Рейтинг@Mail.ru
Эксперты арт-рынка: во что стоит инвестировать в ближайшие годы - РИА Новости, 01.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Эксперты арт-рынка: во что стоит инвестировать в ближайшие годы

Читать ria.ru в
Итоги мировой активности арт-рынка за 2011 год эксперты считают сверхуспешными, однако отмечают, что вкладывать деньги в искусство, или инвестировать в арт-фонды по-прежнему рискованно.

МОСКВА, 1 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Итоги мировой активности арт-рынка за 2011 год эксперты считают сверхуспешными, однако отмечают, что вкладывать деньги в искусство, или инвестировать в арт-фонды по-прежнему рискованно.

Головокружение от успехов

Эксперты портала artprice.com, проанализировав открытые продажи предметов искусства и антиквариата в 2011 году, заявили, что доходность рынка искусства в минувшем году составила 15 %. Арт-рынок в прошлом году оказался доходнее фондового: по данным Bloomberg совокупная капитализация мирового фондового рынка упала в минувшем году на 12,1%.

Очевидно, что тенденция роста, которая наметилась в 2010 году, когда арт-рынок аукционных продаж стал восстанавливаться после кризиса и составил 9,5 миллиарда долларов (в 2007 году, до кризиса, объем аукционного рынка искусства составлял 9,4 миллиарда долларов), продолжилась и в 2011 году - объем аукционного рынка составил, по данным artprice.com, 11,25 миллиарда долларов. По результатам прошлогоднего исследования CINOA (Confederation Internationale des Negociants en Oeuvres d'Art), в которые включаются не только открытые продажи аукционов, но и частные сделки, совершенные в галереях и на ярмарках, оборот всего рынка, в четыре раза больше данных artprice.com.

Однако, по мнению аналитиков, внимательное исследование процессов, которые происходят на арт-рынке, не позволяют пока считать инвестиции в искусство абсолютно надежным активом, который гарантированно принесет прибыль в будущем.

Например, кумир инвесторов и хедж фондов - современное искусство продемонстрировало максимальное падение цен в кризис, составившее на некоторых авторов до 70%.

Яков Гальперин, заместитель генерального директора УК "Альфа-Капитал", рассказал РИА Новости, чем объясняются сверхуспешные итоги арт-рынка в прошлом году. Дело в том, что когда рынки падают, все уводят инвестиции куда-то в более надежные на данный момент сегменты, в том числе, в искусство. Тем более что фондовые рынки сейчас в затруднительном положении: негатива и негативных ожиданий больше чем позитива.

"Но нынешнее состояние арт-рынка не означает, что если я купил работы художника сегодня, то завтра обязательно продам с доходом. Инвестиции в искусство, конечно, есть, но сделок на вторичном рынке не много", - отметил Гальперин.

Тем не менее, по его словам, нельзя отрицать очевидный факт - арт-рынок растет, вызывает неподдельный интерес у инвесторов, кроме того искусство широко проникло в массы, и каждый мало-мальски - обеспеченный человек считает себя коллекционером.

"Голубые фишки" и венчурные инвестиции

Коллекционер и адвокат Александр Добровинский, в свою очередь подчеркнул, что "на свете значительно больше денег, чем шедевров", что, по его мнению, и порождает возможности для спекулятивного роста в области искусства. Поэтому эксперт советует ориентироваться, прежде всего, на проверенные ценности.

По его словам, стабильный рост на протяжении последних 50-60 лет показывают так называемые "голубые фишки": Пикассо, импрессионисты, венская школы конца XIX- начала ХХ века, старые мастера. Остальные скачки цен на рынке во многом зависят от спекуляций и моды.

"Несмотря на то, что время от времени голубые фишки меняются, тенденция к их стабильному росту сохраняется на протяжении более чем полувека", - отметил Добровинский.

Рост, который фиксируют арт-индексы, в основном, по его мнению, связан со спекулятивным интересом к новым сегментам рынка.

"Тот инвестиционный прогресс, который мы наблюдали по итогам минувшего года, фиксирует моду на искусство 20-х-30-х годов ХХ века, период ар-деко, в которое стали вкладывать средства люди и фонды", - считает коллекционер.

Аналитики также отмечают устойчивый рост интереса среди мировых коллекционеров и арт-инвесторов к ряду недооцененных сегментов арт-рынка. Например, к фотографии или искусству 50-х годов ХХ века.

Также, интерес вызывает эротика в искусстве - живописи, скульптуре, фотографии, которая в мире перестала быть табу, и получила возможность занять причитающееся ей место.

Китайские шахматы

По итогам минувшего года стало очевидно, что лидирующие позиции на арт-рынке занял Китай - как с точки зрения объемов продаж, покупательской активности, так и цен на предметы искусства.

В 2010 году рынок Китая обогнал по объемам открытых продаж лидера последних десятилетий США а по итогам 2011 года Китай окончательно вышел в лидеры, захватив, согласно отчету artprice.com, 40% рынка. На втором месте остались США с 25% мирового аукционного рынка (до кризиса на долю штатов приходилось 46% мирового арт-рынка), а Великобритании осталось 20%.

Одновременно, произошла ротация топовых художников: среди лидеров рынка появились новые имена, и десять из пятнадцати самых дорогих художников (по итогам года) оказались, естественно, китайцами.

Самым дорогим и самым востребованным стал художник Чжан Дацянь - совокупная сумма продаж его произведений в минувшем году составила 505 миллионов долларов. Другой китайский мастер Ци Байши принес 445,1 миллиона долларов, переместив лидера "по сборам" последних лет Пабло Пикассо на третье место. Произведения Пикассо в 2011 году были проданы на сумму 312 миллионов долларов.

Коллекционер Добровинский, имеющий большой опыт участия в аукционах в Гонконге, относится к перспективам инвестиций в дорожающее китайское искусство с большим сомнением.

"Китайцы не отдают своего, они покупают и увеличивают цены на свое искусство. Но китаец у не китайца не купит", - пояснил он. По словам собеседника агентства, для китайских коллекционеров китайские вещи из Европы обладают сомнительным провенансом: китаец готов будет платить втридорога за картину из коллекции, например, гонконгского миллиардера, и с большой долей вероятности проигнорирует шедевр из собрания американского влиятельного коллекционера.

Вместе с тем, китайцы постепенно выходят за рамки своих национальных интересов и в искусстве. Михаил Каменский, глава Sothebys Россия-СНГ считает, что в ближайшее время мы будем наблюдать экспансию китайского капитала в отношении художественных рынков Европы и США.

"Китайских коллекционеров и инвесторов, скорее всего, заинтересуют традиционные художественные бренды, в том числе, и русское реалистическое искусство. Так как их художественная школа второй половины ХХ века целиком и полностью построена на канонах советского академического реализма", - пояснил он.

Ведь французский вина, европейская и американская ювелирка или часы уже давно продаются на ура: треть мирового рынка luxery приходится именно на Китай.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала