Рейтинг@Mail.ru
Класс детей-аутистов впервые открылся в московской школе - РИА Новости, 03.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Класс детей-аутистов впервые открылся в московской школе

Читать ria.ru в

Необычный класс появился в одной из общеобразовательных московских школ: здесь только четыре ученика, которые могут посещать занятия вместе с родителями, плавающий график уроков и перемен, нетрадиционные способы обучения, в том числе и игры. О том, как дети-аутисты провели субботнюю линейку, читайте в репортаже корреспондента РИА Новости.

У ворот школы новых учеников встречала классная руководительница Татьяна Александровна с табличкой "5 Б".  Костя, Гоша, Лерик уже на месте, еще должна подойти Варя. Мальчишки каждую  минуту спрашивают, когда она появится. Вся школа уже выстроилась по краям местного маленького стадиона, линейка началась, и пятый "Б" отправился на свое место без одноклассницы.

"Ого, смотрите, он в шапке! Вот это пятый "Б"!" - выкрикнул кто-то из школьников, когда ребята прошли мимо. - "Ну вот, мы всем понравились", - засмеялись две девушки, которые будут сопровождать особенных учеников во время занятий.

Самих ребят возгласы сверстников мало обеспокоили. Интегрированный класс - новый элемент школы и линейка для него - скорее условность. Не нужно ровно стоять шеренгой, никто не толкается по бокам. Положенному месту между четвертым и шестым классами новички из пятого "Б" предпочли безопасную противоположную сторону спортплощадки, откуда лучше видно всю остальную школу.

© РИА Новости. Анна Веклич
5 класс "Б" на линейке 1 сентября

После обязательного чтения стихов, поздравлений с новым учебным годом и вручения похвальных грамот слово, наконец, взяла директор школы, чтобы представить новичков остальным ученикам. "А это наш новый класс, особенный и очень интересный. Ребята, ничего не бойтесь!" - сказала она взволнованным голосом.

Переживают педагоги, родители, а сами ребята держаться очень спокойно, как будто все вокруг им знакомо и привычно, как будто они приходят сюда пятый год подряд.  Впереди - знакомство с новым кабинетом, новыми учителями, неизведанная программа и неизвестная реакция детей.

Исключительный класс

Школа №198 строилась полвека назад. Тогда не предполагалось, что ребенок на инвалидной коляске может учиться в школе вместе с обычными детьми. Потому пороги в здании олимпийской высоты.  Для нового пятого "Б" в кабинете сделали специальный скат на входе, но он получился крутоват. Лерик пытается вкатить Варю в класс, но без папы им пока не справиться.

В комнате три больших окна, всего четыре парты и специальная зона для игр с ковром и коробками, в которых лежит конструктор, - мальчишки сразу бросились исследовать их содержимое. Варе это уже не слишком интересно - она предпочитает с кем-нибудь пообщаться. Хотя ребят и объединили в один класс, но они не ровесники: Варя недавно получила паспорт, а мальчишкам только исполнилось по 12. Но в их случае возраст - это понятие действительно условное. К тому же, как поделилась девочка, ей интересно со своими новыми одноклассниками, несмотря на то, что они младше. Первые четыре класса она училась в другой школе и теперь очень надеется, что это совместное обучение продлится дольше - ей не хочется еще раз менять друзей.

© РИА Новости. Анна Веклич
Дети-аутисты в учебном классе

Для того, чтобы в обычной среднеобразовательной школе появился такой класс, родители новых школьников бились не один год. На этот раз, объединившись со специалистами Института инклюзивного образования, у них получилось создать проект, который получил статус исключительно инновационного. Как пояснили родители, это значит, что для их класса еще никто не разработал программу, не определил нормативы и  показатели, поэтому и проверить результаты особо некому.

"Мы обратились в Департамент образования Москвы с просьбой интегрировать наш класс в какую-нибудь школу. Нам сначала дали согласие, а потом выяснилось, что в городе не существует среднего звена для аутистов. Предполагается, что они учатся в начальной школе вместе со всеми, а к пятому классу полностью интегрируются", - пояснила Татьяна Юдина, мама одного из пятиклассников и организатор проекта.

Другие родители согласно закивали: интегрируются далеко не все дети, и более того - большинству приходится переходить на домашнее обучение, лишаясь  общения со сверстниками, возможно, самой трудно налаживаемой части повседневной жизни аутистов.

"Для открытия класса требовалось пять человек, и изначально так и задумывалось. Я знаю, что в Москве много детей, которые могли бы учиться вместе с нами, но родители боятся инклюзии, считая, что она станет только лишним стрессом для ребенка. Набрать пять детей оказалось очень трудно, и в итоге мы собрали всего четверых, но нам все-таки разрешили открыть класс с последующим набором", - пояснила Татьяна.

Плавающий график

Пятый "Б" начинает учиться как и все остальные школьники с понедельника, и в этот день у ребят по плану целых пять уроков. "Правда, полноценным расписанием это сложно назвать. Все-таки 45 минут наши дети не смогут высидеть и десять минут перемены для них слишком мало, чтобы восстановиться. Расписание у нас условное, будем действовать по обстоятельствам", - рассказала Татьяна.

Пока у пятиклассников прошел только короткий классный час, на котором Татьяна Александровна рассказала о планах на учебную неделю. Она писала на доске расписание уроков, а Костя ерзал на стуле и всячески проявлял нетерпение. "Костик, ты хочешь что-то спросить?" - обернулась она к нему. "Нет, я просто нервничаю", - ответил мальчик. "Если бы ты знал, как я нервничаю!" - облегченно сказала классная руководительница.

Для Татьяны Александровны все в этом году ново, как будто она и не преподавала в ней 33 года. Раньше она была учителем начальных классов, а теперь ей предстоит работать с ребятами постарше, к тому же требующими особенного подхода. "Не могу сказать, что это было полностью мое решение, но мне очень интересно попробовать. Честно говоря, мне очень страшно", - сказала она, расставляя цветы по вазам.

Татьяна Александровна будет преподавать детям историю и учиться смотреть на мир их глазами. Точно известно пока только одно - обеим сторонам придется многому удивляться. 

"А где вы живете? А на какой станции?" - спрашивает ее Гоша. Чужие имена, отчества, фамилии и адреса - это его главный интерес и первое, чем он интересуется при знакомстве. "Мне очень повезло - я живу совсем рядом. Да и к тому же эта школа - мой дом", - отвечает учительница. "Вы здесь живете? В школе?" - удивленно уточняет Костя.

Для того, чтобы помочь адаптироваться к непривычным условиям и наладить контакт между учителям и детям, в классе будут работать сопровождающие специалисты. Особые ученики пришли в школу с учителями, с которыми они занимались раньше, а с основным педагогическим составом им только предстоит познакомиться. На это понадобится довольно много времени.

Пятиклассники будут изучать программу общеобразовательной школы, но, как полагают родители, строго следовать намеченному плану не удастся и придется выстраивать учебный процесс "на ощупь". К примеру, пока не понятно, как будут преподавать  математику: кто-то из детей уже умеет решать уравнения, а кто-то еще не понимает состава числа.  "Все живое, все развивается. Многие недостатки - это тоже своего рода плюсы, потому что дети привыкают к реальному, неидеальному миру. Это большой и очень интересный проект, у которого есть своя программа, но от нее, естественно, мы будем делать огромное количество отступлений", - с улыбкой  пояснила психолог и педагог по рисованию Наталья Мальцева.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала