Рейтинг@Mail.ru
Медведева: если у педагога нет e-mail, ему трудно общаться с детьми - РИА Новости, 08.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Медведева: если у педагога нет e-mail, ему трудно общаться с детьми

© Иллюстрация РИА НовостиЭлектронная почта
Электронная почта
Читать ria.ru в
Всероссийская интернет-перепись учителей, организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», показала, насколько учителя в разных регионах России владеют информационно-коммуникационными технологиями. О необходимости их освоения и применения рассказала в интервью РИА Новости директор Регионального центра информатизации и оценки качества образования Удмуртской республики Наталия Медведева. Беседовала Ирина Зубкова.

Всероссийская интернет-перепись учителей, организованная РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», показала, насколько учителя в разных регионах России владеют информационно-коммуникационными технологиями. О необходимости их освоения и применения рассказала в интервью РИА Новости директор Регионального центра информатизации и оценки качества образования Удмуртской республики Наталия Медведева. Беседовала Ирина Зубкова.
- Наталия Константиновна, как влияют современные технологии на подготовку учеников?
- ИКТ-компетентность педагога напрямую влияет на знания. Вот пример: ни для кого не секрет, что есть ученики, которые не просто не хотят сдавать ЕГЭ, а в принципе не хотят учиться. У нас есть учительница математики, которая работает с такими ребятами, - и она утверждает, что более эффективна подготовка именно через интернет. Есть сайт подготовки к ЕГЭ, который прослеживает каждого зарегистрировавшегося ученика, ставит его в рейтинг успеваемости. Соседний троечник из этого же класса парню неинтересен, а вот когда он видит себя в сравнении с детьми со всей России на какой-нибудь трехтысячной позиции, он чаще начинает ходить на уроки, интенсивнее заниматься, больше сдавать тестов. Если этот автоматический рейтинг у него повышается с четвертой тысячи до вхождения в первую сотню, то это значительно повышает внутреннюю мотивацию.

- Эта учительница любит технику. Но есть такие, кто техники боится, а техника боится их.
- Да, я сама видела: человек подходит к компьютеру - и он выключается. Но это редкость. В основном учителя не используют технологические новинки или используют не так, как хотелось бы, не из-за страха, а из-за того, что оснащение школ еще недостаточное. В идеале в каждом кабинете должен стоять компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, проектор с экраном. Но таких школ у нас пока нет. Большая проблема - это сеть в школах: она стоит дорого, не в каждом кабинете есть интернет. Дома у учителей неплохие ресурсы в этом отношении, так что в интернет они выходят вечером, набирают копилку материалов в домашнем компьютере. Но в школе они не могут это всё показать детям, и у многих даже пропадает энтузиазм: имеющиеся технические средства не позволяют вести урок правильно, грамотно. Учитель уже может больше, чем может себе позволить министерство образования или местные органы власти, чтобы обеспечить его нужными техническими средствами. А такого, что техника есть, а учитель не может ею воспользоваться, уже почти не бывает.

- Какие материалы есть для учителей в сети?
- В интернете есть профессиональная среда: сообщества учителей-предметников. Методические материалы сейчас в основном размещены в интернете, уходят из обихода старенькие печатные методички, которые передавали из рук в руки, затирали до дыр, копировали. Последние два-три года я не видела, чтобы какой-нибудь педагог перелистывал пожелтевшие страницы методических пособий.

- Ученики могут сами найти те же методички на тех же сайтах.
- Нет, ученик найдет, скорее всего, не то. Вектор движения ученику задает только педагог. Есть множество разных программ, разный подход педагогов, разное время движения ребенка по определенной траектории и по определенному предмету. Один осваивает исключительно базовый курс, а другой параллельно двигается и выступает на олимпиадах, конкурсах и конференциях в школе, в республике и даже на международном уровне. Индивидуализированное обучение - задача номер один, и именно современные информационно-коммуникационные технологии дают для него эту возможность.

- Кто учителя должен обучить этим технологиям?
 - Больной вопрос. Должны учить образовательные учреждения повышения квалификации педагогов, но предусмотренных на это 72 часов раз в пять лет для этого совершенно недостаточно. Учиться новому нужно непрерывно, всю жизнь. Педагог, который повышает квалификацию всего лишь раз в пять лет, отстает от информационных технологий уже навсегда. Компьютерную грамотность, компетентность надо повышать ежечасно, ежесекундно.

- Молодой учитель-словесник или математик спит всего часа по три в сутки: проверка тетрадей, классное руководство, подготовка… Когда же ему учиться?
- Нам часто задают этот вопрос. Каждый раз отвечаю: надо находить время. Но  чем лучше вы освоили информационные технологии, тем больше времени у вас будет оставаться. Это на первых порах очень тяжело, когда учитель начинает работать и нужно перелопатить много материала. Потом, когда сформируется собственная информационная копилка, когда он знает, что где лежит, он мгновенно сможет найти материал и сформировать урок. Не писать конспект каждого урока - час на это тратить, а открыть в компьютере урок прошлого года, добавить новый материал, найденный в интернете, адаптировать его к конкретному классу - на это уйдет минут десять-пятнадцать. Так что чем активнее он применяет технологии, тем больше будет времени для обучения дальнейшим технологиям.

- Каким именно?
- Есть огромное количество обучающих программ, в том числе с применением интерактивной доски. Они позволяют проводить личные тесты, опросники, ставить логические задачи для малышей: переливать или пересыпать вещества, передвигать на доске предметы, переправлять персонажей через речку и обратно... На географии - интерактивные карты. На естественно-научных предметах - серии виртуальных уроков «Живая физика», «Живая химия», «Живая география». Это можно устроить и как лабораторную работу, и для объяснения чего-то нового, и для контроля.

- Не заменят ли живого учителя эти предметные серии?
- Живой взгляд, живое общение никто не отменял и никто не собирается отменять. Общаться с ребенком вживую, применяя при этом новые инструменты, - это же гораздо интересней. Когда учитель заходит в класс, дети не только встречают его «по одежке», но и начинают задавать каверзные вопросы: какой у него телефон, какими другими гаджетами он пользуется. Если у него нет электронной почты, то ему трудно будет даже пообщаться с ребенком, который давно болеет, узнать, как его здоровье. Если у педагога есть страничка на «фейсбуке» или «вконтакте», а в «друзьях» у него все его ученики, то это повышает его авторитет. Он учит детей общаться в социальной сети, а дети, зная, что учитель там за ними наблюдает, тоже стараются вести себя там более прилично, не допускать лишнего. Там же можно и делать объявления, выкладывать домашние задания, особенно во время сезонных вспышек вирусных заболеваний.

Все это в плюс, все играет положительную роль, если это грамотно построить и вести за собой детей, которые многого не понимают. Для этого мы, учителя, и предназначены. Образование нужно для того, чтобы вести учеников в нужном направлении.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала