Приближение астероида, суперблоха и доисторический пингвин - РИА Новости, 02.03.2012

Приближение астероида, суперблоха и доисторический пингвин

© Фото : В.Н.Львов / ГАО РАНЭволюция орбиты астероида 2012 DA14 при тесном сближении его с Землёй в момент 15 февраля 2013 года

МОСКВА, 2 мар - РИА Новости. Наша планета через год может пережить еще одно "падение Тунгусского метеорита", элита общества больше "низов" склонна к неэтичному поведению, миллионы лет назад гигантские блохи досаждали пернатым динозаврам, а новозеландские пингвины имели стройные тела - такие новости были наиболее интересными в мире науки на этой неделе.

Возможная "Тунгуска"

Астероид 2012 DA14, открытый несколько дней назад испанскими астрономами, в феврале следующего года сблизится с Землей, и если не столкнется с ней, уже очень долго не приблизится к нашей планете, сказала РИА Новости астроном Виктор Львов, заведующий сектором эфемеридного обеспечения Пулковской обсерватории.

Расчеты показывают, что 15 февраля 2013 года астероид, размеры которого предварительно оцениваются от 40 до 95 метров, пролетит на очень близком расстоянии - около 27 тысяч километров от Земли, то есть ниже орбит геостационарных спутников.

По словам Львова, сейчас нельзя точно сказать, каким будет предстоящее в феврале будущего года сближение. "Есть ненулевая вероятность, что он столкнется с Землей", - сказал ученый.

Он подчеркнул, что астероид не представляет глобальную угрозу, поскольку его размер составляет лишь около 60 метров. Впрочем, при падении такого тела на Землю можно ожидать событий, сходных по масштабу с Тунгусской катастрофой.

Львов отметил, что после своего сближения DA14 если не упадет на нашу планету, то уйдет в "свободное плавание" и еще долго, до 2056 года, не подойдет к Земле.

Неэтичная элита

Представители высших слоев общества больше склонны совершать неэтичные действия - обманывать, нарушать правила дорожного движения, принимать нелицеприятные решения или жульничать в лотереях - по сравнению с людьми с низов социума, выяснили социологи из Университета штата Калифорния в Беркли (США)

Ученые провели серию экспериментов, в ход которых, в частности, выяснилось, что водители дорогих машин чаще нарушали правила при повороте на перекрестке и чаще не останавливались при виде пешехода по сравнению с обладателями дешевых автомобилей.

Кроме того, представители верхних слоев общества оказывались менее этичными по сравнению со своими конкурентами с низов социума в ходе нескольких "прямых" экспериментов.

Например, одна группа добровольцев, отобранных социологами, примеряла на себя роль нечистоплотного кадровика, который обещал принять на работу человека на двухлетний срок и при этом собирался его уволить через шесть месяцев. Другая группа играла в лотерею, где можно было легко сжульничать, а еще одна пыталась определить, насколько жадность этична.

"Неэтичное поведение в целях получения дополнительных доходов и роста своей значимости в обществе может быть тем "вечным двигателем", который все больше усиливает разницу в неравенстве доходов среди богатых и бедных", - заключают авторы исследования.

Суперблоха...

Международная группа палеонтологов из Института геологии и палеонтологии Китайской академии наук в городе Нанкин обнаружила в Китае окаменелые останки гигантской блохи размером два сантиметра. Насекомое обитало в толще перьев динозавров или других крупных животных Юрского периода примерно 165 миллионов лет назад.

Как отмечают палеонтологи, юрские "кровососы" были заметно крупнее своих современных наследников: размеры самки составляли примерно 1,5-2 сантиметра, а самца - 0,8-1,5 сантиметра. Для сравнения, современные блохи достигают длины 1,5 - 3,3 миллиметра. Насекомые из мелового периода совпадали по размерам со своими юрскими предками и лишь незначительно отличались от них.

Все эти насекомые были лишены специфической черты современных кровососущих блох - длинных и мощных задних ног, приспособленных для прыжков. При этом они обладали развитым кровососущим аппаратом, позволявшим им пронзать кожу жертвы и добираться до кровеносных сосудов.

Хуан и его коллеги полагают, что эти блохи вряд ли могли быть паразитами первых примитивных млекопитающих - большие их размеры и небольшие габариты первых теплокровных делали это маловероятным. Зато такие насекомые могли пить кровь первых динозавров, отказавшихся от чешуи в пользу перьевого покрова. Эта гипотеза подкрепляется тем, что примерно в ту же эпоху начали появляться первые пернатые динозавры.

.... и стройный пингвин

Новости палеонтологии на этой неделе не ограничились находкой в Китае. Американские и новозеландские палеонтологи восстановили облик гигантского пингвина кайруку, обитавшего на территории Новой Зеландии во время позднего олигоцена около 25 миллионов лет назад.

Необычная форма тела этих пингвинов, значительно отличающаяся от всех ныне существующих или их вымерших родственников, значительно усложнил реконструкцию кайруку, так как при восстановлении облика давно вымерших животных ученые обычно опираются на облик ныне живущих или уже хорошо изученных окаменелых "собратьев" нового вида.

По мнению ученых, кайруку были изящными птицами по пингвиньим стандартам: у них было стройное тело, длинные плавники, короткие и толстые голени и ноги. "Если бы мы сделали нашу реконструкцию по длине его плавников, его рост достигал бы 183 сантиметров. На самом деле, высота кайруку составляла примерно 127 сантиметров", - пояснил руководитель работы Дэниел Ксепка (Daniel Ksepka).

Кайруку сильно отличаются от своих ныне существующих "наследников" - помимо особой формы тела, их отличали относительно длинные клюв и шея, которые похожи на аналогичные части тела современных бакланов.

Математика листьев

Круглые почки растений превращаются в относительно плоские листья оттого, что клетки в основании и по краям "зародыша" листа делятся быстрее, чем на кончике и в середине почки - из-за этого "конус" почки разворачивается в плоский лист по "программе" из нескольких простейших математических законов, выяснили ученые из исследовательского парка города Норвич (Великобритания)

Исследователи измерили скорость роста в разных частях листа растения арабидопсис (Arabidopsis thaliana) и обнаружили, что она меняется по нескольким относительно простым математическим законам. На их основании ученые построили компьютерную модель растущего листа, имитирующую процесс превращения бочкообразной почки в плоский лист.

Модель не стала простым набором картинок листа на разных стадиях развития: для точного воспроизведения процесса роста ученым пришлось вывести несколько математических законов, которые управляют формированием листа.

По словам авторов работы, их модель может быть использована другими биологами для поиска генов, которые отвечают за исполнение "законов раскрытия почки" внутри клеток растений.