимо самих игрушек и елок, на которых они экспонируются и которые расположены в хронологическом порядке – здесь нашлось место для множества других новогодних атрибутов: приглашений, архивных фотографий, упаковок от подарков и даже эскизов и костюмов к самому новогоднему балету, "Щелкунчику" в Большом.

 В Государственном историческом музее до 27 февраля

21. В Мультимедиа Арт Музее выставляют "сказочные" иллюстрации Ирины Преснецовой – художницы, много лет занимающейся оформлением книг (например, стихов Арсения Тарковского, Булата Окуджавы, Джеффри Чосера), и способной даже в эпоху айпадов и айфонов воссоздавать нечто прекрасное и непереводимое на язык технологий. В своих иллюстрациях Преснецова использует пену, вату, многослойную кальку, металлические детали и многое другое – материалы, способные передать одновременно вещественный и сказочный мир тех книг, так что иллюстрация у нее превращается в инсталляцию или спектакль: "Мне нравится разыгрывать спектакль книги на бумажной сцене», - говорит художница. В МАММ можно увидеть "спектакли" на тему сказок из редких и удивительных серий – например, австралийских сказок, не вышедших в свет  книг "Медвежонок по имени Паддингтон" и "Золушки", а также иллюстрации к биографическим книгам "Мать Тереза", "Стивен Спилберг" и "Эдвард Григ", листы воображаемой волшебной книги из "Библиотеки Проспер" и не менее волшебной книги стихов для детей Иосифа Бродского.

 В Мультимедиа Арт Музее до 22 января

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала