Галактический приют и водные экзопланеты - РИА Новости, 24.02.2012

Галактический приют и водные экзопланеты

© NASA / ESA, D. AguilarВодный мир GJ 1214b, обращающийся вокруг красного карлика в созвездии Змееносца
Водный мир GJ 1214b, обращающийся вокруг красного карлика в созвездии Змееносца

МОСКВА, 24 фев - РИА Новости. Биологи вырастили кустарник, росший десятки тысяч лет назад и выяснили, что "мужская" Y-хромосома не исчезнет в ходе эволюции, астрономы открыли новый класс экзопланет - водных миров и обнаружили редкий элемент теллур в составе звезд, а физики предположили, что сенсационное обнаружение сверхсветовой скорости нейтрино может быть связано со сбоем техники - такие события стали наиболее интересными в мире науки на уходящей неделе.

Якутский кустарник "воскресили" в Пущине

Сотрудники Института физико-химических и биологических проблем почвоведения в Пущино успешно разморозили семена растения, попавшего в "холодильник" сибирской вечной мерзлоты примерно 30 тысяч лет назад, после чего вырастили несколько кустиков ископаемой флоры.

Ученые нашли среди давно известных и недавно открытых образцов отложений семена смолевки узколистной (Silene stenophylla Ledeb.) - низкорослого многолетнего кустарника, растущего в суровых климатических условиях Якутии и обладающего чрезвычайно высокой устойчивостью к заморозке и разморозке.

Далее биологи вырезали самые жизнеспособные фрагменты из этих семян и поместили их в специальную питательную среду, имитирующую растущее растение. Через некоторое время частицы семян превратились в полноценные ростки смолевки. Биологи пересадили их в почву и попытались получить нормальные семена, скрестив кустики древней смолевки между собой и с ее современными "родственниками".

Как отмечают ученые, форма и цвет современных и древних растений была абсолютно идентичной, за исключением соцветий. В целом, и в том и в другом случае были получены здоровые семена, развившиеся в полноценные взрослые растения. Таким образом, российские биологи смогли впервые "воскресить" цветковое растение, плоды которого пролежали десятки тысяч лет в условиях вечной мерзлоты.

Транзистор из фосфора

Международная команда физиков из Мельбурнского университета (Австралия) создала прототип полноценного транзистора из одного атома фосфора, "прикрепив" его к поверхности пластины из кремния при помощи сканирующего туннельного микроскопа.

Физики проверили свое изобретение - они охладили одноатомный транзистор при помощи жидкого гелия и следили за тем, как устройство пропускает электрический ток. В целом, результаты работы экспериментального транзистора совпадали с тем, что ожидали увидеть физики.

Как считают ученые, им удалось "обогнать" знаменитый закон Мура, описывающий темпы развития электроники. Согласно этому закону, число транзисторов на кристалле интегральных схем - процессоров, памяти - удваивается каждые два года за счет уменьшения их размеров.

Техника могла "ускорить" нейтрино

Сенсационный результат о превышении скорости света нейтрино, зафиксированный в сентябре 2011 года участниками эксперимента OPERA, возможно, стал результатом технической ошибки, сообщил блог ScienceInsider со ссылкой на неназванный источник.

По его информации, данные о превышении скорости света на 60 наносекунд были получены из-за плохого соединения волоконно-оптического кабеля между приемником GPS, с помощью которого замерялось время, и платой компьютера. После того как нормальное соединение кабеля было восстановлено и было измерено время прохода сигнала через него, оказалось, что данные проходили на 60 наносекунд быстрее.

По данным источника, похоже, это позволит объяснить сенсационный результат. Однако новые данные необходимы для того, чтобы подтвердить эту гипотезу.

Официальный представитель ЦЕРНа Джеймс Гиллес (James Jillies) подтвердил РИА Новости, что такая техническая ошибка действительно была обнаружена, однако пока еще рано говорить о том, что сверхсветовой результат окончательно опровергнут.

"Это возможное объяснение, но мы не можем знать этого наверняка до тех пор, пока не будут проведены дальнейшие эксперименты с пучком (нейтрино)", - сказал он.

Позже ЦЕРН официально сообщил, что в мае пройдет новая проверка результатов OPERA.

Водные экзопланеты

Американские астрономы изучили снимки космического объекта GJ 1214b, полученные орбитальной обсерваторией "Хаббл", и выделили новый класс экзопланет - водных миров с плотной и толстой атмосферой, чьи размеры и масса больше земных, но меньше, чем у Урана, говорится в сообщении пресс-службы проекта.

Первооткрыватели GJ 1214b относили этот объект к суперземлям - другому классу экзопланет, представляющих собой каменистые планеты относительно небольшой массы, основу которых составляют горные породы, близкие по своему составу к земным.

Снимки Хаббла показали, что атмосфера GJ 1214b представляет собой густой водяной пар с добавлением небольших количеств гелия и водорода. Учитывая крайне высокую температуру на поверхности планеты - около 200 градусов Цельсия - вода в ее океанах должна находиться в экзотическом состоянии.

На сегодняшний день ученые успели открыть еще несколько "подозрительных" планет, похожих по своим характеристикам на GJ 1214b. Вполне возможно, что такие небесные тела довольно распространены во Вселенной.

Мужчины останутся с y-хромосомой

Мужская Y-хромосома не должна исчезнуть в будущем, как предсказывают некоторые теории эволюции генома человека, так как "съеживание" подавляющей части этой хромосомы прекратилось свыше 25 миллионов лет назад, считают американские биологи из Массачусетского технологического института.

Считается, что мужская Y и женская X-хромосомы произошли от одной пары "нормальных" хромосом, форма и функции которых были одинаковыми. С тех пор мужская половая хромосома постепенно уменьшалась в размере из-за того, что большая часть ее более не использовалась в работе организма. Многие ученые предполагают, что с течением времени она окончательно исчезнет.

Биологи оценили скорость "съеживания" мужской хромосомы, сравнив пять сегментов, из которых состоят Y-хромосомы человека, шимпанзе и макаки-резуса. По словам ученых, все значимые гены на четырех первых сегментах мало чем отличались в Y-хромосомах человека и макаки. Это означает, что эти гены сохранились в примерно одинаковом виде с момента разделения предков людей и мартышек.

Как считают ученые, идентичность древних фрагментов мужской хромосомы указывает на то, что их гены жизненно важны для выживания и успешного продолжения рода. Таким образом, большая часть мужской хромосомы сохраняет стабильность на протяжении десятков миллионов лет. Все это указывает на то, что гипотеза о полном исчезновении этой части генома не является верной, заключают биологи.

Звездный теллур

Астрономы из Обсерватории Карнеги (США) впервые обнаружили присутствие очень редкого химического элемента - теллура - в составе звезд, возраст которых составляет около 12 миллиардов лет.

Ученые исследовали полученные с помощью телескопа "Хаббл" спектры звезд, расположенных в нескольких тысячах световых лет от Земли, в гало нашей Галактики (рассеянном облаке звезд, окружающих ее плоский диск).

В результате они обнаружили полосы поглощения в ультрафиолетовой части спектра, соответствующие теллуру. Этот элемент очень редок, его содержание в земной коре не превышает миллионных долей процента. Открытие стало первым указанием на присутствие теллура в космосе.

Астрономы также измерили соотношение доли теллура с долями других тяжелых элементов - бария и стронция. Полученные данные стали подтверждением теории рождения этих тяжелых элементов в результате редких процессов во время взрывов сверхновых.

"Вы можете получить железо и никель при взрыве любой сверхновой, где угодно во Вселенной. Но эти тяжелые элементы, по всей видимости, производят только "специализированные" сверхновые", - пояснила соавтор работы Анна Фребель (Anna Frebel).

Галактический приют

Наша галактика содержит в себе миллиарды планет, "сбежавших" из родных для них звездных систем - их общее число может в 100 тысяч раз превышать количество звезд в Млечном Пути, считают астрономы из Института астрофизики частиц и космологии имени Кавли в Стэнфорде (США).

Авторы работы вычислили общее количество планет-"бродяг" в нашей Галактике, оценив количество "стройматериалов" в ее пределах, пригодных для "сборки" новых планет.

Для этого астрофизики построили модель галактики, учитывающую общее количество материи в Млечном Пути, его гравитацию и известные науки законы формирования планет. При помощи этой модели ученые вычислили скорость формирования и общее количество планет, после чего оценили долю "бродяг" в их составе.

Оказалось, что планет-"беглянок" гораздо больше, чем считалось ранее. По расчетам ученых, на каждую звезду в нашей Галактике приходится примерно 100 тысяч планет такого рода. По предыдущим оценкам, это соотношение было в 50 тысяч раз меньше - по две планеты на одно светило.

Авторы работы не исключают, что на таких планетах может существовать жизнь и в некоторых случаях они могут выступать ее разносчиком.

"Если некоторые из этих планет-"бродяг" будут достаточно большими и на них будет плотная атмосфера, они могут в течение долгого времени сохранять остаточное тепло, достаточное для существования бактерий", - пояснил руководитель работы Луис Стригари (Louis Strigari).

Часть этих бактерий может выжить и дать начало жизни при столкновении "беглянки" с нормальной планетой с достаточно комфортными условиями.