МОСКВА, 22 мар - РИА Новости. Представители разных политических сил критикуют законопроект о новой системе избрания Госдумы и отмечают, что он сложен для понимания. Такие мнения были высказаны в рамках дискуссионной площадки "Открытая трибуна" в четверг.
Законопроект о новой системе избрания Госдумы был внесен в палату в конце февраля и пока не прошел ни одного чтения. Президентский законопроект предполагает, что выборы по-прежнему будут проходить по партийным спискам, но не в рамках единого федерального округа, а в 225 территориальных округах. Границы округов установит ЦИК России, так чтобы каждый из них охватывал примерно равное число граждан. Предполагается, что таким образом депутаты будет представлять в Думе одинаковое число избирателей. Кроме того в случае проведения выборов в рамках новой нормы в Думе будет представлен каждый регион, чего нет сейчас.
Зампредседателя ЦК КПРФ Владимир Кашин заявил, что законопроект настолько плох, что его невозможно исправить при рассмотрении в Госдуме, и назвал его "абракадаброй".
"Для абсолютного количества депутатов он непонятен, дочитывают до седьмой статьи и бросают. Этот законопроект не правится ни одной поправкой", - сказал Кашин в ходе дискуссии.
Он считает, что многие необходимые изменения в систему избрания Госдумы можно внести и в действующий закон в виде поправок. Между тем предложенный президентом документ предлагает новую редакцию закона.
"Мы все будем делать для того, чтобы этот законопроект в таком (нынешнем) виде ушел в какой-нибудь долгий, далеко стоящий сейф", - сказал Кашин.
В свою очередь член генсовета "Единой России", депутат Госдумы Александр Хинштейн не считает, что предложенный законопроект решает стоящие перед избирательной системой проблемы.
"Вряд ли кто-то станет спорить с необходимостью менять систему (выборов Госдумы). Самое разумное - вернуться к той системе, которая была до четвертого созыва Госдумы", - сказал Хинштейн. Первые три созыва Госдумы избирались по смешанной системе - половина депутатов по партспискам, половина по одномандатным округам, Думы четвертого-шестого созывов избирались только по партспискам по пропорциональной системе.
Политик-единорос Владимир Мединский отметил, что сложность предлагаемой системы выборов сработает на "подрыв авторитета" парламента.
"Закон непонятен при прочтении и требует специального математического образования", - сказал Мединский. По его мнению, непонятность законопроекта даже для специалистов, а следовательно непонятность порядка формирования Госдумы, будет подрывать у населения авторитет высшего законодательного органа в стране.
Он предложил на какой-то период вернуться к мажоритарно-пропорциональной системе, а затем перейти к выборам Госдумы только по одномандатным округам.
Экс-депутат Ирина Хакамада также сказала, что не смогла разобраться в тексте законопроекта.
"Я со своим IQ ничего не поняла, креативный класс ничего не поймет и будет очень рассержен", - сказала она.
По мнению Хакамады, предложенная в законопроекте система избрания Госдумы не повысит авторитет и роль парламента в обществе. Она предложила депутатам не поддерживать этот законопроект.
Оппозиционный политик Борис Надеждин, в свою очередь, положительно охарактеризовал законопроект.
"Я оцениваю законопроект положительно и поддерживаю того, кто его внес", - сказал Надеждин.
Он пояснил, что законопроект решает ряд вопросов, с которыми Надеждин сталкивался на выборах и которые не позволяли ему пройти все процедуры для допуска к выборам.
В ходе выступления Надеждина его постоянно перебивал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который не соглашался с положительными оценками оппозиционного политика. Надеждин, в свою очередь, достаточно резко отвечал Жириновскому, предлагая ему замолчать и выйти. В ответ Жириновский разгорячился и, громко возмущаясь, покинул заседание "Открытой трибуны".
Жириновский заявил, что "закон очень сложный даже для тех, кто давно уже участвует в выборах".
В частности, он выступил против упразднения федеральной части партийного списка, высказав мнение, что в ней необходимо оставить хотя бы лидера партии. Сейчас партийный список разделен на общефедеральную часть (до 10 человек) и несколько десятков региональных групп.
"Убираем федеральную часть для чего? Что, обезглавить партию, что ли? Это же абсурд, просто", - заявил Жириновский.
Он также отметил, что один депутат от региона ничего не сможет сделать в Думе для своей территории, так как его могут не поддержать коллеги. "Надо укрупнять территории, а мы будем делить на 225. Значит 20 тысяч территорий у нас будут иметь одного депутата, и соответственно, любая другая, где будет миллион избирателей, тоже одного. И кому это нужно такое непропорциональное представительство?" - сказал лидер ЛДПР.
Жириновский предложил, напротив, убрать региональную часть списка и создать вместо этого общий список партии, дав ей право самой определять, кто пройдет в парламент в соответствии с набранным на выборах процентом. Сейчас порядок предоставления думских мандатов кандидатам из партийного списка регулируется федеральным законом.
Лидер ЛДПР также предложил наложить запрет на использование в названии партий слова "Россия" - по его мнению, присутствие этого слова влияет на самосознание граждан.
"Я бы запретил употреблять слово "Россия" в названиях партий. Вот информацию ребенок слушает: "Провалилась "Единая Россия" - что, страна провалилась? Это партия провалилась. Пускай будет "Партия единства", "Партия справедливости", партия "Яблоко", партия "Груша", партия "Фонтан", партия "Алкоголики", партия "Бомжи" - чтобы понятно было, что речь идет только об этой группе граждан", - считает Жириновский.
Он также выступил за то, чтобы в бюллетенях использовались короткие названия партий без определений "общероссийская, объединенная, демократическая".
Лидер "Яблока" Сергей Митрохин считает, что законопроект направлен на сохранение монополии нынешней партии власти и может привести к политическому кризису, а также создать угрозу дезинтеграции страны.
"Этот закон, если будут запрещены блоки, в совокупности с законом о партиях стимулирует создание межрегиональных партий по принципу крупных регионов. Отдельный регион не сможет свои интересы реализовать - слишком мало избирателей, а вот если несколько регионов по определенному признаку объединятся, то они получат возможность серьезную на прохождение барьера", - сказал он.
По мнению Митрохина, объединение будет происходить по национальному и прежде всего по конфессиональному признакам.
"По конфессиональному признаку очень велика перспектива объединения Кавказа, Поволжья и так далее. Тем более у них появится для этого стимул, потому что появятся националистические партии и будут вести свою пропаганду с усиленными возможностями, которые появятся благодаря упрощенной регистрации. Это будет создавать дополнительные линии напряженности и раскола внутри страны", - убежден Митрохин.
Он предложил восстановить право на создание партийных блоков, чтобы не допустить подобной дезинтеграции.