Рейтинг@Mail.ru
Сражение при Химках: скромные советы власти и оппозиции - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сражение при Химках: скромные советы власти и оппозиции

© РИА НовостиМихаил Ростовский
Михаил Ростовский
Читать ria.ru в

Символ французской политики первой половины ХХ века - Компьенский лес. Именно здесь в 1918 году Франция приняла капитуляцию Германии, а в 1940 году Германия - капитуляцию Франции.

Символ трудных отношений СССР и США в начале 1980-х годов - Женевский лес. Именно здесь в 1982 году дипломаты Юлий Квицинский и Пол Нитце внезапно нашли компромисс в вопросе об ограничении числа ядерных ракет средней дальности.

Символ российской политики первой половины ХХI века - Химкинский лес. Ни на одном другом клочке нашей земли перетягивание каната между властью и гражданским обществом не протекало и не протекает в столь чистом и концентрированном виде.

Решение о начале строительства дороги в Химкинском лесу без всякой попытки объяснить этот план публике когда-то стало олицетворением мощи и высокомерия власти. Решение приостановить это строительство после громких публичных протестов впервые высветило: российские граждане больше не готовы совмещать роли диссидентов на своих кухнях и верных "солдат партии и правительства" на улицах.

Предстоящие выборы мэра Химок лишь укрепят репутацию этого московского пригорода как нервного центра российской политики. И для власти, и для оппозиции они станут экзаменом на политическую зрелость.

Или, вернее, не совсем так. Слово "станут" здесь неуместно. Это в школе или университете экзамены проходят в точно оговоренное время в аудитории с известным номером. Экзамены в политике растянуты во времени и пространстве. Выборы главы Химок состоятся лишь 14 октября. Но химкинские выборные экзамены и власть, и оппозиция начали сдавать уже сейчас.

Начну с власти. "Губернатор Московской области Сергей Шойгу не хочет, чтобы из выборов в Химках делалось политическое шоу", - сообщение такого содержания недавно появилось на лентах информационных агентств. Сергей Шойгу заявил: "Я очень не хочу, чтобы по избранию главы города или муниципалитета делалось политическое шоу. Хочется видеть тех, кто не просто сыграет, а отработает так, что войдет в историю".

Я очень уважаю Сергея Шойгу. И я очень надеюсь, что ему удастся внести свежую струю в жизнь Подмосковья. Но вот можно ли серьезно хотеть, чтобы выборы "не были политическим шоу"?

Представьте себе ситуацию. Вы приглашаете гостей отведать свежезаколотого барана. А когда они приходят, объявляете: все будет, как я обещал. Но наша трапеза, друзья, будет вегетарианской!

Такого не бывает. И полноценные "выборы без политического шоу" - это то же самое, что и " вегетарианское поедание барана". Если выборы это выборы, то политическое шоу неизбежно.

Возможно, пяток-другой избирателей и привыкли делать свой выбор после тщательного изучения различных графиков и статистических талмудов. Но большинство граждан голосуют за тех, кто сумел их увлечь и убедить. А здесь, извините, без талантов шоумена никак не обойтись.

Был ли, например, Уинстон Черчилль великим государственным деятелем? Однозначно был. Но что позволило Черчиллю добиться своих величайших свершений? Не менее однозначно - его таланты политического шоумена. Прослушать речь Черчилля - то же самое, что сходить в театр или в кино на фильм гениального режиссера.

"Мы пойдем до конца. Мы будем биться на пляжах. Мы будем биться в портах и на суше. Мы будем драться на полях и на улицах. Мы будем биться на холмах. Мы никогда не сдадимся", - даже сейчас от этих строк из речи Черчилля 1940 года у меня идет мороз по коже. И, боюсь, если бы "старик Уинстон" не устраивал тогда "политических шоу", история Европы могла пойти совсем по другому сценарию.

Поэтому мой скромный совет власти звучит так: не надо думать, что "политическое шоу" - это всегда танцы Ельцина на сцене под попсу или безответственная раздача направо и налево заведомо невыполнимых обещаний. В данном случае "политическое шоу" - это способность воодушевить избирателей, заставить их поверить в свою правоту. И если кандидат, поддерживаемый областной и федеральной властью, не сможет на достойном уровне устроить такое "шоу", он заслуживает только одного - поражения.

Теперь перейдем к оппозиции. Я уважаю лидера движения за спасение Химкинского леса Евгению Чирикову не меньше, чем я уважаю Сергею Шойгу. В этом мире ничего нельзя добиться без борьбы. Евгения Чирикова не побоялась окунуться в омут такой борьбы с головой. "Другие болтают, она делает" - это как раз про нее.

Но восхищение и уважение не всегда конвертируются в готовность отдать свой голос за этого кандидата. В 1945 году тот же Уинстон Черчилль привел свою страну к победе во Второй мировой войне. Ни один другой человек в стране, включая короля Георга VI, не мог и близко подойти к нему по уровню морального авторитета.

Но на парламентских выборах 1945 года Консервативная партия во главе с Черчиллем потерпела сокрушительное поражение. Избиратели отдали свое предпочтение лейбористам под началом лишенного особой харизмы Клемента Эттли.

Почему? Потому что "борьба за правое дело" и мирная повседневная жизнь - две большие разницы. Избиратели не поверили, что возвышенный Черчилль сможет с такой же энергии заниматься, например, скучными деталями восстановления разрушенного коммунального хозяйства. А вот приземленный Эттли выглядел как человек, способный справиться с этой необходимой работой.

Перед Евгенией Чириковой в Химках сейчас стоит очень схожий вызов. Спасение леса - это ведь не единственная проблема территории, которую Чирикова хочет возглавить.

Способность поддерживать нормальную работу местных школ, автобусов, канализации, других служб, способность привлекать инвестиции и выстроить рабочие отношения с властями Москвы и Подмосковья - эта все тоже сфера ответственности будущего мэра Химок.

Если он (или она) не будет этого уметь, то ничего особенно хорошего жителей города Химки не ждет. Нечто подобное мы уже однажды проходили в 1917 году, да и на памяти нынешнего поколения, в начале 1990-х. К власти в городах и весях приходили пламенные трибуны, и коммунальное хозяйство этих населенных пунктов постепенно разваливалось на куски.

Или другой распространенный в те годы вариант: у избранного всенародным голосованием главы территории не получалось подчинить своей воли местную элиту. И она очень быстро находила способ избавиться от своего формального начальника.

Например, в декабре 1991 года президентом Мордовии был избран демократ Василий Гуслянников. Но уже в апреле 1993 года мордовские парламентарии поменяли республиканскую Конституцию и упразднили пост президента. И Гуслянников так ничего и не смог поделать.

Учитывая все это, мой совет Евгении Чириковой и прочим химкинским оппозиционерам прямо противоположен той рекомендации, что я дал власти. Я всей душой верю в способность оппозиционных лидеров устроить в Химках пышное политическое шоу. Но я пока не убежден в их способность компетентно управлять городом.

Возможно, у них это способность есть, не спорю. Но на данный момент они еще не сумели это убедительно доказать. И в этом их "ахиллесова пята".

Вот так, с моей точки зрения, выглядит диспозиция перед политическим сражением при Химках.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала