Рейтинг@Mail.ru
Авдеева: в школах нужно создать информационно-образовательную среду - РИА Новости, 05.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Авдеева: в школах нужно создать информационно-образовательную среду

© РИА Новости / Михаил Фомичев | Перейти в медиабанкУроки в школах, работающих по новому федеральному госстандарту начальной школы
Уроки в школах, работающих по новому федеральному госстандарту начальной школы
Читать ria.ru в

Большинство учителей утверждают, что используют в работе информационно-коммуникационные технологии. При этом 80 % учеников заявляют, что компьютер и интернет на уроках не используются либо используются очень мало. О причинах этого противоречия и о том, насколько российские учителя владеют ИКТ, рассказала в интервью РИА Новости руководитель проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светлана Авдеева. Беседовала Ирина Зубкова.

- Светлана Михайловна, российские учителя умеют работать на компьютере, в том числе в интернете?
- По статистике, практически все учителя в России прошли курсы компьютерной грамотности и  базовым операциям по владению компьютером, текстовым процессором, электронными таблицами, поиском информации в интернете всех научили. Познакомили с разработанными в рамках федеральных программ и проектов электронными образовательными ресурсами, показали, как  можно  их использовать в учебном процессе. Учителя обучились использовать ИКТ, но далеко не у каждого в школе есть свое автоматизированное рабочее место, во многих школах нет даже компьютеров в учительских и библиотеках, а компьютерные классы заняты под учебный процесс. Большинство учителей смогли закрепить полученные навыки, потому что у них есть компьютер дома. Но многие, даже обучившись  на курсах, не используют полученные знания, просто,  потому что применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов требует (особенно в первое время) от учителя дополнительных временных затрат.
Мы проводили исследования в одном из очень продвинутых в области ИКТ  российских регионов. Так вот: 78 % учителей отметили в анкетах, что используют интернет-технологии в своей профессиональной деятельности. В то же время,  60% детей из этих же школ сказали, что ИКТ практически  не встроены в их школах в учебный процесс. Еще 20% школьников ответили, что ИКТ используются  время от времени, на открытых уроках и тому подобное.
- Как объяснить этот парадокс?
- Очень просто. Учителя используют ИКТ в основном в профессиональной деятельности: при подготовке к занятиям, ищут дополнительную информацию в интернете, работают в сетевых профессиональных сообществах, но очень мало используют ИКТ при проведении учебного  процесса.
- Влияет ли использование ИКТ на образовательные результаты учеников?
- Пока что - по статистике, не сильно влияет, и это печально. Сейчас компьютеры даже если используются, то - на уроках информатики, для изучения языков программирования, а учителя-предметники, которые работают с электронными образовательными ресурсами, применяют обычно традиционные модели: используют экран или интерактивную доску при изложении темы. Гораздо реже учителя организуют групповую работу в классе, используя несколько компьютеров или индивидуальную работу учащегося в различных моделирующих средах. К сожалению, мы понимаем, что далеко не у всех педагогов в школах достаточно компьютеров, чтобы организовать такую работу, у некоторых школ слабая пропускная способность интернет-каналов, чтобы активно работать с интернет-ресурсами в режиме онлайн. Нужно, чтобы компьютерные и интернет-технологии были реально встроены в учебный процесс и улучшали образовательные результаты, формировали метапредметные компетенции, новые межличностные навыки взаимодействия, повышали мотивацию к предмету. Для этого нужны не только компьютеры, но и множество периферийных устройств: микроскопы,  музыкальные клавиатуры, датчики освещённости и местоположения……..

- Какое использование информационных технологий учителем можно признать близким к идеалу?
- Такое, при котором в школе создана информационно-образовательная среда,  в которой размещена вся необходимая информация и программные средства для текущей работы, включая учебно-методические материалы и ресурсы, цифровые дневники и портфели учебных достижений школьников.  Она предоставляет всем участникам образовательного процесса защищенный доступ в интернет и к информационным ресурсам школы, возможность компоновать, хранить и использовать необходимые электронные  образовательные ресурсы, накапливать данные о результатах учебной работы, формировать необходимые справочные и отчетные формы. При этом, применение дистанционных образовательных технологий  в школе позволяет на равных использовать очные и сетевые формы учебной работы.
 Сейчас продвинутый учитель начинает сам  создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, встраивать в них  фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. И считается, что это высший пилотаж использования ИКТ.

- А на самом деле это не так?
- С моей точки зрения, учитель  массовой школы не должен  разрабатывать электронные образовательные ресурсы сам. Он должен  знать о тех ресурсах, которые  выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, он должен уметь их грамотно использовать,  продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики. Задача учителя - правильно  встроить  возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий  как можно больше думал и действовал самостоятельно. То есть,  не только читал бы учебник, где имеется констатация тех или иных законов природы, не только слушал учителя, а чтобы он сам опытным путем, в процессе правильно выстроенного учебного эксперимента выводил формулы и открывал законы. Как раз это позволяет делать компьютер. С помощью периферийных устройств мы можем проводить разнообразные эксперименты, а с помощью компьютеров – обрабатывать полученные данные. Компьютер позволяет  моделировать ситуации, которые учитель не всегда может показать в реальной жизни из-за того, что не хватает реактивов или приборов. Правильно встроив компьютер в образовательную деятельность, можно очень сильно повысить творческую составляющую обучения.

- Но зачем же тогда ходить в школу? Можно же дома, через домашний компьютер учиться.
- Я не верю, что школа как институция отомрет. Она может стать совершенно другой. Может быть, мы забудем про бумажные учебники - они будут интерактивные, мультимедийные. Может, мы забудем о 45 минутах классно-урочного времени. Но мы никогда не должны забывать о социализации, об очном общении, о том, что для правильной  самоорганизации ребенка нужна помощь  наставника, учителя, авторитетного для  учащихся. Именно он задает и мотивацию к обучению, и правильно организует учебный процесс, именно он должен привить детям навыки самообучения. Только тогда мы сможем подготовить  учащихся к жизни в быстро меняющейся технологической и социальной среде.

- Многие считают, что ученики сейчас владеют компьютером лучше, чем учителя.
- По-разному бывает. Наши исследования показали, что информационно-коммуникационная компетентность детей связана с различными факторами: с тем, как ребенок учится,  много ли читает, насколько образованные у него родители. Мы проверяли  не только как ребенок технологически владеет компьютером, то есть умеет работать с клавиатурой, мышкой, создавать тексты, графики, изображения в соответствующих   редакторах  или делать презентации. Но, также его умение работать с информацией: насколько эффективно учащийся ищет информацию,  оценивает ее, анализирует, создает новую и  передает  ее друзьям, учителям, окружающим. Так вот: чем выше уровень образования родителей,  чем лучше ребенок учится в школе, тем выше информационно-коммуникационная  компетентность ребенка. Также на влияние ИК-компетентности  учащихся сильно влияет факт наличия дома компьютера. Пользуются ли они  образовательными программами, ресурсами  или только играют. Общаются ли со сверстниками  в социальных сетях. С какими проектами работают в этих сетях. Использование в школе ИКТ пока еще мало влияет на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

- Как изменить ситуацию?
- Надо, чтобы учителя массовой школы научились по-настоящему встраивать ИКТ в учебный процесс, переходя от репродуктивного к активно-деятельностному обучению, формируя метапредметные и личностные компетенции. Сейчас это умеют делать, по разным данным,  от 12 до 18 процентов педагогов. Их количество должно быть значительно больше и тогда, возможно, мы не будем сталкиваться с ситуацией, в которой  по данным международных исследований российские выпускники начальной школы сравнительно неплохо подготовлены,  а в основной школе их результаты резко ухудшаются.

- Какая главная задача школы будущего?
-Мы все становимся  участниками набирающего темп очередного этапа цифровой революции. Персональные коммуникаторы и глобальные общедоступные информационные сети очередной раз меняют нашу среду обитания подобно тому, как когда-то ее изменили радио, телевидение, компьютеры и  мобильная телефонная связь. Эти процессы уже захватили школы в развитых странах мира. Они определяют изменения в содержании образования, движение к индивидуализации учебной работы, требование к ее доказательной результативности, объективной оценке получаемых образовательных результатов. Научить учащихся  учиться в течение всей жизни, научить добывать знания, их продуцировать, а  не просто  принимать и присваивать – вот основная задача школы будущего.  Школа может стать интернациональной и межтерриториальной. Но она останется школой: институцией с единым информационным  образовательным пространством. 
- Поделитесь своим мнением о Всероссийской интернет-переписи учителей, организованной РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
- Любой мониторинг того, как учителя России используют те или иные информационные технологии, безусловно, полезен. Эта акция даст ответ не только на вопрос о том, какими технологиями учитель владеет, но самое главное - каким образом он применяет их в учебном процессе, который он проводит с учащимися. Сейчас учителя уже стали использовать ИКТ, но использование технологий в большинстве школ не привело к возникновению инновационных педагогических  практик,  реально изменяющих образовательные результаты учащихся. И этот барьер нужно перейти.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала