Рейтинг@Mail.ru
Шаповалов: новая система оплаты труда помогла ввести новый стандарт - РИА Новости, 24.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шаповалов: новая система оплаты труда помогла ввести новый стандарт

© Фото : предоставлено НИУ ВШЭИгорь Шаповалов
Игорь Шаповалов
Читать ria.ru в
В Белгородской области считают, что выпускники педучилищ становятся не менее успешными педагогами, чем выпускники вузов, а школы должны использовать материальные стимулы для привлечения молодых специалистов. О том, как это учитывается в региональной новой системе оплаты труда учителей (НСОТ), в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель начальника департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Игорь Шаповалов.

 

В Белгородской области считают, что выпускники педучилищ становятся не менее успешными педагогами, чем выпускники вузов, а школы должны использовать материальные стимулы для привлечения молодых специалистов. О том, как это учитывается в региональной новой системе оплаты труда учителей (НСОТ), в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель начальника департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Игорь Шаповалов.

- Игорь Васильевич, почему Белгородская область выбрала из трех моделей НСОТ, в основе которой так называемый ученико-час?

- Эта модель имеет два преимущества. Во-первых, она наиболее полно отражает интенсивность труда учителя - другие модели ее нивелируют. Во-вторых, она позволяет инициировать реальную конкуренцию между школами, причем каждый учитель при этом заинтересован в каждом ученике.

В 2007 году, внедряя НСОТ, мы апробировали два варианта модели - с опорой на ученико-час и с опорой на классо-час, когда устанавливалась разная стоимость часа работы с классом в 5-10 учеников, в 11-15 учеников - и далее. Но от идеи классо-часа мы отказались.

Поскольку величина норматива, а значит и цена ученико-часа выше в лицеях, гимназиях и школах с углубленным изучением отдельных предметов, у школ есть интерес получить такой статус, реализуя соответствующие программы. И мы смогли выявить точки роста - конкурентоспособные школы, где профили в старших классах пользуются большим спросом, статус получали. А раньше это делалось непрозрачно.

Повышенный норматив предполагается и на реализацию коррекционных программ.

- Бывают ситуации, когда число детей в школе сокращается по не зависящим от учителей причинам. В таких случаях зарплата снижается?

- Сейчас ситуации, когда число учащихся снижается значительно, редки. Обычно один-два ребенка ушли, столько же пришли - наполняемость не меняется. Поскольку с 2008 года мы ежегодно индексируем норматив, небольшое сокращение числа детей вряд ли отразится на зарплате. Но вообще мы пересчитываем объем средств, получаемых школой по нормативу, дважды в год - 1 сентября и 1 января - в зависимости от числа детей.

- Новый стандарт для начальной школы рекомендует регионам вводить 10 часов внероучной деятельности еженедельно. Как это отражается на оплате работы учителей?

- У нас НСОТ стала предвестником стандарта, в 2008 появился фонд оплаты внеурочной деятельности, раньше его не было. Предполагалось, что, кроме учебных часов, каждому учителю оплачивается до 5 часов таких занятий. Это и работа с отстающими, и подготовка к олимпиадам, и экскурсии. В 2010 году, когда первые классы переходили на стандарт по мере готовности, мы увеличили этот фонд до 10 часов в неделю. Оплата внеурочной занятости заложена в базовую часть НСОТ и соотносится с оплатой ученико-часов каждого педагога в среднем как 15 к 85.

- От каких еще факторов зависит зарплата учителя в Белгородской области?

- Основа базовой части - это ученико-час, умноженный на число учеников и количество часов. Но стоимость ученико-часа зависит от сложности предмета. Есть три группы сложности: в первую входят, например, физкультура, ОБЖ и ИЗО, в третью - самую «дорогую» - русский язык и математика. Учитывается уровень квалификации учителя по итогам аттестации и условия его работы. Так, в малокомплектных школах с вертикальной интеграцией, когда учитель одновременно работает с 1-м и 3-м или со 2-м и 4-м классами, оплата выше.

Есть еще стимулирующая часть, составляющая примерно 24% фонда оплаты труда, в 2008 году она была меньше - 11%.

Кроме того в Белгородской области учителям выплачиваются специальные надбавки по итогам областного рейтинга школ. Скажем, в этом году все работники лучших 100 школ области получили «тринадцатую зарплату». Ранжирование идет по 100 параметрам, причем мы учитываем не абсолютные показатели, а прирост каждого, динамику. Поэтому за декабрь 2011 года средняя зарплата учителей по региону составила 21тысячу 565 рублей - больше, чем в среднем за 4 квартал. Точно так же у нас стимулируются лучшие муниципалитеты, а в 2010 году Белгородская область заняла первое место в России в рейтинге региональных систем образования.

- Во многих регионах при расчете зарплаты вводятся повышающие коэффициенты за стаж и за высшее образование. Есть ли они в Белгородской области?

- Нет. По результатам наших исследований выяснилось: нередко учитель, работающий 3 года, демонстрирует более высокую эффективность преподавания, чем его коллега с 40-летним стажем. Поэтому мы не рекомендуем школам доплачивать за стаж, такая же рекомендация содержится в модельной методике Минобрнауки РФ. Это позволяет привлечь молодых педагогов: сейчас в наших школах 10% учителей со стажем менее 5 лет, а в 2008 году их было 5,6%.

Наш опыт показывает также, что выпускники педагогических училищ, которых Белгородской области четыре,  мотивированы лучше, чем выпускники вузов, и зачастую в школах ими довольны больше.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала