Рейтинг@Mail.ru
Бабаков: главная проблема – слабая сплоченность российской диаспоры - РИА Новости, 23.10.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Бабаков: главная проблема – слабая сплоченность российской диаспоры

Читать ria.ru в
26-27 октября 2012 года в Санкт-Петербурге пройдет четвертый Всемирный конгресс соотечественников. Накануне Конгресса о проблемах отношений России с соотечественниками РИА Новости рассказал спецпредставитель президента России по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом Александр Бабаков.

- Кого, на ваш взгляд, можно считать нашими соотечественниками?

- Российский соотечественник - это в первую очередь тот, кто себя таковым считает вне всяких национально-этнических рамок. Это человек, который живет за границей, как правило, является местным жителем и гражданином, но чувствует свою связь с Россией. Очевидно, что к категории «соотечественник» относятся отнюдь не только этнические русские, а вообще представители и потомки всех народов, проживавших на территории Российской Федерации в разные периоды. Однако для соотечественника, вне национальных различий, важна духовная связь, культурная и иная общность с исторической родиной либо родиной предков. Все граждане бывшего СССР и даже Российской империи, живущие за пределами России, могут считаться российскими соотечественниками по факту своего внутреннего мироощущения, если они не перестали чувствовать свою сопричастность к России.

- Президент назначил вас своим спецпредставителем по взаимодействию с организациями соотечественников за рубежом. Работой в этом направлении также занимаются МИД, фонд «Русский мир» и Россотрудничество. В чем конкретно заключается ваша функция?

- Я должен видеть ситуацию сотрудничества с нашими соотечественниками за рубежом в целом, чтобы у главы государства было полное представление о происходящем. Кроме того, я буду точечно работать по тем направлениям, которые, по мнению президента, сегодня являются наиболее актуальными, а также определять моменты, которые требуется усилить, чтобы наша деятельность в этой сфере была более эффективной.

- Какой вопрос в работе с соотечественниками сегодня является самым болезненным?

- Прежде всего  недостаточная  сплоченность российской диаспоры. И это при том, что по данным МИД РФ, за границей  проживает 35 миллионов наших соотечественников!

- Почему так получилось?

- Ответ на этот вопрос надо искать в истории русской эмиграции, которая носила  прежде всего политический характер. Напомню, что первый массовый исход россиян в Европу произошел после Октябрьской революции. Большинство из тех, кто эмигрировал, сделали это не по своей воле и понимали, что уже никогда не вернутся обратно. Поэтому стремились как можно быстрее забыть пережитую во время отъезда боль и приспособиться к жизни на чужбине. Создавать общину им было незачем. Позже, уже во времена СССР, было еще несколько волн эмиграции из России. История повторилась. По идеологическим мотивам уезжали из страны диссиденты. А четвертая советская и пятая постсоветская волны эмиграции были бегством людей от нищеты, политического и экономического хаоса и бандитских разборок «лихих 90-х». Ученые, интеллигенция, простые люди снова уезжали навсегда и не стремились объединяться. Возможно, собрать наших соотечественников вместе могла бы православная церковь. Но, как вы помните, в СССР религиозная традиция была прервана. Представителей первой волны эмиграции еще можно было встретить  в церкви 16-го округа Парижа имени Александра Невского, но те, кто уезжал из России позже, этот храм уже почти не посещали.   

- Но ведь греки, армяне, итальянцы и ирландцы тоже переезжали в другие страны навсегда. Но они почему-то создали диаспоры...

- У греков, итальянцев и армян миграция носила трудовой характер. Люди уезжали на заработки, чтобы потом вернуться на свою родину, и старались держаться на чужбине вместе. Так им было гораздо проще. При этом у большинства из них не было цели полностью интегрироваться в чужое общество. Те же из них, кто принял решение остаться в другой стране, не стремились разрывать связь с земляками. Как раз в таких случаях  диаспоры и создают.

- Можно ли наверстать упущенное? Создать российские диаспоры в других странах мира?

- В этом направлении сейчас действуют наши государственные институции. На правах общественных организаций уже созданы объединения наших соотечественников, которые координируют свою деятельность с посольствами России. В конце октября представители этих организаций приедут в Санкт-Петербург на четвертый Всемирный конгресс проживающих за рубежом соотечественников. Но это лишь начало нашей работы, чтобы общины могли полноценно функционировать, а мы могли с ними нормально сотрудничать. Необходимо сделать так, чтобы диаспоры имели  некие юридические основания. Я думаю, в ближайшее время мы рассмотрим вопрос о дальнейшей  гражданско-правовой поддержке  наших соотечественников. Такая структура принесет практическую помощь. Не секрет, что у наших земляков возникает масса юридических проблем, а посольства далеко не всегда имеют возможность их решить.

- А кто будет финансировать этот институт?

- Как показывает опыт других государств, существуют разные варианты. Где-то финансирует государство, где-то сама диаспора. Ясно одно. Институт гражданско-правовой помощи позволит нам выстроить официальные отношения не только с коллективами диаспор, но и с теми  нашими земляками, кто в общине не состоит. А придание организациям соотечественников юридического статуса даст возможность добиваться конкретных преференций в странах их проживания. В результате  наши земляки смогут пользоваться правами, которые  предоставлены законом этих государств иностранным диаспорам.

- Например?

- Диаспора может защищать гражданские права членов общины. Например, получить время для вещания на местном радио (речь идет о Франции, где диаспоры имеют право на бесплатный эфир - прим. авт.). В то же время Россия сможет официально помогать соотечественникам проводить мероприятия, например, год русского языка. Финансировать другие культурные и просветительские проекты, а также вовлекать соотечественников в процессы, которые происходят в нашем государстве. Кроме того,  мы могли бы использовать опыт других стран, например, Франции и Британии, и отмечать государственными наградами достижения ученых и писателей российского происхождения, которые живут за рубежом. Будем откровенны, наши соотечественники - это люди, которые смогли не только выжить, но и состоятся на чужбине как личности, как профессионалы. Любое государство заинтересовано в расширении  человеческого и интеллектуального богатства.  

- Вопрос упрощения процедуры получения виз для соотечественников пока не стоит?

- Думаю, он обязательно будет поставлен. Это несправедливо, когда люди российского происхождения стоят в общей очереди за разрешением въехать на территорию нашей страны.

- Как вы думаете, многие ли земляки будут участвовать в жизни диаспор?

- Сложный вопрос. Во-первых, в большинстве своем они самодостаточные люди с разными интересами. Во-вторых, в начале формирования процесса  найти желающих всегда тяжело, хотя есть люди, которые и на этом этапе готовы с нами сотрудничать. Но работать в этом направлении необходимо. Поэтому Российское государство старается послать землякам внятный сигнал о том, что понятие «соотечественник» имеет базу, которая позволит консолидироваться всем желающим. Кстати, некоторые наши соотечественники  уже интересуются вопросом инвестиций в экономику России. Пусть пока и в небольших размерах.

- Во всем мире национальные диаспоры являются важными лоббистами своих стран за границей. Какие вопросы соотечественники могут помочь  решить России?

- Прежде всего, вопросы,  связанные с российскими инвестициями за рубежом. Вы же знаете, если  какая-то крупная российская компания приобретает активы и начинает организовывать производство, сразу начинаются спекуляции, которые превалируют над экономической составляющей. Идет волна атак от «доброжелателей», которые если и не критикуют, то, мягко говоря, готовят почву для определенных негативных моментов. Вот, русские пришли! Людей увольняют! Можно подумать, что американцы для оптимизации экономических процессов никого не увольняют? Еще как увольняют!

Еще в 90-е годы, когда наши либералы пребывали в иллюзии, что освободившуюся от коммунистической идеологии Россию с ее огромным экономическим потенциалом примут на Западе с распростертыми объятиями, я говорил своим студентам, что в данном случае речь идет о жесткой конкуренции. Новые конкуренты на Западе не нужны и отнимать рынки и ресурсы нам никто не позволит. Не секрет, что Европа и США хотели бы видеть Россию слабой.  Впрочем, такая спекулятивная позиция по отношению к России на Западе связана еще и с долгой изоляцией нашей страны.  Там думают, что если в СССР не было рыночной экономики, значит, мы получили другое образование и иначе подходим к бизнесу. Но у нас люди настолько грамотные, что мгновенно адаптируются к разным условиям. И в 90-е годы мы научились тому, чему на Западе поколениями учились. Теперь наши компании вполне соответствуют уровню западных. И это подтверждается тем, что у нас работают иностранные специалисты, а наши специалисты задействованы в разных сферах на Западе. Просто эти факты умалчиваются, а тиражируются какие-то криминальные новости.

- А чем в этом могут помочь наши соотечественники?

- Лучше, чем они, защитить российские инвестиции за рубежом никто не сможет! Если специалистов из рядов наших соотечественников привлекать к работе в российских компаниях за рубежом, они смогут рассказать своим согражданам правду об этих структурах. Проще говоря, станут живыми носителями информации о реальной ситуации  и сформируют позитивный имидж российского капитала за рубежом. Наши компании работают не хуже любых других компаний мира. Просто нужно, чтобы их деятельность объективно оценивали. Следует отметить, что сейчас критика России как государства, осуществляющего экономическую и политическую экспансию, уходит на второй план. Мы проявляем интерес ко многим государствам, и наши компании выходят в Европу с разумными предложениями по приобретению или консолидации активов. Подчеркну, что войдя в страну, мы обязаны демонстрировать, что являемся не менее  эффективными инвесторами, чем любое другое государство или частный капитал, уважаем законы и применяем современные технологии.

- А поднять имидж России за рубежом наши земляки тоже могут?

- Конечно! Все, что мы хотим реализовать внутри страны, напрямую зависит от того, как к нам относится внешний мир.  Мы не в состоянии уменьшить объемы негатива о нашем государстве, который идет из-за рубежа. И не можем повлиять на людей, который его генерируют. Но уравновесить этот негатив позитивом в наших силах.

Я четыре года работал в ПАСЕ. Представители некоторых государств  говорили абсолютно несоответствующие действительности вещи о России. То ли идеологически, то ли материально были «мотивированы», я не знаю. Но мы добились (это, кстати, результат  работы в том числе и Госдумы), чтобы парламентарии  приезжали  к нам и в столицу, и в регионы. Причем, не на праздники, а на какие-то реальные и значимые мероприятия. И после этих визитов  у них, в хорошем смысле этого слова, трансформируется сознание. Так что вести работу по наполнению позитивной информации о России за рубежом, конечно, необходимо. И сделать это могут в том числе и наши соотечественники, потому что их мнение будет для иностранцев наиболее компетентным. Во-первых, они интегрированы в зарубежное  сообщество. Во-вторых, они когда- то приняли решение покинуть родину, а значит, относятся к ситуации в России объективно и критично. Им можно верить, и их рассказ о том, что в России происходят позитивные изменения и государство прикладывает к этому массу усилий, будет намного убедительнее моего. Я гражданин России, а значит, по мнению иностранцев, могу говорить о ней только хорошо.

- Любопытно, а в странах Восточной Европы к России как теперь относятся?

- Союзники возникают не только, когда есть договоренности на уровне глав государств, но и когда гражданское общество готово к сотрудничеству. Если говорить об отношении к нам на Балканах, то необходимо отметить Сербию. Это одно из немногих государств в мире, в котором чуть ли не боготворят Россию и русских. Развитие сербской культуры, архитектуры, медицины в первой половине ХХ века было связано во многом с русскими белоэмигрантами - представителями военной и технической интеллигенции.

Конечно, после развала СССР ряд европейских стран и США планомерно и педантично старались отдалить страны Восточной Европы от России. Теперь в этих странах уже не так часто, как раньше, можно услышать русскую речь, да и многие исторические события трактуются иначе. Естественно, нам необходимо эту ситуацию менять. А значит, надо бороться за умы не только своих, но и иностранных граждан. И в этом нам опять же могут помочь соотечественники за рубежом.

- В последнее время та же Латвия, несмотря на всю сложность отношений с Россией, стала все более активно выражать заинтересованность в экономическом сотрудничестве с РФ. Наверное, это связано с экономическим кризисом...

- Да. Как только начался кризис, сразу стало понятно, что все интересы в России, а не в Европе. При этом Россия как была партнером Латвии в силу исторических и географических связей, так и остается. Поэтому  в сознании проживающих в этой стране людей уже происходят изменения. Теперь в Латвии мы найдем гораздо больше сторонников, чем раньше. Надо только эти изменения законодательно закрепить. Тем более что ситуация в Латвии  уникальная. Из двух миллионов жителей почти 700 тысяч - это русскоязычные люди, наши соотечественники. Но при этом многие до сих пор не имеют гражданских прав, а русский язык - официального статуса. При том, что почти половина сотрудников латвийских силовых структур - русские! Получается, что оружие доверить нашим соотечественникам можно, а разрешить им учиться и говорить на родном языке - нельзя. Это прямое нарушение всех норм Европейского союза!

- Кстати, о русском языке. Какой, на ваш взгляд, должна быть политика России в этом вопросе?

- Прежде  всего - придание русскому языку статуса второго регионального либо государственного в тех странах, где это возможно. Это необходимо  нашим соотечественникам и их детям, которые  общаются на русском языке или учат его. Конечно, в основном я говорю о странах СНГ, но не только. В Германии, например, проживает 4 миллиона наших земляков. Кстати, Европа на законодательном уровне уже создала предпосылки для этого, регламентируя предоставление тому или иному языку статуса регионального или официального.

В Европейском союзе этим летом было объявлено о начале кампании по сбору подписей за придание ряду традиционных языков народов ЕС статуса официальных. В их числе и русский язык. Данная инициатива принадлежит нашим латвийским коллегам. Всего в рамках ЕС нужно собрать 1 миллион подписей, что составляет одну пятую всех российских соотечественников в Европе. Если у них это получится, то уже в скором времени русский станет одним из официальных региональных языков ЕС. Это будет лучшим примером отстаивания нашими соотечественниками своих интересов. Признали русский язык как региональный и на Украине. Считаю, это только  начало процесса придания русскому статуса второго государственного языка в Киеве. 

- По вашему мнению, подходы к работе с соотечественниками в странах Европы и СНГ должны быть разными?

- Нет. Технология везде одна. Необходимо, как я уже говорил, придать российским диаспорам юридический статус. Организовать институты правовой  помощи, а также создать либо восстановить, в зависимости от страны, о которой идет речь, систему образования на русском языке. Почему наши соотечественники не всегда отдают своих детей в Киеве или Риге в русские школы? Потому что недостаточно или вообще нет университетов, где преподают на русском языке. И этот вопрос необходимо решать. Другой вопрос, кто будет финансировать эти учебные учреждения и должна ли Россия как государство этим заниматься?  Скорее всего, это дело местных общин. А мы должны их поддержать.  Давайте, начнем с простого. Придадим русскому языку статус, чтобы не забыть его. Если нам удастся подобрать  аргументы и устранить спекуляции по национальным и политическим мотивам, понимание будет найдено.

- Давайте теперь коснемся темы СНГ. Сегодня миллионы граждан бывших советских республик находятся в России на заработках. Многие из них по происхождению русские, славяне. Будет ли для них упрощена процедура получения российского гражданства?

- Для граждан бывшего СССР процедура получения гражданства уже упрощена. Но необходимо уточнить, о чем конкретно идет речь. Выдача гражданства- это приобщение человека к обществу. Государство предоставляет ему права (обеспечение работой и пенсионное обеспечение), а гражданин берет на себя обязательства. У России есть свои интересы в этом отношении. Во-первых, привлечение высококвалифицированных кадров. Во-вторых, заселение Сибири и Дальнего Востока. Поэтому мы должны особым образом стимулировать людей, которые интересуют нашу страну. Например, помогать им подъемными или жильем. Тогда государство решит собственные проблемы и использует тот потенциал, который имеется у наших соотечественников из стран СНГ. Хотелось бы обратить внимание и  еще на один момент - создание Таможенного союза. Предлагая объединиться в единое экономическое пространство, Россия, по сути, дает понять нашим соотечественникам, которые проживают в других странах СНГ, что помнит и думает о них. Таможенный союз создает максимально благоприятные условия не только для бизнеса, но и для миграции. Проще говоря, является гарантией того, что гражданин государства, которое входит в союз, сможет работать на территории нашей страны, сохраняя свои гражданские права. 

- Насчет Украины. Вы хорошо знакомы с известными украинскими политиками. Как, на ваш взгляд, будет решаться вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз?

- Это должно быть осознанное стремление не только властей, но и всего украинского народа.  На Украине должны понять, что будущее наших стран, в том числе Казахстана и Белоруссии, в интеграции. Об этом говорил и наш Президент. И эту точку зрения разделяют на Украине многие. Но решения вопроса пока нет. Я неоднократно говорил с представителями украинской элиты, и мои собеседники всегда подтверждали, что все будет зависеть от наших результатов. Мол, будут результаты - будем работать. Думаю, если мы продемонстрируем успехи в работе Таможенного союза, то все получится.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала