Рейтинг@Mail.ru
Третьяковка открыла обновленную экспозицию XVIII века - РИА Новости, 15.11.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Третьяковка открыла обновленную экспозицию XVIII века

© РИА Новости / Светлана ЯнкинаОбновленная экспозиция искусства XVIII века в Третьяковской галерее
Обновленная экспозиция искусства XVIII века в Третьяковской галерее
Читать ria.ru в
Третьяковская галерея преобразила встречающее зрителей пространство с искусством XVIII века, смиксовав скульптуру с живописью, добавив ампирную мебель и фамильные реликвии Голицыных из частной коллекции. В этом убедился корреспондент РИА Новости, одним из первых осмотрев экспозицию.

МОСКВА, 15 ноя - РИА Новости, Светлана Янкина. Третьяковская галерея преобразила встречающее зрителей пространство с искусством XVIII века, смиксовав скульптуру с живописью, добавив ампирную мебель и фамильные реликвии Голицыных из частной коллекции. В этом убедился корреспондент РИА Новости, одним из первых осмотрев экспозицию.

Этого обновления ждали: на время ремонта залы были закрыты, поэтому посетителям приходилось заходить в экспозицию не по парадной мраморной лестнице с затейливыми люстрами и развешенными по стенам масштабными полотнами, а в обход. Теперь же, за считанные часы до того, как по зеленой ковровой дорожке пройдут первые посетители, смотрители, дабы встретить их во всеоружии, просят ходить по мрамору, а не топтать пышный ворс.

Как рассказала РИА Новости директор музея Ирина Лебедева, причин обновления было несколько. Во-первых, залы, которые принимают больше всего зрителей и из строя вышли быстрее остальных, поэтому была отреставрирована лестница, заменен пол, стены приобрели новый темный травяной оттенок. Во- вторых, практика показала, что скульптура, выделенная в отдельный зал, не пользуется спросом и надо что-то с этим делать. Наконец, было необходимо перетасовать находящиеся в экспозиции картины, добавив к ним произведения из запасников.

"Когда галерея открывалась в 1994 году после реконструкции, у нее был зал скульптуры, за прошедшие годы стало понятно, что это не очень востребовано зрителем, а при наших вовсе не дворцовых пространствах получилось, что мы теряем самый большой зал. Поэтому было принято решение о такой форме показа, где скульптура соседствует с прекрасной живописью, дополняя ее", - рассказала собеседница агентства.

Тем самым в музее поддержали принятый тогда интерьерный принцип ансамбля, когда в одном помещении сочетались разножанровые произведения.

Таким образом скульптура из одного зала рассеялась по нескольким, а туда поместили работы художников, связанных с образованной в XVIII веке Академией художеств. Теперь ее возглавляет Зураб Церетели, а тогда там преподавали самые заслуженные иностранцы - в частности, Луи Жан Франсуа Лагрене и Стефано Торелли. Они представлены в музее пышными полотнами на исторические темы - "Танкред и Клоринда", на котором изображены герой, держащий на руках случайно убитую им же самим возлюбленную и льющий слезы Амур и воздушной розово-зефирной "Аллегорией на победу Екатерины II над турками и татарами" соответственно. Кстати, раньше полотно Лагрене висело на лестнице, теперь же оно занимает фронтальную стену нового зала. А на его место переехала картина с изображением семейства Морковых, которому Василий Тропинин не только писал портреты, но и восстанавливал убранство дома после пожара 1812 года.

Здесь же показывают небольшую монографию основоположника российской исторической живописи Антона Лосенко - начиная с его ранней работы "Товий с ангелом" и заканчивая последним полотном "Прощание Гектора с Андромахой". Впервые в музее демонстрируется масштабное полотно - "Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти", за которое в 1800 году Иван Чернов получил звание академика. Раньше для него попросту не находилось места, а теперь произведение прекрасно смотрится в тандеме с "Самосожжением Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета" Ивана Акимова - они примерно одного размера, и одеяния героев обеих картин практически совпадают в красном сложном цвете. Некоторые скульптуры также выступают парно - как, например, бюсты супругов Паниных в античном стиле, которые выполнены Иваном Мартосом, автором памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

Отдельный зал есть теперь и у художника Федора Рокотова, который наряду с Дмитрием Левицким и Владимиром Боровиковским считается главным портретистом XVIII века.

Настоящее открытие в новой экспозиции - портреты князей Голицыных кисти Андрея Матвеева, происходящие из частной московской коллекции. Как рассказала РИА Новости заведующая отделом живописи XVIII-1-й половины XIX века Людмила Маркина, сейчас они принадлежат их потомку, художнику Ивану Голицыну.

"Эти портреты датируются 1728 годом и с тех пор хранятся в собрании Голицыных. Это совершенно уникальный факт: фамильные реликвии пережили и революции, и войны и остались в семье, к тому же портреты петровского времени - чрезвычайная редкость, их в частных собраниях практически не осталось", - поделилась она и добавила, что через некоторое время они вернутся к своему владельцу, а на их место придут другие произведения.

Судя по всему, обновленная экспозиция искусства XVIII века в Третьяковской галерее не приобрела постоянный характер: картины в ней будут время от времени меняться. Так, например, директор музея призналась на прощание, что ей бы очень хотелось видеть в этих залах произведения художников "россики", то есть мастеров из Европы, работавших в России и исполнявших преимущественно императорские заказы.

"У нас есть работы, которые после серьезной реставрации мы поместим в экспозицию. Это более интересные, более эффектные работы. Скажем, из "россики", - заключила собеседница агентства.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала