Рейтинг@Mail.ru
Арабская весна, исламская угроза и несостоявшийся переезд - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Арабская весна, исламская угроза и несостоявшийся переезд

© REUTERS / Amr Abdallah DalshСтолкновение демонстрантов с военными, охранявшими здание совета министров в Каире
Столкновение демонстрантов с военными, охранявшими здание совета министров в Каире
Читать ria.ru в
Вообще-то эту зиму я должна была проводить в тель-авивской квартире на берегу моря, а Новый год встречать на пляже, сжимая в руках свежеполученный паспорт гражданина Израиля. Но мои радужные планы порушила арабская весна и усиление позиций исламистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Обозреватели РИА Новости рассказывают о самом ярком личном впечатлении от уходящего 2011 года.

Ольга Барыкова, обозреватель РИА Новости.

Вообще-то эту зиму я должна была проводить в тель-авивской квартире на берегу моря, а Новый год встречать на пляже, сжимая в руках свежеполученный паспорт гражданина Израиля.

В эту страну меня тянуло давно. Здесь невероятная энергетика, которая из центра Иерусалима распространяется на все уголки Израиля. А еще – чувство абсолютной защищенности, которое возникает уже в аэропорту «Бен Гурион». Дело тут не в количестве полицейских и военных (их, кстати, на улицах не так уж и много). И не в блестящей работе служб безопасности, которые успешно предотвращают теракты. Наверное, дело в отношении государства к гражданам, в заботе о людях и стремлении создать максимально комфортные условия для жизни.

Граждане в большинстве своем отвечают государству благодарностью. Взять хотя бы армию: для юношей и девушек в Израиле военная служба – это честь. Мои знакомые из Тель-Авива с трудом верят, когда я рассказываю, что в России многие стремятся «откосить» от службы в армии. Для них это дикость. Мне кажется, благодаря взаимному уважению власти и граждан как раз и возникает это ощущение защищенности.

А еще климат. Море, солнце, пальмы…

Но мои радужные планы порушила арабская весна и усиление позиций исламистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Переезжать в страну, окруженную враждебно настроенными государствами, где до власти дорвались исламисты, мне совершенно не хотелось. А тут еще из плена был возвращен израильский капрал Гилад Шалит, и это вдохновило экстремистов из ХАМАС на новые похищения.

Признаться честно, я просто испугалась, что такого натиска система безопасности Израиля может не выдержать. А если учесть, что многих в арабском мире раздражает сам факт существования государства Израиль, ситуация принимает угрожающий оборот.

На осадном положении

До недавнего времени волнорезом, снимавшим напряженность между Израилем и арабскими странами, был соседний Египет. Но массовые протесты, приведшие к свержению Хосни Мубарака, похоже, лишили еврейское государство единственного союзника в арабском мире. Новые египетские власти, желая укрепить свои позиции как внутри страны, так и за ее пределами, вряд ли будут продолжать сотрудничество, за которое Мубарака и его предшественника Анвара Садата осуждали главы других арабских государств.

Кстати, когда Садат заключил мирное соглашение с Израилем, Египет даже исключили из Лиги арабских государств (ЛАГ). Мубараку удалось вернуть членство в ЛАГ и одновременно сохранить хорошие отношения с Израилем, что служило Иерусалиму неплохой поддержкой. Теперь он, похоже, остается наедине с враждебно настроенными лидерами арабских государств.

Но это еще полбеды. Больше меня волнует другое. Точнее – другие. Исламисты. Как известно, в первом туре парламентских выборов в Египте уверенную победу одержала партия «Свобода и справедливость», организованная радикальным исламистским движением «Братья мусульмане». Как тут не заволноваться, когда в соседнем государстве к власти приходят радикальные организации, которые в течение многих лет были запрещены?

Добавьте сюда тот факт, что в результате народных волнений Египет ослабил контроль на границе с палестинским сектором Газа, подконтрольным исламистскому ХАМАС. А север Синайского полуострова, который граничит с Газой, считается одним из самых небезопасных районов Египта. После волнений в начале этого года Синайский полуостров наводнили сотни исламских экстремистов, бежавших из египетских тюрем или перебравшихся из Газы. Не очень приятная картина получается.

Вопрос времени

Еще одним тревожным сигналом для меня стало возвращение из плена израильского капрала Гилада Шалита, которого удалось вернуть домой в обмен на освобождение из израильских тюрем более тысячи заключенных палестинцев. Решение правительства Израиля пойти на сделку с боевиками ХАМАС и выпустить из тюрем преступников, многие из которых были приговорены к пожизненному заключению по обвинениям в терроризме и убийствах, сложно воспринимать однозначно.

С одной стороны, оно демонстрирует, что государственная идеология Израиля во главу угла ставит ценность человеческой жизни. «Это основа национальной морали: жизнь человека превыше всего, выше всех остальных соображений», – сказал мне как-то обозреватель израильской газеты «Вести» Яков Шаус.

Такая идеология не может не вызывать уважения и восхищения. Именно она, мне кажется, создает основу для взаимного уважения власти и граждан. Трудно представить, чтобы, например, российские власти в течение пяти лет сражались за освобождение солдата из плена и пошли на уступки экстремистам только ради спасения одной солдатской жизни.

С другой стороны, я представляю себя на месте тех, чьи дети, братья, жены и мужья погибли от рук террористов, которых израильские власти выпустили из тюрем в обмен на Шалита. А еще – на месте тех, чьи близкие станут новой мишенью для освобожденных экстремистов. Глупо рассчитывать, что, вернувшись домой, они сложат оружие.

Более того, увидев, что Израиль согласен выпускать тысячи преступников в обмен на одного солдата, экстремисты, скорее всего, начнут организовывать новые похищения военнослужащих.

Буквально на следующий день после освобождения Шалита источник израильской газеты «Гаарец» в палестинской администрации напрямую заявил изданию, что новые похищения израильских солдат с целью их обмена на заключенных исламистов – это только вопрос времени.

Ну, а мой переезд в Израиль в связи со всем этим из вопроса времени превратился просто в вопрос. Но я не теряю надежды, что Израиль преодолеет все трудности, я – все страхи, и следующий Новый год буду встречать под пальмой на пляже в Тель-Авиве.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала