Рейтинг@Mail.ru
Анатолий Сердюков: гражданский министр военного ведомства - РИА Новости, 21.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анатолий Сердюков: гражданский министр военного ведомства

Читать ria.ru в
Анатолий Сердюков сохранил пост министра обороны России. В феврале 2007 года назначение гражданского чиновника - главного налоговика страны Сердюкова руководителем военного ведомства стало настоящей сенсацией, настолько неожиданным для всех было это кадровое решение Владимира Путина.

МОСКВА, 21 мая - РИА Новости. Анатолий Сердюков сохранил пост министра обороны России. В феврале 2007 года назначение гражданского чиновника - главного налоговика страны Сердюкова руководителем военного ведомства стало настоящей сенсацией, настолько неожиданным для всех было это кадровое решение Владимира Путина.

Нынешнее возвращение Сердюкова в команду президента Путина выглядит скорее ожидаемым. Сердюков и проводимая уже 3,5 года радикальная военная реформа уже неразделимы в глазах военно-экспертного сообщества и военного истеблишмента: "Коней на переправе не меняют".

Перестройка и критика

Приход руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолия Сердюкова в министерство обороны, военный опыт которого ограничивался годом солдатской службы, вызвал шквал критики со стороны экспертного сообщества и резкое недовольство в среде военных. Наиболее обсуждаемым фактом биографии нового министра стали годы его работы в мебельном бизнесе Санкт-Петербурга. Конфликт с недовольным генералитетом быстро приобрел открытый характер, результатом стала отставка начальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерала армии Юрия Балуевского, за которой последовала постепенная смена почти всего руководящего состава Минобороны.

Сердюков прослушал краткий курс Академии Генштаба, посещал округа, тщательно изучал ситуацию в войсках и проблемы с их перевооружением. С собой он привел команду сослуживцев из ФНС и расставил их на ключевые посты. Главной задачей этой команды стало создание эффективного менеджмента и новой финансовой системы военного ведомства, которое всегда было "черной дырой" для госбюджета. Деньги Минобороны получало, но они "пропадали" в недрах ведомства, офицеры оставались нищими и бесквартирными, новая техника в войска не шла.

Председатель общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко заявил РИА Новости, что Сердюков выполнил главную задачу - обеспечил целевое расходование тех огромных средств, которые государство выделило на перевооружение, развернул борьбу с коррупцией в системе гособоронзаказа. "Теперь все контракты подписываются лично министром", - сказал Коротченко.

По его мнению, Сердюков войдет в историю России как первый министр обороны, который сумел провести радикальные изменения системы денежного довольствия военнослужащих.

Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, в свою очередь, отмечает, что Сердюков является отличным менеджером. "Второе - он достаточно быстро вник в проблемы министерства обороны", - сказал Шаравин РИА Новости.

В качестве третьего положительного момента он, как ни странно, отметил именно резкость некоторых принятых Сердюковым решений. "Это были моменты, которые требовали именно таких, резких и серьезных решений", - отметил эксперт.

Реформа и кризис

Момент, действительно, наступил критический. Пятидневная война на Кавказе в 2008 году, где все опять решили упорство и храбрость российского солдата, тем не менее, показала, что российская армия вооружена устаревшим оружием, не имеет современных средств связи и разведки, ее структуры совершенно не соответствуют методам ведения современной мобильной войны.

И 14 октября 2008 года министр Сердюков объявил о начале радикальной реформы Вооруженных сил России. Она была начата "с колес" на фоне мирового финансового кризиса и спада в промышленности, без подготовки теоретической базы, многие шаги реформы впоследствии пересматривались. Все это опять сделало Сердюкова объектом острой критики в прессе, в войсках, в обществе.

"Сердюков пренебрегал созданием широкого консенсуса в поддержку своих реформ - как в Вооруженных силах, так и среди широкой общественности. Именно это и стало его главной проблемой. На личный состав Вооруженных сил шквал бюрократически подготовленных и слабо разъясняемых реорганизаций оказывал самое деморализующее воздействие, как следствие резкое недовольство", - рассказал РИА Новости главный редактор профильного издания Moscow Defense Brief Михаил Барабанов.

Он отметил, что Сердюков остается "назначенцем-технократом" и не имеет широкой поддержки военного истеблишмента, за исключением небольшой группы новых армейских выдвиженцев Кремля, таких как, например, начальник Генштаба генерал армии Николай Макаров и командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов.

В то же время, отметил Барабанов, бесспорной заслугой Сердюкова следует считать то, что, пожалуй, впервые за весь постсоветский период в России был выработан, принят и относительно твердо проведен в жизнь комплексный план радикального реформирования Вооружённых сил страны. Сердюков и руководство страны, в целом, продемонстрировали весьма высокую политическую и административную волю и готовность тратить значительные экономические ресурсы для проведения этого плана в жизнь, указал собеседник агентства.

Военный эксперт, член общественного совета при Минобороны РФ Руслан Пухов также счел армейскую реформу главной заслугой Сердюкова. "Сердюковская военная реформа, пожалуй, - единственный 100%-ный успех четырех лет президентства Дмитрия Медведева", - сказал Пухов РИА Новости.

По его мнению, министру удалось полностью трансформировать "проржавевшую" советскую военную машину и создать основу для строительства действительно современных Вооруженных сил.

Что сделано, то сделано

В ходе реформы численность Вооруженных сил сократилась с 1,3 миллиона человек до миллиона, а офицерский корпус - с 355 до 220 тысяч. Вместо шести было создано четыре укрупненных военных округа, в состав которых были переданы силы ВВС, противовоздушной обороны и ВМФ, что значительно упростило механизм принятия решений. Управленческий аппарат Вооруженных сил сократился в два раза.

Все кадрированные (сокращенного состава) части были ликвидированы. Упразднены дивизии и полки (они остались только в ВДВ и РВСН), основной тактической единицей стала бригада как наиболее компактное и мобильное соединение, по мнению руководства Минобороны.

Армию и флот избавили от всех непрофильных функций - уборки, приготовления пищи, ремонта техники, строительства и так далее - все это передано на аутсорсинг гражданским организациям. Военнослужащие теперь занимаются только своими прямыми задачами - боевой подготовкой и учёбой. Для укрепления воинской дисциплины и борьбы с казарменным криминалом создается военная полиция.

Увеличивается процент контрактников в войсках - сейчас их 186 тысяч, к 2017 году их должно стать 425 тысяч человек (при общей численности армии в миллион военнослужащих). Таким образом, сделан упор на формировании, в основном, контрактной армии, при сохранении относительно небольшого призывного сегмента.

С 1 января 2012 зарплата военных выросла почти в три раза, а военные пенсии - в 1,6 раза. Социальный статус военных в России стало примерно таким же, каким он был в Советском Союзе, - их труд стал относительно высокооплачиваемым.

В 2012-2013 годах будет полностью решена одна из самых сложных и острых проблем Минобороны - обеспечение военных постоянным жильем. К 2014 году завершится формирование современного фонда служебного жилья.

В то же время Минобороны в этом году начало безвозмездно передавать на баланс регионов и муниципальных властей свое недвижимое имущество, в том числе земельные участки, согласно закону, вступившему в силу в декабре 2011 года. По разным данным, земли Минобороны - это более 11 миллионов гектаров, а общая площадь всей недвижимости военного ведомства - более 5 миллионов квадратных метров.

До этого военная недвижимость, начиная с 2008 года, продавалась через аукционы, большая часть вырученных средств (6,6 миллиардов рублей) была направлена на решение вопросов социальной защиты военнослужащих.

Новые старые задачи

Именно Сердюков начал упорную борьбу с оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России за формирование прозрачных и приемлемых цен на продукцию военного назначения. Однако его достижения на этом фронте не столь очевидны. Выполнение гособоронзаказа-2011 едва не было сорвано. В этом году ситуация также далека от хотя бы даже удовлетворительной.

"Отношения Сердюкова с ОПК сложились предельно конфликтные, и это можно записать министру обороны в минус. Хотя его жесткую позицию можно понять - получить дешевые и качественные вооружения любой ценой, но нельзя принять - у серьезно пострадавшей с распадом СССР системы ОПК множество проблем. В конце концов, и ОПК и Минобороны делают общее дело - обеспечивают безопасность страны", - заявил РИА Новости заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Президент РФ Владимир Путин заявил недавно, что больше трети гособоронзаказа на 2012 год до сих пор не размещено, и потребовал от Минобороны и Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ представить ему доклад о причинах такой ситуации. Госпрограмма вооружений до 2020 года составляет 20 триллионов рублей.

Необходимость продолжения уже начатой работы в этом направлении - одна из причин переназначения Сердюкова на пост министра обороны, считает сопредседатель Ассоциации военных политологов, доктор политических наук Сергей Мельков.

"Целый ряд задач, которые были поставлены перед Сердюковым Владимиром Путиным, еще не до доведены до логического завершения, а Путин, как правило, не меняет человека до тех пор, пока тот не выполнит поставленную задачу", - сказал Мельков РИА Новости.

Он считает, что Сердюкову в самое ближайшее время предстоит решить такие сложные задачи, как финансово-экономическую оптимизацию отношений с ОПК, оптимизацию структуры Вооруженных сил и обеспечение военнослужащих жильем.

Кроме того, отметил Мельков, за все время, пока Сердюков стоял у руля Минобороны, он показал себя абсолютно лояльным и непубличным чиновником. "То есть он старался выглядеть не политиком, а администратором, что вполне устраивает новое руководство страны", - сказал сопредседатель Ассоциации военных политологов России.

Высокопоставленный представитель Минобороны РФ, из этических соображений пожелавший остаться неназванным, подчеркнул в беседе с РИА Новости, что, несомненно, главным итогом военной реформы Сердюкова стала полная структурная перестройка Вооруженных сил России.

"Но в этом году дан старт следующему, еще более важному этапу реформы - тотальному перевооружению войск. И здесь требуется мощнейший и компетентный контроль, который может обеспечить Анатолий Сердюков", - сказал собеседник агентства.

Ситуация в войсках на данный момент и на перспективу выглядит следующим образом. И все эти задачи надо будет решать новому старому министру обороны.

Воздушно-космическая оборона

Последним крупным и знаковым структурным изменением в Вооруженных силах РФ стало создание на базе Космических войск 1 декабря 2011 года войск Воздушно-космической обороны (ВКО). Совершенно новый род войск объединил управление системами предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, противовоздушной обороны, контроля космического пространства, запуска и управления спутников.

В состав ВКО вошли космическое командование, командование противовоздушной и противоракетной обороны и космодром "Плесецк" (Архангельская область). Новый род войск создавался на фоне развития ситуации вокруг развертывания США и НАТО системы противоракетной обороны в Европе, которая, по мнению российских властей, будет угрожать ядерному потенциалу РФ.

Именно поэтому Минобороны направит до 20% всех средств государственной программы вооружения до 2020 года на развитие ВКО. До 2020 года на вооружение ВКО должно поступить около 100 космических аппаратов военного назначения.

Части ВКО продолжают оснащаться новейшими зенитно-ракетными системами (ЗРС) С-400. Сейчас на боевом дежурстве два полка С-400, еще два заступят до конца 2012 года. Всего до 2020 года ожидается поставка 28 полковых комплектов С-400. Планируется поступление на вооружение новейших ЗРС С-500 с 2015 года.

Развертываются радиолокационные станции (РЛС) нового поколения типа "Воронеж", входящие в систему предупреждения о ракетном нападении. Головной образец РЛС высокой заводской готовности (ВЗГ) был построен в Ленинградской области в 2006 году. Такие же РЛС были созданы в Краснодарском крае, Калининградской области. В настоящее время завершается подготовка к заступлению на опытно-боевое дежурство РЛС ВЗГ "Воронеж" в Иркутской области.

Ракетный щит России

Тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев в ноябре 2011 году перечислил комплекс мер военно-технического и дипломатического характера, которыми Россия ответит на развертывание системы ПРО в Европе. В их числе оказалось и оснащение баллистических ракет перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками.

Но более весомый ответ - новая 100-тонная жидкостная межконтинентальная баллистическая ракета, которая будет иметь повышенные возможности по преодолению перспективной ПРО США. Уже принято решение о ее разработке. Новая ракета должна заменить известную по всему миру тяжелую баллистическую ракету Р-36М2 "Воевода", известную на Западе под именем "Сатана".

Командующий РВСН генерал-лейтенант Сергей Каракаев ранее заявил, что одновременно продолжается и разработка новой твердотопливной баллистической ракеты, которая придет на смену "Ярсам" и "Тополям". Она поступит на вооружение к 2015 году. Эта ракета разрабатывается с учетом технологического задела, который приобретен при создании ракетного комплекса "Ярс".

В настоящий момент три ракетные дивизии РВСН находятся в стадии перевооружения на ракетные комплексы "Ярс" и "Тополь-М", и две из них должны перевооружиться уже в этом году.

По словам Каракаева, доля новых образцов оружия в РВСН к 2020 году достигнет 97% (сейчас - 30%). Всего в ближайшее десятилетие на вооружение поступит, как ожидается, более 400 современных межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования.

ВВС

ВВС РФ претерпели серьезные изменения в ходе реформы. Были ликвидированы авиадивизии и авиаполки, оперативно-стратегическое командование ВКО передано в состав войск ВКО.

Созданы семь крупных авиационных баз с мощной инфраструктурой. Модернизируется аэродромная сеть: отремонтировано 28 военных аэродромов, в 2012 году планируются работы еще на 12 военных аэродромах.

К 2020 году ВВС должны получить более 600 современных самолетов, включая истребители пятого поколения ПАК ФА (Т-50), больше тысячи вертолетов, 38 дивизионных комплектов зенитно-ракетных комплексов "Витязь".

Сейчас в испытаниях задействовано три Т-50, со временем эта цифра будет доведена до 14. Поступление первого серийного образца истребителя пятого поколения ожидается в 2015 году. Всего планируется закупить 60 таких самолетов. Согласно заявлению уже бывшего главкома ВВС генерал-полковника Александра Зелина, испытания машины идут в соответствии с графиком.

В скором времени ВВС РФ планируют получить десять зенитных ракетно-пушечных комплексов "Панцирь-С1". Сейчас на вооружении четыре таких комплекса (зенитный ракетный полк в Новороссийске).

ВМФ

На переоснащение ВМФ РФ до 2020 года планируется потратить 4,7 триллиона рублей. Во всех предыдущих государственных программах вооружений флот финансировался по остаточному принципу. Сейчас же фактически стартовала большая судостроительная программа: к 2020 году ВМФ получит восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 20 многоцелевых подводных лодок, более 50 боевых надводных кораблей и так далее.

Давно ожидаемый комплекс - "ракета "Булава" плюс АПЛ "Юрий Долгорукий" - будет принят на вооружение, как ожидается, уже в 2012 году. Испытания второго ракетного подводного крейсера стратегического назначения этого проекта (955 класса "Борей") "Александр Невский" планируется завершить так же в 2012 году, третьего - "Владимир Мономах", - по словам тогдашнего главкома ВМФ РФ адмирала Владимира Высоцкого, "чуть позже".

Обсуждается возможность строительства перспективного авианосца. По словам Высоцкого, "нужен удовлетворяющий все стороны облик этого корабля. Это будет не классический авианосец - он будет на шаг впереди. Облик нового авианосного комплекса будет определен в течение двух лет - до 2014 года".

Тем временем флот готовится принять после окончания строительства французские универсальные десантные вертолетоносцы типа "Мистраль". Предварительно принято решение разместить их на Тихоокеанском флоте.

Сухопутные войска

Сейчас в Сухопутных войсках (СВ) РФ более 100 общевойсковых и специальных бригад. Все это - соединения постоянной боевой готовности, полностью укомплектованные личным составом и боевой техникой. В 2015 году будет создана первая мотострелковая арктическая бригада (всего их будет две).

В 2013 году планируется открытие перспективного учебного центра боевой подготовки в Западном военном округе (посёлок Мулино Нижегородской области). В 2013 году здесь планируется начать учёбу подразделений с использованием новых автоматизированных средств обучения и лазерных имитаторов стрельбы и поражения в формате "рота на роту", а в 2014 году - в формате "батальон на батальон". Такие же центры будут построены в остальных трех военных округах.

До 2020 года СВ должны получить десять бригадных комплектов ракетного комплекса "Искандер-М", свыше 2,3 тысячи танков, около 2 тысяч самоходных артиллерийских комплексов и орудий, а также более 17 тысяч единиц военной автомобильной техники.

Первые опытные образцы перспективной бронетехники - танк "Армата", бронетранспортеры "Бумеранг", бронеавтомобиль "Тайфун" - армия, по словам тогдашнего главкома СВ генерал-полковника Александра Постникова, намерена получить в 2013 году, а с 2015 года начнутся массовые поставки.

Общую позицию Минобороны по поводу танков летом 2011 года озвучил министр Анатолий Сердюков, который пояснил, что его ведомство хочет получить по-настоящему новую машину и будет поэтапно выходить на модель создания нового танка. Старые танки Минобороны закупать не будет.

Воздушно-десантные войска

Воздушно-десантные войска (ВДВ) России сохранили дивизионно-полковую структуру. Как отметил ранее командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов, планом развития ВДВ, который утвержден верховным главнокомандующим, в ближайшее время - до 2016 года - не предусмотрен такой переход и отказ от дивизионной основы. По его мнению, нынешняя структура ВДВ оптимальна и в ближайшие годы меняться не будет.

Государственной программой вооружения до 2020 года предусмотрено полное перевооружение ВДВ на новую технику. Одно из главных направлений - перевооружение на новую боевую машину десанта - БМД-4 (серийные поставки пока не начались) - и формирование на ее базе целого ряда специальных машин, таких как БТР-Д "Ракушка" и машина радиационной и химической разведки РХМ-5.

Боевые возможности ВДВ увеличат разрабатываемые "ЦНИИТОЧМАШ" новые артиллерийские системы на базе 120-миллиметрового и 152-миллиметрового калибров. Перевооружить ими артиллерию ВДВ также планируется до 2020 года.

По словам командующего ВДВ, Генштаб сейчас рассматривает вопрос о передаче десантникам в оперативное подчинение одной вертолетной бригады. В перспективе, по его мнению, идеальным вариантом было бы включение полков или бригад армейской авиации в состав соединений ВДВ.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала