Рейтинг@Mail.ru
Фотобиеннале-2012: классики, невидимка и дикий фотограф - РИА Новости, 22.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Фотобиеннале-2012: классики, невидимка и дикий фотограф

© предоставлено организаторами ФотобиенналеДаг Менюьз . Силиконовая Долина
Даг Менюьз . Силиконовая Долина
Читать ria.ru в
На время Фотобиеннале, проходящей раз в два года в Москве, разные площадки объединяет одна страсть - страсть к хорошей фотографии. Темой нынешнего года стало путешествие: дороги, люди, страны, а главными местами выставок на карте столицы - Мультимедиа Арт Музей, Фонд культуры "Екатерина", ЦВЗ "Манеж", Культурный центр Сервантеса и Российская академия художеств. О выставках, которые стоит увидеть в ближайшие три месяца - в гиде РИА Новости.

На время Фотобиеннале, проходящей раз в два года в Москве, разные площадки объединяет одна страсть - страсть к хорошей фотографии. Темой нынешнего года стало путешествие: дороги, люди, страны, а главными местами выставок на карте столицы - Мультимедиа Арт Музей, Фонд культуры  "Екатерина", ЦВЗ "Манеж", Институт Сервантеса и Российская академия художеств. О выставках, которые стоит увидеть в ближайшие три месяца - в гиде РИА Новости.

 

1. В 70-х годах чешский художник Мирослав Тихий смастерил себе из подручных материалов первую фотокамеру и, забросив живопись, стал снимать женщин – исключительно тайно. Спустя пару десятилетий оказалось, что эти работы – часто нечеткие, с размытым фокусом, сделанные украдкой из-под свитера не глядя – могут быть востребованы широкой публикой, и отнюдь не извращенцами, а, например, профессионалами на "Фотографических встречах в Арле", где в 2005-м Тихий стал "Открытием года". Прелесть снимков Тихого в том, что он делал их не для кого-то, а только для себя, поэтому они такие интимные и даже какие-то дикие: критики называют это "высвобождением чувственности".

В Мультимедиа Арт Музее с 23 февраля по 1 апреля

 

2. Мастера уровня Уильяма Кляйна не просто снимают – они совершают революции. Свою революцию Кляйн, много лет сотрудничавший с Vogue, делал в моде и уличной съемке, часто совмещая их. Одним из первых Кляйн вывел моделей на улицы и поместил их в водоворот большого города - любуясь, иронизируя, импровизируя, наслаждаясь естественным освещением и бурлящей вокруг жизнью. Город оказывался его главной импровизацией – и он же принес ему в 1954 году славу, когда свет увидел первый – признанный потом одним из лучших послевоенных – альбом "Нью-Йорк", снимки из которого показывают в МАММ.

В Мультимедиа Арт Музее с 1 марта по 14 апреля

 

3. Французская художница и режиссер Сара Мун – завсегдатая московской биеннале – выбрала темой нынешней выставки сказку Шарля Перро, обыграв ее на свой лад: вместо красной шапочки у нее получилась черная. С любовью художницы к винтажной стилистике, черно-белому и утонченному это вполне в духе Мун. В ее фотоистории смешались разные течения: игра в сюрреализм и пикториальная стилистика – родом из начала прошлого века, а жутковатый холодок от "детской" сказки – прямиком из Средневековья.

В Мультимедиа Арт Музее с 7 марта по 1 апреля

 

4. Работы Лиу Болина, работающего с командой гримеров и фотографов,  сродни чудесам: на них китайский художник мимикрирует под окружающую среду, становясь то частью стеллажа с журналами в супермаркете, то тяжелым бархатным занавесом, скрывающим стену, то поленьями из поленницы. Чтобы добиться такого эффекта, Болин гримируется по десять часов – пока его не перестают замечать даже прохожие, но помимо цирковых фокусов в его работах есть конкретный смысл: "исчезая" со снимков, художник протестует против закрытия властями его студии, а в конкретной работе, может, например, выступать против токсичных веществ и вредных добавок в пище и напитках.

В Фонде культуры "Екатерина" с 13 марта по 13 мая

 

5. Кто давно не наблюдал по телевизору депутатских потасовок, времена-то теперь другие, может податься за подобным зрелищем в Фонд культуры "Екатерина". В рамках биеннале там показывают проект австрийской арт-группы G.R.A.M., участники которой проехались по миру с целью запечатлеть словесные перепалки, рукоприкладства и другие неприличности, происходящие на парламентских заседаниях, и превратили их в огромные фотографии.

В Фонде культуры "Екатерина" с 13 марта по 13 мая

 

6. Даг Менюьз  много лет снимал жизнь Силиконовой долины, документируя создание самых инновационных продуктов прошлых десятилетий, например, компьютера компании Стива Джобса NeXT, разработку PDF и Adobe Photoshop. Выставка в Москве ожидаемо посвящена главному компьютерному гению корпорации Apple и рассказывает о жизни ее святая святых в те времена, когда мечта одного становилась былью для миллионов.

В ЦВЗ "Манеж"  30 марта по 9 мая

Прочитайте интервью "Даг Меньюз: я старался не попадаться Стиву Джобсу на глаза" >>

 

7. Начиная с 80-х автор "Алисы в городах", "Неба над Берлином" и "Пины" Вим Вендерс параллельно с киносъемками фотографирует места, где работает или путешествует. Между кино и фото режиссер видит большую разницу: в первом случает ты рассказываешь историю, во втором – сосредотачиваешься на вещах, говорит он. И, возможно, недоговаривает: его собрание пейзажных снимков "Картины с поверхности земли" - тоже истории, только истории местности.

В Мультимедиа Арт Музее с 5 апреля до 13 мая

 

 

8. Пионер документальной фотографии Вальтер Розенблюм, прославившийся в 19 лет благодаря снимкам восточных иммигрантов с родного Ист-Сайда на Манхэттене, как и многие репортеры прошлого столетия, работал на войне – снимал высадку союзников в Нормандии, вместе с противотанковым батальоном прошел путь через Францию, Германию и Австрию, запечатлел освобождение Дахау. Но с возвращением к мирной жизни его главной и любимой темой вновь стал Нью-Йорк, жизнь бедных районов и маленькие люди большого города, которых он умел снимать как никто.

С 6 по 22 апреля

 

9. Китайский художник Ай Вэйвэй очень любим на Западе и небезызвестен у нас, особенно после прошлогодней истории с арестом у себя на родине, когда за "экономические преступления" рисковал надолго остаться в тюрьме. Мировое сообщество как могло отстаивало судьбу художника, ставило на первое место в сотне самых влиятельных арт-персон и на 24-е – просто самых влиятельных людей, устраивало акции, собирало деньги – и отстояло. На московской выставке фокус, естественно, сделан на фотографические таланты Вэйвэя, так что его знаменитых хрустальных семян подсолнечника или карты мира из двух тысяч слоев одежды мы не увидим - зато совершим экскурс в 80-е, время создания снимков, и узнаем, откуда растут ноги у современного китайского искусства. Оказывается, и из Нью-Йорка тоже.

В Мультимедиа Арт Музее с 20 апреля по 27 мая

 

10. Неравнодушный к советским фотоклассикам Мультимедиа Арт Музей выставляет работы Аркадия Шайхета, одного из основоположников отечественной репортажной съемки. Шайхет документировал жизнь страны в первые пятилетки (оттуда родом, например, его знаменитая карточка "Лампочка Ильича"), во время Великой Отечественной войны снимал на фронтах – в том числе под Сталинградом, в Берлине, на Курской дуге, а в послевоенные годы сотрудничал с "Огоньком", для которого сделал немало репортажей со всей страны. Выставка "Аркадий Шайхет. 1928-1931" - продолжение темы прошлой Фотобиеннале, когда выставлялись снимки автора 1923-27 годов.

В Мультимедиа Арт Музее 20 апреля по 17 мая

 

11. Фотосерия Эндрю Буша посвящена "дорожным портретам". Установив на свою машину камеру, фотограф почти десять лет, с 1989 по 1997,  снимал на нее проезжавших мимо водителей и сделал сотни забавных снимков своих соотечественников. Хайвэи, маленькие города, жаркие побережья пролетают мимо камеры голубыми, желтыми и зелеными пятнами – они не важны нам, а вот люди остаются, и читать эпоху по их лицам, одежде и машинам – проще простого.

В ЦВЗ "Манеж" 29 марта по 9 мая


12. Испанский фотожурналист Луис Рамон Марин снимал в первой половине прошлого века, а его последний снимок был напечатан в 40-м году. После на долгие десятилетия негативы снимков Марина, запечатлевшего тридцать лет истории своей страны, оказались замурованными в стену кухни – таким образом вдова фотографа пыталась спасти их в годы Гражданской войны и диктатуры. Лишь недавно эти работы были снова извлечены на свет, а вместе с ними и имя фотографа. Выставка состоит из 60 чёрно-белых фотографий, современных копий, хранящихся в архиве Фонда Пабло Иглесиаса.

В Институте Сервантеса с 19 марта по 20 мая

 

Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала