Рейтинг@Mail.ru
Психолог советует готовить родителей перед тестированием детей на наркотики - РИА Новости, 27.09.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Психолог советует готовить родителей перед тестированием детей на наркотики

Виктория Чал-Борю
Виктория Чал-Борю
Читать ria.ru в
Эксперимент по тестированию школьников на наркотики планируется провести в российских школах. О том, какова ситуация с профилактикой наркомании в школах Москвы, что дает тестирование на наркотики, как подготовить к этому родителей, а также о том, как вести себя родителям школьников, употребляющих наркотики, в интервью РИА Новости рассказала научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления Виктория Чал-Борю.

Эксперимент по тестированию школьников на наркотики планируется провести в российских школах. Эта инициатива вызвала беспокойство среди родителей и самих учеников. О том, какова ситуация с профилактикой наркомании в школах Москвы, что вообще дает тестирование учеников на наркотики, как подготовить к этому родителей и какова роль школьного психолога в этом вопросе, а также о том, как вести себя родителям школьников, употребляющих наркотики, в интервью РИА Новости рассказала научный сотрудник Центра практической психологии образования Академии социального управления Виктория Чал-Борю.

- Виктория Юрьевна, какие меры против наркомании принимаются в московских в школах?

- Насколько мне известно, в большинстве школ не проводится системной профилактической работы. Я два года работала в экспертной комиссии на конкурсе "Педагог-психолог года" и как раз рассматривала психологические программы, которые проводятся в школах. Из того количества программ, которые я видела, одна-две-три программы говорили о том, что в школах ведется какая-то работа по профилактике распространения наркотиков. Но это были просветительские программы, ориентирующие на то, чтобы запугать детей – информирующие о том, что такое наркотики, каковы последствия принятия тех или иных препаратов. Результатом этой программы может быть то, что люди действительно могут заинтересоваться этим, если еще не знали до сей поры. А те, кто уже принимает наркотики – им совершенно безразлично, что им говорят, потому что человек-наркоман не чувствителен к опасностям, инстинкты выживания у него ослаблены. Также добавлю, что в 8-9 классе с этим работать бесполезно, потому что все склонности к зависимостям происходят значительно раньше.

- А чем вообще занимается в школе психолог?

- Занимается тем, что от него просит администрация учебного заведения. Администрация говорит, например - нам нужна диагностика всех детей в школе, и психолог делает эту диагностику, при этом у него нет времени на каждого конкретного ребенка. Даже если придет к нему каждый ребенок на 15 минут, надо ведь протестировать всех школьников, на каждого сделать карту. При этом непонятно, какую карту, какие данные в нее вносить – в каждой школе свои представления, что должно быть в этой карте, единой формы нет. Диагностика в пределах всей школы мне кажется бесполезным занятием, потому что она ничего не показывает. Есть диагностические центры, куда приводят детей, которым действительно нужна диагностика, там делают комплексную диагностику на какой-то вид нарушения. В школе это не говорит ни о чем вообще, это массовые диагностические процедуры, они лишь только развлекают детей, или, наоборот, напрягают.

- Как же, по вашему мнению, должна быть построена работа психолога в школе?

- Я считаю, что в школе профилактика наркомании бессмысленна. Это уже подсчет готовых наркоманов или потенциальных наркоманов. Профилактика – это намного более ранние действия, это работа с родителями, которые только собираются иметь детей. Знаете, когда закладываются склонности к зависимостям? В первые три месяца жизни ребенка. Поэтому появление зависимостей – это ответственность родителей, не ребенка. Потом только некая констатация факта, что это уже есть, и какое возможно лечение. Это серьезный дефицит определенных навыков, определенных жизненных установок.

- Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

- Закладка тяги к зависимостям происходит очень рано – до года, фактически до трех месяцев. Вот представьте – родился ребенок, он абсолютно беззащитен, он абсолютно зависим от мамы, вот уже стадия зависимости, которую он проходит. Без помощи взрослого ребенок не выживает, соответственно, благодаря взрослому у ребенка формируются первые представления об аддиктивных отношениях, хорошие они будут или плохие. Хорошо, если мама удовлетворяет потребности ребенка, если она чувствует, что ему нужно, если она кормит его тогда, когда ему нужно, если гигиена на должном уровне, если она замечает, что происходит с ее ребенком, а не то, что написано в книжке, если она поглощена этим процессом. Но если в этот период жизнь ребенка нестабильна, если в этой зависимости ему плохо, то этот механизм фиксируется, что зависимые отношения – это довольно тяжелые отношения. Если хорошая зависимость – ребенок потихоньку выходит из зависимых отношений, к двум-трем годам он уже может быть относительно независим в каких-то действиях, он потихонечку растет, интеллект его подгоняет, и вырастает достаточно устойчивый человек с так называемым "базовым доверием к миру". Если этого доверия нет, тогда у ребенка закладывается такая вещь – что в аддикции плохо, ее нужно все время хотеть, но она все равно не удовлетворяет.

Вот что происходит с человеком при употреблении наркотиков: человеку на какое-то время после употребления наркотиков становится хорошо, потом становится плохо, возникает потребность постоянного употребления наркотиков, он пребывает в постоянном ощущении неудовлетворенности. Получается, что человек транслирует эти же самые зависимые и независимые отношения. Культура и традиции в семье, среда, в которую попадает человек, влияют на то, какой тип зависимых отношений он выбирает, – наркотики, игры, эмоциональную зависимость и т.п.

- Как же донести до будущих матерей всю эту информацию?

- Вот в этом вся проблема, почему не действуют эти профилактические мероприятия. Потому что, когда ребенок рождается, родители не понимают, что в первые месяцы жизни начинается закладка фундамента его будущей жизни. Я вижу последствия – ко мне приходят на консультацию уже зависимые люди, это не обязательно наркоманы, эмоциональная зависимость так же тяжела, как и наркотическая, игромания еще тяжелее наркомании. Взрослый человек приходит к специалисту, потому что уже не справляется с ситуацией. И тогда один "плохой" вид зависимости надо подменить другим – более социально приемлемым.

- А если возникает такая ситуация – в благополучной, нормальной семье вдруг узнают о том, что ребенок употребляет наркотики. Что делать?

- С виду все семьи нормальные, но если в семье это происходит, значит, что-то было упущено в раннем детстве, родители жили какой-то своей жизнью, скорее всего, отдельно от ребенка, соблюдая внешнее благополучие. Работа должна идти в двух направлениях – с родителем и с ребенком. Как правило, родители пугаются, начинают отторгать этого ребенка, но этот человек продукт именно этой системы.

- Так куда вы посоветуете обратиться родителям? К наркологам, к психологам, к кому?

-  Надо идти с ребенком вместе к специалистам, которые работают с зависимостями, к врачам, потому что это комплексная вещь – это и медицинский аспект, и психологический, и психотерапевтический, и социальный.

- А к школьному психологу стоит обращаться?

- К школьному психологу можно обращаться за информацией по поиску нужного специалиста, как раз школьный психолог должен иметь эту базу. Но вы представляете, как стыдно родителю подойти к школьному психологу за подобной помощью?! Об этом ведь может узнать вся школа, хотя психолог должен держать эту информацию закрытой. В специализированном центре, конечно, больше соблюдается конфиденциальность.

- А что может сделать школа в ситуации, если родители что-то упускают?

- Школа должна быть внимательна к детям, замечать, что происходит с детьми с первого класса, и на ранних стадиях обращать внимание родителей на то, что происходит. Увидеть, заметить какие-то изменения в человеке – это очень много, это может не каждый родитель. Это одна из главных задач воспитателя-родителя – замечать, что происходит с ребенком. Если школа это будет делать – это уже будет колоссальный вклад в ребенка.

-  Какова, по вашему мнению, роль тестирования на наркотики в школах?

- Тестирование на наркотики – это не профилактика, конечно. Это просто диагностика состояния, сложившегося на данный момент в обществе наших детей, чтобы знать, сколько у нас уже готовых наркоманов, и больше ничего.

- А как наиболее грамотно провести в школе подготовку к проведению наркотестирования?

- Если бы мне как родителю сказали, что моего ребенка будут тестировать на наркотики, я бы совершенно спокойно к этому отнеслась, как к данности, как к необходимой общественной процедуре. Но если у родителей есть тревога за то, что в какой-то момент они не несли достаточную ответственность за ребенка, конечно, они будут пугаться, отказываться, обращаться в разные суды и инстанции. Или же человек не приемлет вторжения в его личную жизнь. Наверняка есть и другие причины, по которым люди будут отказываться от наркотестирования, к этому организаторы должны быть готовы.

Перед проведением тестирования на наркотики, конечно, надо провести собрание с родителями, объяснить, насколько это важно. Важно, чтобы этот разговор проводил человек, которому доверяют, наверное, даже не классный руководитель. Этот человек должен знать, как правильно об этом говорить, не повысить тревогу – чем больше тревоги отдать родителям, тем меньше вероятность, что он разрешит провести это тестирование своему ребенку. Это должен делать грамотный психолог, прошедший соответствующее обучение, умеющий разговаривать с людьми, готовый принять отказы, прояснить ситуацию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала