Рейтинг@Mail.ru
Я поведу тебя в музей - РИА Новости, 31.01.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Я поведу тебя в музей

Читать ria.ru в

Бывают в жизни такие события, о которых хочется рассказать как можно большему числу людей. Но, признаюсь, никогда не думала, что к таким событиям отнесу я однажды знакомство с британскими музеями. Что впечатление, произведенное ими на всех членов моей семьи, будет таким искренним, ярким. Что всего несколько лондонских "учреждений культуры" смогут передать нам в полном объеме всю картину отношения жителей туманного Альбиона к своей национальной истории. Заставят нас внести существенные коррективы в само восприятие этой страны, людей.

Однажды уже упоминала, что наше семейство воинственно игнорирует пляжно-овощной отдых, предпочитая отдых активный, так называемый "познавательный". Краеведить мы любим, толк в этом знаем, более того, не единожды занимались музейным делом на практике, организуя экспозиции, наполняя фонды, консультируя и т.д. Поэтому наша оценка британских музеев, в принципе, может претендовать на профессиональную.

Итак, первое, что поразило нас - это многообразие направлений и форм. Проштудировав Интернет, кучу путеводителей и воспоминания друзей, бывавших в Англии, мы оказались перед крайне сложным выбором, ведь времени было традиционно мало, а точек притяжения, без преувеличения, "на всю оставшуюся жизнь": в одном только Лондоне оказалось около 2,5 сотен музеев! И это - не считая десятков уникальных парковых комплексов, исторических кварталов, театров...

Впрочем, мы давно для себя решили, что в таких "тяжелых" случаях (хотя с настолько "тяжелыми" еще не сталкивались) мы действуем по принципу "Общекультурный минимум". То есть сосредотачиваемся на объектах, которые обязательны при знакомстве с новой территорией. Но даже крайне болезненно "наступив" на свои интересы, мы все равно этот минимум выполнить не смогли.

Вторым удивлением - кстати, очень приятным русскому сердцу - стало известие о том, что крупнейшие, мирового значения музеи в Лондоне бесплатны. Кое-где стоят ящики для сбора пожертвований, и все. И очередей никаких нет, несмотря на просто чудовищный туристический поток. Рецепт выживания музеев прост, как все гениальное, и представляет собой замкнутый круг: госдотации честно выделяются с налогов от туризма, который, в свою очередь, стимулируют свободным доступом и умопомрачительным качеством музеев, а также потрясающей сувенирной индустрией.

Ох уж эта сувенирка… испытание не для слабонервных и третий наш восторг. Там, товарищи дорогие, такие креативщики креативные работают, что им всем Народного художника давать можно. В магазинчиках при музеях - не менее увлекательно и познавательно, чем в выставочных залах. Репринты, копии экспонатов, книги-фильмы-постеры, даже тривиальный "хлам для туристов" из серии магнитиков, брелоков и кружек - все сделано с невероятной фантазией, любовью, чувством юмора, вкусом. От буйства ассортимента и объемов - даже самая последняя скареда с пустыми руками не уйдет.

Но, конечно же, главным потрясением внедрения в музейное дело Великобритании стало не столько содержание коллекций (по чести сказать - бывшим колониям есть в чем упрекнуть англичан, ибо "зачистили" их сокровищницы знатно), сколько презентация.

Так, к примеру, в Британском музее практически в каждом зале стоит волонтер (лет от 60-ти и старше), на столике у которого в коробочках выложены какие-нибудь небольшие аутентичные редкости. И можно спокойно подойти, все перетрогать, получить по каждому артефакту море информации. Наш младший, фанатеющий Египтом, чуть в обморок не упал, когда ему разрешили повертеть в руках баночку для крема из оникса, сделанную во времена Хатшепсут. Более того, прикоснувшись к истории буквально - мы всей семьей с удвоенной энергией ринулись в зал рассматривать подобные экспонаты. И не просто глазеть, а внимательно читать аннотации, обсуждать, анализировать. Вот такая "мотивация к знаниям".

Добавлю, что мы с мужем (про пацанов вообще молчу - их зависть к британским сверстниками иногда была осязаемой) безумно захотели стать английскими школьниками. Для них посещение музеев - обязательная часть процесса обучения. Причем, не созерцательная, типа, "посмотрите налево - посмотрите направо", а интерактивная. Они - вне зависимости от возраста - что-то конспектируют, дискутируют с гидом, решают ребусы и викторины на заданную тему. И им абсолютно не скучно, глаза горят.

И это не удивляет: да ладно бы англичане, мы сами вышли из того же Национального музея армии в полной уверенности, что британские военные - самые крутые на свете. Путешествие по залам позволило нам почти реально поучаствовать в массе известных сражений. Примерить форму веллингтоновского офицера; потаскать разгрузочный жилет солдата Первой мировой под крики сержанта; побывать в траншеях, где грохотал бой; в южнокорейских джунглях, из топей которых с диким ревом пытался вырваться джип с медиками.

Это в целом общий подход к экспозициям - не примитивные стеллажи с реликвиями, а живые картины. Восковые фигуры, одетые в реальную одежду с приличествующим ситуации выражением лиц, жестами. Предметы, представленные в соответствующей обстановке. Звуки, документальные фильмы, цифровые мониторы, "листая" которые, будто проходишь квест.

А сколько разных приспособлений, посредством которых, вроде бы играя, узнаешь интереснейшие факты. С каким упоением и дети, и взрослые бродят внутри транспортного самолета и многих других экспонатов, скажем, Имперского военного музея, пеленгуют вражеские корабли и пытаются вывести на поверхность водолаза при помощи специального (настоящего!) оборудования в зале, имитирующем подлодку. В музее общественного транспорта наш младший вообще принял участие в строительстве лондонского метро и управлял поездом.

Признаюсь, невероятно сложно кратко рассказать обо всем, что мы видели-трогали-слышали в английских музеях. Был бы им памятник - организовала бы роту почетного караула. Так достойно, бережно, искренне, с таким пониманием все обустроено. Только один-единственный раз муж заметил неточность, и то, сказал, что надо перепроверить…

В отечественных музеях игра "найди ляп" является нашей семейной забавой, в которой очки удается набрать каждому.

Да и в целом - от всей радости, подаренной нам британскими музейщиками, в какой-то момент стало невероятно грустно. Лейтмотив грусти сформулировал старший сын во вполне логичном и, увы, риторическом вопросе: "А почему наши-то так не могут?".

И действительно, при огромном числе музеев в нашей стране, практически все они - серо-скучные, тягу к знаниям не стимулирующие. По-настоящему интересно в них только тем, кто, как говорится, "в теме". Способный увлечь, знающий экскурсовод там - невиданная редкость. Ходишь по холодным залам - холодным не по температуре, а по эмоциям - и тупо смотришь. По своим детям знаю, что если им что-то не рассказывает их папа или я, то минут через 15 они впадают в анабиоз. Школьные экскурсии у них, как правило, резюмируются словами: "А давайте туда лучше вместе сходим - я ничего не понял".

Конечно, сходим, конечно, все объясним. В конце концов, на то мы и родители, и это наша святая обязанность - воспитать, привить, направить. Только обидно как-то: ведь коллекции у нас намного покруче тех же английских будут, и поводов для гордости, захватывающих исторических сюжетов побольше, и народ у нас реально талантливей, образованней, то есть, по сути, в состоянии генерировать самый увлекательный интерактив, придумать самую классную и разнообразную сувенирку.

Может, дело в том, что к истории мы своей равнодушны? Да с чего, собственно, иному быть? При царях - все на запад смотрели, при Советах - прошлое канализировали и редактировали, а сейчас вообще "Россия - только вперед". Про программу школьную уже и говорить нет сил, про образовательный контент в СМИ - тем более.

Так что, дорогие родители, повыше поднимаем наш главный национальный лозунг "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих" и садимся за книжки, дабы отечественные музеи, в которых реально есть что посмотреть и чем напитать наших отпрысков - могли хоть немного соответствовать своей высокой миссии: хранить прошлое ради будущего.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала