Рейтинг@Mail.ru
Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты - РИА Новости, 22.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Аттестация реставраторов нужна, но требует доработки, считают эксперты

© РИА НовостиРеставратор. Архив
Реставратор. Архив
Читать ria.ru в
В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Эксперты, в целом положительно оценивая нововведение, считают, что только аттестацией весь комплекс проблем в реставрационной сфере не решить.

МОСКВА, 22 дек - РИА Новости, Светлана Янкина. В России решено возобновить существовавшую до 2004 года практику аттестации реставраторов, чтобы освободить рынок от непрофессионалов и тем самым предотвратить некачественные работы, проводимые на памятниках культуры. Соответствующие поправки в законодательстве были приняты в конце ноября, а уже с февраля Минкультуры готовится приступить к оценке специалистов. Между тем, эксперты, в целом положительно оценивая нововведение, считают, что только аттестацией весь комплекс проблем в реставрационной сфере не решить.

Приоритетная сфера

Авторы законодательной инициативы в первую очередь стремились защитить недвижимые памятники, однако эксперты считают, что аттестация не менее актуальна для тех, кто работает с произведениями искусства - иконами, картинами, фарфором и так далее.

"Эти нововведения значимы для тех, кто занимается движимыми памятниками культуры. Представьте, что в руки реставраторов попадает памятник XVI-XVII века, и, естественно, специалист третьей категории с ним не сможет работать - такие варианты осуществляются только реставраторами высшей категории, поэтому у молодых специалистов будет стимул для повышения своей квалификации", - считает директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря Александр Лесовой.

Со своей стороны, председатель "Российской ассоциации реставраторов" Артем Новиков рассказал, что дело не в отсутствии нужного опыта - ценный музейный экспонат попросту нельзя отдать в руки не аттестованному специалисту.

"Музейная сфера наиболее остро ощутила отсутствие барьера. Прежде, чем музейщику приняться реставрировать какую-то уникальную ценность - картину, фарфор, ему нужно было иметь именно аттестацию, поскольку музейная сфера не лицензировалась. Это был такой допуск к объекту, и даже у тех, кто в числе последних получил его в 2004 году, срок уже закончился, поскольку аттестация действовала пять лет", - сказал Новиков.

По его словам, реставрировать музейные экспонаты, привлекая сторонние организации за исключением государственного Центра Грабаря, попросту не принято, поскольку они не могут обеспечить должные условия хранения ни по безопасности, ни по климату.

Как рассказал РИА Новости Сергей Куликов, главный архитектор ГУП "Центральные научно-проектные реставрационные мастерские", занимавшегося реставрацией Новодевичьего монастыря и Храма Василия Блаженного, между реставрацией движимых памятников и недвижимых существует принципиальная разница.

"Если у художника-реставратора живописи, икон, керамики, металла между головой и руками прямая связь, то на недвижимых памятниках то несколько сложнее - отвечает за все архитектор, но с ним работают химики, технологи, рабочие, которые со своей стороны тоже могут повлиять на конечный результат", - пояснил он.

Образованным - верить!

Реставратор, главный искусствовед ФГУП "Межобластное научно-реставрационное художественное управление" Владимир Сарабьянов, руководивший восстановлением фресковых памятников Пскова, уверен, что специальное реставрационное образование - уже гарантия того, что никакого вреда памятнику, будь это икона или здание, нанесено не будет.

Специалистов готовят, в частности, Московский архитектурный институт, Московская государственная художественно-промышленная академия им. Строганова. Кроме того, у Минкультуры есть планы по созданию реставрационного обучающего центра на базе Санкт-Петербургского университета культуры и искусства, который объединился бы с Суздальским художественно-реставрационным училищем

"Диплом - это и есть совмещение образования и практической работы. Выпускники - уже высококвалифицированные специалисты. Дело в том, что аттестация направлена в основном на предохранение от участия не таких вот специалистов с образованием, а людей, которые его не имеют", - сказал он.

Сарабьянов считает, что и среди них есть профессионалы своего дела, однако подавляющее большинство не представляет, что такое реставрация.

"Они пришли в профессию потому, что эта деятельность сейчас материально привлекательная, и по незнанию наносят ущерб памятникам. За людей, имеющих образование, я бы не переживал", - отметил эксперт.

По существующим сейчас правилам дифференциации между специалистами с профильным образованием и без оного нет: чтобы работать в реставрации, и те, и другие, обязаны будут раз в пять лет проходить аттестацию. В противном случае, компания, в которой они работают, не получит лицензию на деятельность в этой сфере.

Подводный камень

Как говорится в положении Минкультуры об аттестации реставраторов, основанием для получения лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия является наличие в штате организации или у индивидуальных предпринимателей аттестованных Минкультуры реставраторов. Эксперты признают, что реставраторов, которые могли бы пройти аттестацию, гораздо меньше, чем потенциальных работодателей.

По оценке Куликова, речь идет максимум о двух тысячах специалистов (в Италии, например, речь идет о 120 тысячах реставраторов), что в масштабах целой страны ничтожно мало. В связи с этим он опасается, что через некоторое время аттестованный может числиться в нескольких компаниях.

"Должна быть постоянная аттестация, некий экзамен, когда работа строится наподобие выдачи археологических листов: по закрытии его, когда сдаешь отчет, на его основании принимается, нарушена или нет методика, какие данные получены и принимается решение о том, давать ли лист в следующий раз. А сейчас получается индульгенция, подготовленных специалистов немного, им дадут аттестацию, и через полгода эти люди будут числиться в сотнях организаций, которые будут прикрываться аттестованными специалистами", - прогнозирует специалист.

Ему возражает руководитель департамента госконтроля и надзора в сфере культурного наследия Минкультуры Владимир Цветнов, который говорил ранее, что новый федеральный закон по лицензированию внес некоторые изменения в плане проверок таких вещей, поэтому контроль станет жестче, а перемещения реставраторов можно будет отследить и остановить.

Также Куликов предлагает особо прописать в законе то, что является основой сохранения памятника.

"Здесь важна категория подлинности - она является основой в памятниках, а сейчас в законе этого принципа подлинности нет. На этом основывается методика - что мы сохраняем", - заключил собеседник агентства.

На этой неделе Минкультуры разослало специалистам положения об аттестации реставраторов и о научно-методическом совете по культурному наследию с тем, чтобы эксперты внесли необходимые правки до 15 января. После планируется их обобщить и доработать документы с учетом мнения реставраторов. Если все пойдет по плану, аттестация специалистов должна начаться в феврале.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала