Оазисы подо льдом и мамонт в огороде - РИА Новости, 09.06.2012

Оазисы подо льдом и мамонт в огороде

МОСКВА, 9 июн - РИА Новости. Из-за глобального потепления леса наступают на тундру, под арктическими льдами появляются оазисы, а африканские гиацинты займутся очисткой воды в Сибири - эти и другие новости были самыми интересными в сфере экологии на минувшей неделе.

Лес наступает

Лес начинает наступать на тундру почти на полвека раньше, чем прогнозировали ученые: деревья в кустарничковой форме за последние 30-40 лет прибавили в высоте до двух метров, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Climate Change.

Финские и британские ученые обследовали тундровые территории общей площадью около 100 тысяч квадратных километров, от Таймыра до полуострова Канин, - почти всю тундру европейской части России. Анализ спутниковых снимков в сочетании с полевыми данными показал, что до 15% карликовых тундровых деревьев выросли за последние 30-40 лет, прибавив до двух метров в высоту.

Оазисы подо льдом

Океанологи обнаружили под арктическими льдами огромные пятна цветущего фитопланктона диаметром от 50 до 100 километров, что указывает на серьезные изменения в экологии арктических вод из-за повышения средних летних температур, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Экспедиция на исследовательском американском ледоколе "Хили" в северные районы Чукотского моря изучала состояние молодых льдов. К удивлению ученых, большая часть проб воды и льда содержала в себе большое количество азотистых соединений и клеток фитопланктона. Как отмечают исследователи, микроорганизмы обитали не только у поверхности льда, но и на достаточно большой глубине - 50 метров и более.

Как полагает ученые, эта аномалия может быть частично объяснена изменением структуры арктических льдов. Повышение средних летних температур привело не только к уменьшению толщины ледяного покрова Арктики, но и к появлению так называемых "талых озер" - небольших водоемов на поверхности льда, возникающих в летние месяцы. Эти озера действуют как большие линзы, направляющие свет под толщу льда и тем самым улучшающие положение для подледного фитопланктона.

Африканские цветы спасут сибирские воды

Томские экологи планируют ежегодно высаживать африканские водные гиацинты, которые повысят способность городских водоемов к самоочистке, сообщила замначальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Галина Мершина.

Семена южноафриканского водного гиацинта были получены в ходе экспериментов учеными Томского госуниверситета. Водные гиацинты питаются органическими загрязнителями воды и повышают в ней содержание кислорода, в результате чего водоем очищается естественным путем.

По словам Мершиной, в водоемы также планируется запускать рыбу, которая съест гиацинты, когда они выполнят свои функции.

Комаров спасает малый вес

Сверхскоростная видеосъемка помогла ученым выяснить, что комары легко переносят столкновения с каплями дождя благодаря крайне малой массе тела и сверхпрочной хитиновой броне, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Группа биологов под руководством Дэвида Ху из Института технологий штата Джорджия раскрыла секрет неуязвимости комаров перед ударами дождя, проследив за столкновением насекомого с каплей воды при помощи высокоскоростной видеокамеры, снимающей комара со скоростью четыре тысячи кадров в секунду.

Съемка показала, что "дождь" практически не влиял на полет комара - его тело проходило сквозь капли, не взаимодействуя с ними. Такое поведение насекомого озадачило ученых - по их словам, столкновение капли и комара по соотношению массы сопоставимо с наездом автобуса на человека, однако тело насекомого практически не замечало этих столкновений.

Мамонт в огороде

Американский фермер из города Оскалуза в штате Айова (США) скрывал кости мамонта, найденные в окрестностях его дома, в течение двух лет и сообщил о своем открытии властям и ученым только после того, как понял, что не сможет откопать останки гиганта без помощи профессионалов.

Житель города Оскалуза по имени Джон обнаружил кости древнего родственника слонов на берегу реки, прогуливаясь со своими сыновьями. В течение последующих двух лет Джон, его сыновья и знакомые откопали другие части мамонта - несколько позвонков, ребер и других костей. Через некоторое время фермер понял, что он не сможет самостоятельно извлечь все останки древнего четвероногого и попросил помощи у палеонтологов из университета штата Айова.

Как отмечают исследователи, мамонт Джона может быть одним из самых полных скелетов доисторических родственников слона, найденных на территории штата. По их расчетам, через две недели будет извлечена голова гиганта и его бивни. По законам США кости мамонта принадлежат фермеру, так как они были найдены на его земле. "Может, стоит пристроить еще одну комнату и собрать кости в единое целое? Пока я не знаю, еще не решил", - заявил Джон.

Раки с молотками

Особый минеральный состав и механическая структура передних конечностей морских раков-богомолов позволяет им использовать эти ноги в качестве биологических "молотков", которые легко раскалывают раковины улиток и не разрушаются от экстремальных перегрузок в тысячи ускорений свободного падения.

Раки-богомолы известны своим горячим нравом среди любителей-аквариумистов, которые часто называют их "раками-террористами". В природе и в аквариуме они редко упускают возможность поживиться любой добычей, нападая на улиток, мелкую рыбу и своих родственников ракообразных. Группа биологов под руководством Дэйвида Кисейлуса из университета штата Калифорния в городе Риверсайд изучила структуру основного оружия "раков-террористов" - мощных передних ног - при помощи электронного микроскопа.

Они обнаружили, что конечности состоят из трех отдельных материалов, каждый из которых обладает сложной молекулярной и механической структурой. Комбинация из этих элементов - по сути, биологический аналог искусственных композитных материалов - превращает ноги креветки в очень прочный и мощный "молоток", способный наносить удары с силой, аналогичной пуле, выпущенной из малокалиберной охотничьей винтовки.

"Секрет структуры конечностей рака-богомола может быть использован для создания особо прочных композитных материалов, которые можно использовать для изготовления кузовов автомобилей и самолетов, а также в качестве наполнителя для бронежилетов", - заключает один из участников группы Стивен Эррера.