Рейтинг@Mail.ru
Гадание на оскаровской гуще: французский "Артист" против Голливуда - РИА Новости, 24.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Гадание на оскаровской гуще: французский "Артист" против Голливуда

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Читать ria.ru в
В понедельник 27 февраля около 9.00 по московскому времени завершится очередная оскаровская церемония, абсолютным триумфатором которой, по всем предварительным раскладам, должен стать французский "Артист", уже собравший все основные предоскаровские призы. Например, семь наград от британской кинотелеакадемии BAFTA - премии № 2 англоязычного мира.

Около 9.00 в понедельник 27 февраля по московскому времени завершится очередная оскаровская церемония, абсолютным триумфатором которой, по всем предварительным раскладам, должен стать французский "Артист". Отличный фильм, если кто еще не видел! Действительно ни на что не похожий. Вдобавок, он собрал все основные предоскаровские призы. Недавно, например, получил семь наград (в том числе за лучший фильм года и лучшую режиссуру) от британской кинотелеакадемии BAFTA. По престижности ее статуэтки, конечно, уступают "оскарам", но это кинонаграды № 2 англоязычного мира.

Шаг в историю

Любопытная деталь: если "Артист" и впрямь будет признан Американской академией кинематографических наук и искусств лучшим фильмом 2011-го, то станет первым немым оскаровским триумфатором с 1929 года. Два первых обладателя звания лучшего фильма - "Крылья" и "Бродвейская мелодия" - были немыми. Но уже третьим победителем оказался фильм звуковой - "На Западном фронте без перемен".

Впрочем, не будет ошибкой заявить, что в случае виктории "Артист" вообще станет первым немым обладателем главного "Оскара". Ведь название "Оскар" прилепилось к голливудской статуэтке лишь в 1930-е, а до этого у нее не было имени. Как только ее ни называли: "академическая статуэтка", "золотой трофей" и даже "железный человек". По легенде, задачу решила секретарша киноакадемии Маргарет Херрик, воскликнув в 1931 году: "Ой, да он же напоминает моего дядюшку Оскара!". Прошло еще три года, прежде чем словечко подхватил один из влиятельных репортеров, и целых восемь, пока академия не утвердила слово "Оскар" в качестве официального названия награды.

Причины сомнений в триумфе "Артиста"

И все же за три дня до церемонии не станем утверждать, будто шансы "Артиста" безусловны. Конечно, без дядюшек "Артист" не останется. Но вот победит ли он нокаутом - это большой вопрос.

Смущают как минимум два обстоятельства.

1) Уж слишком все гладко. Как же так: никакой интриги? Оскаровская церемония стала терять рейтинг - и прежде всего потому, что основных победителей стало легко предугадать.

2) Почему никто не обращает внимания на то, что "Оскар" за лучший фильм года еще никогда не доставался фильму из неанглоязычной страны?

Кто-то напомнит, что в 1987-м победил "Последний император" итальянского классика Бернардо Бертолуччи. Но главные деньги в тот фильм вложила Великобритания.

"Оскар" - киночемпионат англоязычного мира. Весь прочий мир (исключения редки) вытеснен в резервацию "Лучшая неанглоязычная картина". А "Артист" - фильм франко-бельгийский. Да, он посвящен истории Голливуда, титры - на английском, персонажи постоянно читают знаменитую американскую киногазету Variety, а среди актеров есть и голливудские звезды.

"Артист" затронул душу именно американских киноэкспертов. В Европе его ведь оставили почти без наград. В Каннский конкурс его взяли в последний момент - и он получил там только приз за лучшую мужскую роль. Европейская киноакадемия и вовсе отметила его лишь наградой за лучшую музыку.

Зато именно в Америке после осенних фестивалей в Торонто и Нью-Йорке "Артист" породил настоящий бум, взяв награды и многочисленных критических секций, и главных голливудских гильдий.

Тем не менее: продюсеры, режиссер, главные актеры фильма - все французы. Стерпит ли это "Оскар"?

Попробуем рационально оценить шансы номинантов на четыре главных "Оскара". В трех из четырех номинаций претендентов по пять и только в самой главной за лучший фильм года в этот раз девять (почему в этот раз? Потому что, по новым правилам, количество номинантов в этой категории будет ежегодно варьироваться - от пяти до десяти).

Лучшая главная женская роль

Вот где в этот раз ставки делать трудно, тем более, что среди номинанток нет Беренис Бежо из "Артиста" (француженка тоже номинирована, но почему-то на "Оскар" за лучшую женскую роль второго плана. Это странновато. Тем более, что британская BAFTA номинировала Бежо именно на приз за главную роль).

Пожалуй, нет шансов у Руни Мара из "Девушки с татуировкой дракона" - голливудской академии не пришелся по душе этот триллер Дэвида Финчера. Мало надежд и у Гленн Клоуз, даже несмотря на необычность работы: она сыграла женщину XIX века, прикидывавшуюся мужчиной, в фильме "Таинственный Альберт Ноббс".

А вот дальше вопросы, потому что произошла предоскаровская перестрелка между тремя остальными претендентками.

На первый взгляд, подумаешь - перестрелка! Все равно никто не остановит Мерил Стрип. За роль Маргарет Тэтчер в фильме "Железная леди" она уже получила BAFTA и "Золотой глобус" с формулировкой за лучшую женскую роль в драме.

Не перейдет же ей дорогу Мишель Уильямс, сыгравшая Мэрилин Монро в картине "7 дней и ночей с Мэрилин" и тоже выигравшая "Золотой глобус", но с формулировкой за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле? У Стрип уже 17-я номинация на "Оскар", что является актерским рекордом всех времен. При этом статуэтка доставалась ей до обидного редко - лишь дважды.

Но у Мэрил Стрип есть серьезная соперница в лице неизвестной нашей публике (едва ли многие посмотрели в прокате фильм "Прислуга") Виолы Дэвис.

Во-первых, она выиграла самую значимую из предоскаровских наград. Наши СМИ из года в год повторяют, будто генеральная репетиция "Оскара" - это "Золотой глобус". Но для "Оскара" куда важнее премии голливудских гильдий - прежде всего актерской, режиссерской и продюсерской. Так вот, приз актерской гильдии за лучшую женскую работу года получила именно Дэвис.

Во-вторых, среди голливудских академиков большинство - почти четверть - актеры. Если они внутри своей гильдии проголосовали за Дэвис, то, скорее всего, поставили галочки за нее и тогда, когда распечатали оскаровские бюллетени.

В-третьих, "Оскар" постоянно ругают за пренебрежение к афроамериканцам, и наградить актрис из "Прислуги" - единственный шанс в этом году опять не попасть под огонь критики.

В-четвертых, фильм-то важный. Можно сказать, он о втором и окончательном освобождении американских чернокожих, которые еще в начале 1960-х годов, спустя сто лет после окончания Гражданской войны между Севером и Югом за отмену рабства, вынуждены были соблюдать в южных штатах законы расовой сегрегации.

Лучшая главная мужская роль

Тут вроде бы безоговорочно должен победить Жан Дюжарден из "Артиста". Он выиграл попросту все предварительные этапы оскаровской гонки: взял "Золотой глобус", BAFTA, премию гильдии актеров и даже приз Каннского фестиваля…

Но был же прецедент в 2003-м году, когда все предварительные мужские награды брал Дэниел Дэй-Льюис за "Банды Нью-Йорка" и уже готов был выйти на оскаровскую сцену, но вместо него вдруг выкликнули Эдриена Броуди, поощрив его работу в "Пианисте". Больше всех тогда был шокирован сам Броуди, явно пришедший на церемонию просто посидеть в зале, считавший себя номинантом-статистом.

В этот раз к статистам относят мексиканца Дамиана Бичира, сыгравшего в драме про отношения отца с сыном и опасности иммигрантского быта в Лос-Анджелесе "Лучшая жизнь" (неожиданный выбор академии: Бичир мало известен, в США почти не снимался, сыграл разве что эпизодического Фиделя Кастро в 4-х часовой эпопее "Че" Стивена Содерберга).

Едва ли следует ставить и на Брэда Питта, снявшегося в традиционной спортивной драме (которую сам же и спродюсировал) про инновации в бейсболе Moneyball, - вышла у нас под названием "Человек, который изменил все".

Есть еще Джордж Клуни с ролью в фильме Александра Пейна "Потомки", считающемся одним из оскаровских фаворитов. Но Клуни повторяется - чересчур комикует. Кто-то когда-то его сдуру заверил, что он забавен с лицом идиота. С тех пор Клуни не устает корчить физиономии: см. фильмы "О, брат, где ты?", "Необходимая жестокость", "После прочтения сжечь" (все - братьев Коэнов), а также "Мне бы в небо", "Безумный спецназ" и др. Кроме того, по мнению коллеги Олега Сулькина, давно работающего кинокритиком в Нью-Йорке, американцы сейчас вряд ли проголосуют за фильм, который призывает сопереживать богачам, да еще обитающим на Гавайях.

Так что единственным конкурентом Дюжардена остается Гэри Олдмен, потрясший поклонников в шпионской трагикомедии из времен Холодной войны по роману Джона Ле Карре "Шпион, выйди вон". Знаю многих, кто болеет именно за Олдмена. Но фирменно английский по духу и актерскому составу "Шпион" (фирменно английский фильм снял режиссер-швед на французские деньги) не стал любимцем "Оскара". У него всего две номинации; вторая - за лучшую музыку.

Так что если Дюжарден все-таки проиграет, это станет сенсацией.

Лучшая режиссура

В списке номинантов на второй по значению "Оскар" - француз Мишель Хазанавичус с фильмом "Артист", Александр Пейн с "Потомками", Вуди Аллен с "Полночью в Париже", Мартин Скорсезе с "Hugo - Хранителем времени" и победивший на Каннском фестивале Терренс Малик с "Древом жизни".

Все те же, кроме Малика, претендовали и на приз гильдии режиссеров за лучшую картину 2011 года. Победил Хазанавичус с "Артистом". Оскаровское дело вроде бы предрешено. Начиная с 1948 года, когда гильдия режиссеров впервые вручила свои премии, было всего шесть случаев, когда лауреат гильдии не становился потом обладателем "Оскара" за лучшую режиссуру.

Но, знаете ли, я бы рискнул сказать: Вуди Аллен! Великий комедиограф-интеллектуал в некотором смысле сделал фильм-параллель к "Артисту". Он тоже забавный, тоже доставляет публике фантастическое удовольствие, тоже погружен в историю культуры, только француз Хазанавичус объясняется в любви к Голливуду и кинематографу, а американец Аллен - в любви к Парижу и культуре вообще.

На фильм года "Полночь в Париже" все же, наверное, не тянет. Это все-таки фильм-шутка - даже в большей степени, чем "Артист". Но "Оскар" за режиссуру? Почему бы и нет, учитывая вселенскую кинематографическую любовь к Аллену, а также то, что свой единственный "Оскар" за режиссуру он получил давным-давно - за фильм 1977 года "Энни Холл". Еще у него два "Оскара" за лучший сценарий - "Энни Холл" и "Ханна и ее сестры".

А "Артисту", как могут рассудить академики, и без того жирно будет. Он ведь точно, подумают они, возьмет главный "Оскар" за лучший фильм года. Да и не все же отдавать иностранной картине?

Почему мы ставим на Аллена, а не Пейна, мы уже объяснили в случае с Клуни. Отчего на Аллена, а не Скорсезе или Малика, скажем ниже.

Лучший фильм

Претендентов, напомним, девять. Но по опыту прошлых лет на звание лучшей картины реально претендуют только те пять, которые одновременно номинированы на статуэтку за лучшую режиссуру. Так что четыре других фильма ("Жутко громко и запредельно близко", "Человек, который изменил все", "Боевой конь" и "Прислуга"), мы относим к статистам.

Ну что? Похоже и впрямь - "Артист"!!! Ведь он стал лауреатом гильдии продюсеров. По статистике, тот фильм, который гильдия признала лучшим, более чем в семидесяти процентов случаев обретает потом и самый престижный "Оскар" года. Но наиболее весомым кажется даже не этот, а другой аргумент: среди картин, номинированных на звание лучшей, у "Артиста", если по совести, действительно нет конкурентов.
О Пейне и Аллене мы сказали выше.

"Хранитель времени" - первый фильм жесткого классика Скорсезе в жанре семейного кино и формате 3D - не относится к его лучшим. Скорсезе удалось создать волшебную атмосферу сказочного Парижа, он тоже влюблен в кинематограф прошлого, но временами сказывается в примитивный ликбез. Какие-то второстепенные "Оскары" "Хранитель времени" отхватить должен, ведь он лидер по количеству номинаций (их у него 11, у "Артиста" - 10). Но никак не главный. Если же он вообще не получит ничего, это станет скандалом. Ведь тогда "Хранитель" повторит оскаровский антирекорд (прежде лишь две картины, имея по 11 номинаций, оставались без "Оскаров" - "Поворотный пункт" 1977 года с Михаилом Барышниковым и "Цвет пурпура" 1985 года Стивена Спилберга). Вдобавок Скорсезе в 2000-е уже едва не повторил антирекорд: его "Банды Нью-Йорка" имели 10 номинаций, но остались с носом.

Что до Малика и его "Древа жизни", в котором судьбы отдельно взятой американской семьи проецируются на судьбы мироздания, то еще раз сошлюсь на мнение коллеги Олега Сулькина: важна инсайдерская информация! Он уверен, что большинство оскаровских академиков новых генераций попросту не знает, кто такой Малик, признанный мэтром еще в 1970-е, но снимающий крайне редко.

А ведь, наверное, так и есть.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала