Рейтинг@Mail.ru
Михаил Осеевский: на безрезультатные дискуссии о ФКС времени нет - РИА Новости, 20.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Михаил Осеевский: на безрезультатные дискуссии о ФКС времени нет

Читать ria.ru в
Реформа госзаказа, начатая более года назад, подошла к решающей стадии: законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" МЭР направляет на межведомственное согласование. О том, как шла дискуссия вокруг документа, какие изменения он претерпел по ее итогам, как министерство и Федеральная антимонопольная служба отстаивали свои позиции, рассказал замминистра экономического развития РФ Михаил Осеевский.

Реформа государственного заказа, начатая более года назад, подошла к решающей стадии изменения правового регулирования в этой области экономики: законопроект "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг" Минэкономразвития направляет на межведомственное согласование. О том, как шла дискуссия вокруг документа, какие изменения он претерпел по ее итогам, как министерство и Федеральная антимонопольная служба отстаивали свои позиции, рассказал замминистра экономического развития РФ Михаил Осеевский корреспонденту агентства "Прайм" Марине Градовой.

- Михаил Эдуардович, состоялся форум "Госзаказ-2012", можете подвести итоги обсуждения ФКС на традиционной дискуссионной площадке?

- Форум действительно самое большое профессиональное мероприятие, у него долгая история. И для нас было особенно важно именно на форуме обсудить законопроект о ФКС, для нас это было финальное обсуждение перед официальной рассылкой проекта закона на межведомственное согласование и внесением в Правительство. И действительно форум многое дал, обсуждение было очень концентрированным и интенсивным.

В обсуждении участвовали представители обеих палат парламента, "большая четверка" бизнес-ассоциаций (ТПП, РСПП, "Деловая Россия", ОПОРА РОССИИ), общественные объединения, ассоциации в сфере закупок, сами заказчики, электронные площадки, университеты, которые готовят специалистов по закупкам. Очень важно, что в очном режиме обсудили законопроект с регионами.

Мы обсуждали и собственно концептуальные новации, и технологические вопросы. И, думаю, мы выработали общее видение реализации реформы.

Мы считаем, что подготовка к запуску федеральной контрактной системы перешла на следующий этап. В ближайшие дни законопроект будет отправлен на официальное межведомственное согласование.

- Какие-либо поправки в проект закона по итогам форума внесены?

Да, немало. Из наиболее заметных: мы включили норму о разработке национальных образовательных стандартов в сфере управления закупками, уточнили требования к сотрудникам контрактных служб и ряд норм, связанных с противодействием коррупции, требованиям к экспертизе. Важное изменение касается контрактов на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Мы записали в законе, что контракт считается исполненным, даже если в результате НИР или НИОКР был получен объективно отрицательный результат, то есть было доказано, что поставленная задача невыполнима. Такое в науке бывает, и не является чем-то из ряда вон выходящим. Норма важна, чтобы избежать конфликта интерпретаций при приемке таких результатов исследований.

- А разногласия с Федеральной антимонопольной службой удалось снять?

В последнее время мы интенсивно общались с ФАС, по каким-то технологическим вопросам коллеги были способны вести диалог. По концептуальным - нет. Мы долго пытались построить коммуникацию с коллегами из ФАС, сейчас на очередное хождение по кругу без ощутимых результатов времени нет. Президент поручил Минэкономразвития подготовить законопроект о ФКС, а в Думе он должен оказаться уже в эту сессию.

Если в рамках официального межведомственного согласования мы приблизимся к консенсусу - хорошо, нет - вносим с таблицей разногласий.

- То есть концептуальные противоречия сохранились?

Концептуальное противоречие, по-хорошему, всего одно: сохранять систему 94-ФЗ или переходить к другой. ФАС держится за идеологию 94-ФЗ, уверены, что это эффективный и единственный антикоррупционный закон. Мы в 94-ФЗ не верим, считаем, что систему надо кардинальным образом менять, но в 94-ФЗ были положительные моменты, их надо сохранить на следующем витке развития.

Это противостояние развивалось долго, наш спор был публичным, в нем так или иначе поучаствовали все, кто заинтересован в развитии законодательства о закупках. И это очень позитивно отразилось на подготовке закона: были слышны все голоса, и в законопроекте мы старались сбалансировать интересы. Затем подходы к реформе обсуждались уже в административном пространстве.

Сначала премьер-министр, а затем президент утвердили разработанную министерством реформу, концептуальные подходы ФКС: регулирование всего цикла, расширение спектра процедур торгов, введение контроля и аудита, антидемпинг и так далее. Президент поручил правительству доработать наш проект закона о ФКС, и внести его в Госдуму к 1 июля. ФАС считает, что решение было принято неверное, и это их дело.

- Но ФАС ведь разработал свою редакцию законопроекта о ФКС, они называют его сбалансированным решением, вы не согласны?

ФКС от ФАС - это вообще не законопроект, это фарс, перекрашивание волка в овцу. Это абсолютно те же предложения, которые они выдвигали осенью, просто под новой обложкой. Перелицовывать отвергнутую правительством концепцию - странное занятие для федерального органа власти.

- Как дальше будет строиться работа над законопроектом о ФКС?

С контурами закона мы определились, теперь на очереди сопоставимый по объемам и значимости блок работ - подготовка подзаконной нормативной базы. Мы сейчас приступаем к ее формированию. Первоочередной и наиболее дискуссионный вопрос - перечень товаров для закупок на электронных аукционах. Мы начинаем обсуждение этого перечня, в ближайшие дни отправляем письмо с просьбой присылать свои предложения органам власти, регионам, бизнесу, общественным организациям. Когда опубликуем первый проект постановления, к дискуссии смогут подключиться вообще все желающие.

- Минэкономразвития направляло в правительство предложения по созданию единого ведомства, которое будет заниматься нормотворчеством и методической и организационной работой в сфере госзаказа. А кто будет осуществлять контроль?

Несомненно, функции контроля должны быть отделены от функций управления и развития системы госзаказа. Вопрос о том, какие органы будут выполнять те или иные функции сейчас решается. Возможно, появится отдельное агентство, которое займется развитием, обслуживанием, модернизацией закупочной системы. Возможно, эти полномочия будут распределены между действующими органами исполнительной власти. Мы внесли предложения в правительство о создании такого специализированного органа, считаем это правильным, потому что здесь не только много законодательных вопросов, но также управленческих и оперативных, которые требуют своего решения. Будем обсуждать, правительство будет принимать решение. Но для начала нужно определиться с самим законом.

- Система госзаказа постепенно будет "обрастать" информацией, которая будет публиковаться на сайте, он сам будет видоизменяться, дополняться необходимыми разделами. Какое ведомство будет вести этот ресурс?

Сайт сейчас находится в ведении Минэкономразвития и Федерального казначейства. Всю техническую и технологическую работу выполняет казначейство нормально и эффективно. Причем мы сотрудничаем не только по закупкам госорганов, но и по закупкам госкомпаний, корпораций, а это гораздо большие объемы. Если появится единый орган, возможно, эти технологии переместятся туда.

- Будет ли реформирована система отбора электронных площадок для проведения торгов?

Предполагается, что правительство утвердит порядок отбора площадок в соответствии с новым законодательством. Это должна быть публичная процедура, потому что в адрес предыдущей системы отбора критики было много. Нужно учесть и прошлый опыт, и текущую ситуацию на рынке. Мы считаем, что с учетом развития нового сектора корпоративных закупок появятся еще дополнительные профессиональные участники, работающие на этом рынке. Сегодня мы не планируем менять количество площадок, но в перспективе, с принятием закона, это возможно. Требования к ним будут достаточно жесткие, в первую очередь, сточки зрения их технологических, программных возможностей, обеспечения безопасности процедур.

- Планируется ли поменять финансовое обеспечение работы площадок?

Обеспечение заявок не должно покрываться переводом живых денег, извлечение их из хозяйственного оборота не эффективно. Это должны быть банковские гарантии. И если банковская гарантия стоит 2-3% годовых, то деньги, взятые в кредит, существенно дороже. Мы думаем, как развивать такое покрытие рисков. Сейчас мы искусственным образом заставили всех подрядчиков взять на себя риски этих пяти компаний (площадок).

Кроме того, совершенно ненормально, когда основной доход площадки получают от использования остатков, с этим надо бороться. Необходима большая работа, и она будет проведена еще в рамках 94 закона, чтобы уходить от денег и двигаться в сторону банковских гарантии. Но для этого должна быть и соответствующая готовность банков.

- В вашем ведении, как заместителя министра, не только сфера госзаказа, но и развитие малого бизнеса. Что запланировано в этой сфере в текущем году?

Мы в ближайшее время начнем получать заявки регионов на поддержку из федерального центра, у нас в целом на эти цели выделяется 20,8 миллиарда рублей на 2012 год. Нашими приоритетами, по-прежнему, остается модернизация экономики, инновационное развитие, эти приоритеты в значительной степени были отражены в программах предыдущих лет. Новая мера - поддержка малых и средних предприятий, которые готовы стать резидентами частных промышленных парков. Мы планируем предоставлять им субсидии на приобретение оборудования, на строительство производственных помещений. По аренде мы планируем субсидировать до 25% арендных платежей, по выкупу - приблизительно такая же доля.

- Это будет в развитие уже созданных технопарков или запланированы новые?

Мы считаем, что должны расти сто цветов. Это может быть бизнес, связанный с развитием уже существующих крупных промышленных агломераций, например, атомобильных, или это может быть в любой промышленной зоне, но в новых объектах. Есть интерес у девелоперов, у фондов, которые ищут объекты инвестирования, уже утверждены требования к этим паркам.

У нас сегодня существует проблема с размещением, в первую очередь, промышленных малых и средних компаний, работающих в помещениях старых заводов, которые собственники могут продать или снести. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы появлялись новые промышленные индустриальные парки, как за счет госфинансирования, так и по частной инициативе. Здесь мы активно взаимодействуем с "Деловой Россией".

Нам нужно запустить этот механизм, потому что строить непрерывно промышленные и индустриальные парки за счет государства невозможно и неправильно.

Но, конечно, у нас будут использоваться и стандартные инструменты поддержки малого бизнеса, показавшие свою эффективность - гранты начинающим предпринимателям, особенно в инновационных отраслях, поддержка выставочной деятельности, развитие бизнес-инкубаторов. Сейчас мы обсуждаем, как после вступления в ВТО мы сможем поддержать тех, кто планирует заниматься внешнеэкономической деятельностью.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала