Рейтинг@Mail.ru
Карпушин: НСОТ становится инструментом образовательной политики - РИА Новости, 24.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Карпушин: НСОТ становится инструментом образовательной политики

© Фото : ГУ-ВШЩЭМинистр образования Пермского края Николай Карпушин
Министр образования Пермского края Николай Карпушин
Читать ria.ru в

В школах Пермского края внедрена третья разновидность новой системы оплаты труда (НСОТ) педагогов, основанная на понятии ученико-час, а стимулирующие выплаты педагоги получают за высокие результаты ЕГЭ и победы учеников на олимпиадах. О том, как сделать НСОТ инструментом образовательной политики, в интервью РИА Новости рассказывает министр образования Пермского края Николай Карпушин.

- Николай Яковлевич, каким, на ваш взгляд, должно быть соотношение базовой части в зарплате учителя  и стимулирующей?

- Базовая часть не должна быть очень большой, чтобы человек стремился заработать себе стимулирующую. Но при этом нельзя подвергать его риску, чтоб в случае отсутствия стимулирующих выплат он оказался на грани прожиточного минимума. Именно этим обусловлено соотношение базовой и стимулирующей выплат как 70 к 30, какого мы и придерживаемся в Пермском крае. Человек средний, который "с неба звезд не хватает", может получить все, что ему полагается в базовой части, и жить нормально. Но если он хочет большего, то должен показать конкретные результаты, и тогда вознаграждение будет выше.

- Сколько стоит ученико-час, на основании, которого и рассчитывается базовая часть зарплаты?

- Каждая школа сама определяет эту стоимость. Так, если ученико-час стоит 3 рубля, а учитель работает на ставку с 25-ю учениками, то умножаем 3 рубля на 18 часов (это ставка), на 25 (учеников) и на 4,345 недели в месяце - и получаем основу зарплаты. К ней добавляются компенсационные выплаты - за стаж, за квалификационную категорию, за ученую степень, если она есть, которые учителю тоже гарантированы.

Стоимость ученико-часа зависит и от предмета. Самые дорогостоящие - русский язык и математика: по ним все сдают ЕГЭ, и они требуют большей подготовки к урокам.

Ученико-час - это постоянное напоминание о том, что, помимо самых разных параметров, например, качества проведения урока, влияет еще интенсивность работы. Ведь с 25-ю детьми работать сложнее, чем с 5-ю, - деятельность интенсивнее.

- Но не получается ли так, что из-за оплаты работы с опорой на ученико-час страдают учителя в маленьких школах, где невозможно обеспечить оптимальную наполняемость классов?

- Эту проблему мы учли. Был составлен реестр, куда вошли около 300 отдаленных малокомплектных школ. Они сообщают о дефиците средств сверх норматива, и специальная межведомственная комиссия с учетом мнения депутатов законодательного собрания выделяет субвенцию - в год на эти школы идет еще около 200 миллионов рублей. Но это скорее исключение из правил - всем школам края по нормативу выделяется около 14 миллиардов рублей.

- А почему было принято решение включить в базовую часть надбавки за стаж? Федеральное министерство рекомендовало этого не делать.

- В базовой части должен оцениваться человеческий капитал учителя, причем компенсационные выплаты отражают разницу в стоимости человеческого капитала. Некоторые коллеги убеждены: доплату за стаж нужно исключить, поддержав тем самым молодых педагогов. Но я считаю, стаж увеличивает ценность человеческого капитала, жизненный опыт делает слово учителя более весомым. Стаж может играть меньшую роль в оплате труда, чем, например, уровень образования, у нас это так, но полностью исключить стаж нельзя. Такова наша политика: стимулировать учителя делать свой человеческий капитал более ценным.

- За что учителя получают стимулирующие выплаты?

- Каждая школа сама решает, как выплачивать стимулирующую часть фонда оплаты труда. При этом у нас везде размещена информация о наших приоритетах - на сайте министерства, в моем блоге. Так, мы считаем, что учителя должны обеспечивать высокие результаты ЕГЭ, победы детей на олимпиадах, поступление в вузы. Школы знают, что для нас важно, на что ориентироваться, и учителя понимают, как заработать больше.

В Пермском крае все выпускники школ, набравшие 225 и более баллов на трех ЕГЭ и поступившие в пермские вузы, получают губернаторскую стипендию размером в 5 тысяч 750 рублей. В прошлом году таких было 600 человек, в этом - 1100. Так что НСОТ становится инструментом образовательной политики.

Но 30% прибавки - не очень большие деньги, которые стимулировали бы качество учительского труда. В соответствии с региональным проектом по результатам независимого мониторинга ежегодно определяются 100 лучших школ на каждой из 3-х ступеней для дополнительного финансирования. Расчетная единица - "ученико-результат" (уровень знаний по основным предметам, отсутствие правонарушений, результаты олимпиад; в старшей школе - отсутствие не сдавших ЕГЭ), в соответствии с которым в 2011 году учителя получили премии от 4-х до 170 тысяч рублей, а из бюджета края на это было выделено 80 миллионов рублей. 

Средняя зарплата наших учителей - 17,4 тысячи рублей, по сравнению с январем прошлого года она выросла на 34%, а в декабре за счет стимулирующих выплат средняя зарплата составила 29 тысяч рублей.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала