Рейтинг@Mail.ru
Захаревич: объединение вузов должно происходить на уровне идеологии - РИА Новости, 27.01.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Захаревич: объединение вузов должно происходить на уровне идеологии

© Фото : предоставлено ВШЭРектор Южного федерального университета Владислав Захаревич
Ректор Южного федерального университета Владислав Захаревич
Читать ria.ru в

Южный федеральный университет (ЮФУ), в состав которого вошли четыре вуза Ростова-на-Дону и Таганрога, был создан в 2006 году в рамках нацпроекта "Образование". Зачем государство объединяет вузы разного профиля, каковы результаты такого процесса, в интервью РИА Новости рассказывает ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Владислав Захаревич.

- Владислав Георгиевич, в чем смысл слияния вузов разного профиля?

- В том, чтобы создать университет, способный оказать ощутимое воздействие на экономику, общественную жизнь, культуру. В нашем случае создавался университет, способный влиять на ситуацию в Южном федеральном округе - очень большую территорию со всеми проблемами юга: межнациональных отношений, толерантности и прочее.

В мире такие университеты есть - в США, Китае нормальное явление, когда университет охватывает большую территорию. И наличие самых разных профилей - обычная практика. В ЮФУ ведется подготовка по 22 из 26 укрупненных групп направлений, предусмотренных в российском высшем образовании. А есть небольшие специализированные вузы, подобные Массачусетскому технологическому институту в США, где всего 10 тысяч студентов, но он занимает ведущие позиции в мировой табели о рангах, 77 членов его сообщества - Нобелевские лауреаты.

Необходимо учитывать также, что создание мощных вузов с целью активного влияния на социально-экономическое развитие страны и регионов происходит в условиях реализации масштабной программы повышения эффективности бюджетных расходов.

- Как вы оцениваете недавнее присоединение Московского института электроники и математики к Высшей школе экономики?

- Решение мне представляется логичным. В Высшей школе экономики есть такие направления, как математика, прикладная математика, - там стараются создать хорошую математическую школу, и МИЭМ, в свою очередь, славен математической подготовкой. С учетом того, что ВШЭ - национальный исследовательский университет, от такого объединения МИЭМ лишь выиграет. Это дает ему новый статус и, скорее всего, дополнительные финансовые возможности.

- Способно ли, на ваш взгляд, усиление бренда вуза решить проблему престижа инженерного образования, повысить уровень подготовки абитуриентов?

- Престиж инженерного образования зависит, прежде всего, от развития промышленности, от того, насколько востребованы выпускники и на какие зарплаты они могут претендовать. Престиж профессии будет высоким, когда инженер будет получать больше, чем госслужащий или финансист. Без этого он получит диплом и пойдет работать в банк, бренд тут ни при чем.

- Считается, что самый сложный этап в объединении - когда концепция развития нового вуза только еще формируется. Так было и в ЮФУ?

- Да, в первые полтора года работать было непросто. Коллективы еще не притерлись друг к другу, было много тем для разговоров: кто главный, у кого преимущества, чем кто знаменит... И только когда приходит понимание, что цели и задачи у объединяемых вузов - одни, работать становится легче.

- Что может способствовать ускорению этого процесса?

- Нужно сформировать стратегию, идеологию развития вуза, разделяемую сотрудниками, но этот вопрос не решается мгновенно. Не бывает так, что ректор выступил с разъяснением, и все его поддержали. В социальных системах перемены принимают достаточно медленно. Сотрудники должны осознать преимущества, понять, что в слиянии вузов нет ничего необычного.

Важно сохранить децентрализацию управления, как в большинстве университетов мира, и сделать систему финансирования прозрачной. Тогда каждый сотрудник будет понимать: ему не придется работать за других.

- Сопровождалось ли становление ЮФУ "перемешиванием" вузовских коллективов?

- Мы не ставили задачи "перемешать" коллективы - у нас есть Педагогический институт, Таганрогский технологический институт, Институт архитектуры и искусств, факультеты подготовки по основным направлениям. Нас критиковали за это в Минобрнауки - мол, надо было что-то упразднять, объединять, но мы не стали. На то было много причин, одна из которых - территориальная удаленность кампусов. Так, наша инженерная школа находится в Таганроге, довольно компактно расположен Пединститут ЮФУ в Ростове-на-Дону. И у каждого подразделения свой контингент поступающих. Одно дело, если человек выбирает фундаментальное образование по физике, химии или математике, другое - если он хочет стать учителем, преподавать эти же дисциплины.

Объединение должно произойти на уровне идеологии. И нужны немалые средства на развитие. Тогда будут внедряться новые образовательные технологии, студенты получат больше возможностей по формированию индивидуальной траектории обучения (например, инженеры смогут изучать экономические курсы), многие преподаватели побывают на стажировках в зарубежных вузах, реализуют другие возможности, а в итоге повысится качество образования. И зарплата у преподавателей значительно вырастет. Об этом, во всяком случае, свидетельствует опыт ЮФУ.

Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала