МОСКВА, 31 окт – РИА Новости. Насельники скита Всех святых Валаамского монастыря завершили работу по восстановлению особого поминального синодика с забытыми именами подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России с IX по ХХ век, расписанными по дням их памяти, и начали поминовение усопших. Об этом сообщил РИА Новости представитель монастыря Александр Веригин.
По его словам, первоначально синодик был составлен в прошлом веке святителем Афанасием (Сахаровым), епископом Ковровским. "Синодик святителя Афанасия — это еще и список исчезнувших и поруганных монастырей, скитов и пустынь, за насельников которых действительно уже некому молиться: исчезли все данные и утрачена связь поколений, и некому продолжать поминовение, которое иногда длилось веками", — сказал Веригин.
Он уточнил, что под руководством начальника Всехсвятского скита схиигумена Серафима (Покровского), труд владыки Афанасия был переведен в удобный вариант и содержит сейчас 3001 имя. Среди них очень редкие и забытые имена, собранные святителем Афанасием.
Работу по проверке имен на историческую подлинность возглавлял насельник Валаамского монастыря, иеромонах Евгений (Бокша). По его словам, данный синодик есть "история русской святости".
"Имена отнюдь не случайны, это видно хотя бы из того, сколько имен из этого синодика мы теперь видим в святцах. Например, в ноябре поминаются среди прочих Иоанн и монахиня Мария — родители святого благоверного князя Димитрия Донского, а также родители преподобного Паисия Величковского, монахиня Иулиания и протоиерей Иоанн", — сказал отец Евгений.
В Валаамском монастыре готовы предоставить поминальный синодик всем желающим принять участие в его чтении – для этого нужно обратиться с такой просьбой на почтовый адрес монастыря av.valaam@mail.ru. В этом случае насельники монастыря обещают выслать синодик для келейного и домашнего поминовения редких и забытых подвижников благочести.
Как напомнил Александр Веригин, в Русской православной церкви синодики всегда играли значительную роль, поскольку считались "своеобразной связью между живыми и мертвыми, связью через благодать, где нет препятствий и расстояний". В монастырях и храмах были заведены свои синодики, являвшиеся важной принадлежностью богослужений.