Самые знаменитые кометы. Справка - РИА Новости, 08.06.2010

Самые знаменитые кометы. Справка

© Michael JägerКомета C/2009 R1 (McNaught)
Комета C/2009 R1 (McNaught)

В 2009 г. Робертом Макнотом была открыта комета C/2009 R1, которая приближается к Земле, и в середине июня 2010 г. жители северного полушария смогут увидеть ее невооруженным глазом.

Кометы (от греч. kometes – звезда с хвостом, комета; буквально – длинноволосый), тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов обычно со светлым сгустком – ядром в центре и хвостом.

До открытия Ньютоном закона всемирного тяготения не было объяснения тому, почему кометы появляются на земном небосводе и исчезают. Галлей показал, что они движутся по замкнутым вытянутым эллиптическим орбитам и неоднократно возвращаются к Солнцу. Их не так уж много – за века наблюдений зафиксировано лишь около тысячи. 172 являются короткопериодическими, то есть они пролетают вблизи Солнца не менее одного раза за 200 лет, но большинство из комет делают один пролет за время от 3 до 9 лет.

Их путь по Солнечной системе обычно ограничивается орбитой самой дальней из планет – Плутона, то есть превышает расстояние от Земли до Солнца не более чем в 40 раз. Такие кометы наблюдались с Земли многократно. Большинство же комет движется по сильно вытянутым орбитам, уводящим их далеко за пределы Солнечной системы. Такие долгопериодические кометы наблюдают лишь один раз, после чего они исчезают из поля зрения землян на несколько тысяч лет.

Названия кометы получают по фамилии первооткрывателя (комета Черных, комета Копфа), а если таковых двое или даже трое, то перечисляют всех (комета Хейла – Боппа, комета Чурюмова – Герасименко). Когда же один человек обнаружил несколько комет, то после фамилии добавляется номер (комета Вильда-1, комета Вильда-2).

Самая известная из всех периодических комет, которая движется по удлиненной элиптической орбите вокруг Солнца, возвращаясь к Земле каждые 75,5 лет – Комета Галлея (комета 1P/Галлея). Она наблюдалась 30 раз с 239 г. до н.э. Самое близкое к нам (и наиболее яркое) появление кометы Галлея было отмечено в 837 г.

Последний раз она появилась в 1986 г. и в следующий раз будет наблюдаться в 2061 г. В 1986 г. ее изучали с близкого расстояния 5 межпланетных зондов – два японских  "Сакигаке" и "Суйсей" (Suisei), два советских ("Вега-1" и "Вега-2") и один европейский  "Джотто" (Giotto).

Было сделано более 1 500 снимков кометы. Результаты наблюдений окончательно подтвердили существование у кометы твердого ядра, вероятно, состоящего из льда и пыли. Оно имеет неправильную удлиненную форму, напоминающую картофелину, размерами 14x7,5х7,5 км. Ядро темное, отражающее только 4% падающего солнечного света.

Комета Лекселя  – ближайшая к Земле комета, проходит от нее в 2,2 млн км. Она была открыта Шарлем Мессье 14 июня 1770 г., но названная по имени Aндрея Ивановича (Андерса Иоганна) Лекселя, который исследовал ее орбиту и опубликовал результаты своих вычислений в 1772 и 1779 гг. Наименьшее расстояние до Земли было достигнуто 1 июля 1770 г. и составило 0,015 астрономических единицы (а. е., т.е. 2,244 млн км).

Комета Энке (2P/Энке) впервые была замечена французским астрономом Пьером Мешеном в 1786 г. Она была повторно зафиксирована Каролиной Гершель в 1795 г., Жаном Луи Понсом и другими в 1805 г. и снова Понсом в 1818 г. Орбиту впервые вычислил в 1819 г. немецкий астроном Иоганн Энке, отождествивший ее с кометами, наблюдавшимися в 1786, 1795 и 1805 гг. Период обращения кометы по эллиптической орбите составляет 3,3 года и является самым коротким из известных. Радиус кометы 3,1км, а наибольшее приближение к Солнцу составляет 0,331 а. е.

С тех пор до 2001 г. было зарегистрировано 54 прохождения кометы через перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, обращающегося вокруг него). Количество появлений этой кометы в небе можно, например, сравнить с 30 известными возвращениями кометы Галлея за огромный период времени – с 239 года до н.э. до 1986 г. С кометой Энке связан метеорный дождь Таурид, наблюдающийся ежегодно в октябре и ноябре.

Комета Хейла-Боппа (C/1995 O1) – одна из наиболее ярких комет XX века, выделяющаяся очень большим размером. Открыта Аланом Хейлом и Томасом Боппом (22 июля 1995 г.) и достигла перигелия 1 апреля 1997 г. при максимальной яркости около величины -1. По оценкам, ее ядро имеет в поперечнике 90 км, а эксцентриситет 0,914. Максимальнная длина ее ионного хвоста составила 148 млн км, а период ее обращения составляет 2380 лет.

Комета Джакобини-Циннера (21P/Джакобини-Циннера), обнаруженная в 1900 г. в Ницце (Франция) Джакобини, а в 1913 г. Циннером. Период обращения вокруг Солнца – 6,52 года. Ее диаметр составляет 6 км. С этой кометой связан наблюдаемый иногда в октябре метеорный поток Драконид, образуемый при вхождении в атмосферу Земли мелкими частицами кометы, движущимися по той же самой орбите.

Комета Беннета (C/1969 Y1) – красивая комета, обнаруженная 28 декабря 1969 г. Беннетом (Южная Африка). Ее яркость достигла нулевой звездной величины в марте 1970 г., когда комета имела хвост длиной в 30°.

Комета Биелы (3D/Биелы). Комета XIX в., известная тем, что перед полным исчезновением разделилась на две части. Комета была открыта в 1772 г. Монтенем из Лиможа (Франция). Когда она была вновь обнаружена австрийским майором  Вильгельмом Йозефштадт фон Биелой в 1826 г., ее орбита была вычислена достаточно точно, так что удалось идентифицировать два ее предыдущих появления. Период оказался равным 6,6 года. При появлении кометы в 1846 г. она уже была разделена на две части. К 1852 г. две половины находились на расстоянии более 2 млн км, но двигались по одной и той же орбите. После этого их никогда не видели.

Отдельные световые явления отмечались как до, так и после разделения кометы. С кометой Биелы связан ноябрьский метеорный дождь (Андромедиды).

Комета Веста (C/1975 V1) – яркая, видимая невооруженным глазом комета, которая появилась в 1975 г. Ее хвост покрывал большую треугольную область неба, а ядро проявляло признаки необычной активности, распавшись на четыре части вскоре после прохождения перигелия.

Комета Де Чезо – исключительно яркая комета, открытая независимо Клинкенбергом из Гарлема 9 декабря и Де Чезо из Лозанны 13 декабря 1743 г. Она достигла звездной величины -7 и породила веер хвостов. Всего было замечено одиннадцать отдельных хвостов.
Комета Делавана (C/1913 Y1) – яркая комета, обнаруженная Делаваном из Ла-Платы (Аргентина) в декабре 1913 г. Она оставалась видимой в течение многих месяцев в 1914 г.

Комета Икея-Секи (C/1965 S1) – исключительно яркая комета, открытая 18 сентября 1965 г. двумя японскими астрономами-любителями. Она была особенно заметна в южном полушарии после прохождения перигелия. Принадлежит к группе комет, известных как "задевающие Солнце". У таких комет очень небольшой перигелий, так что фактически они проходят сквозь внешние слои Солнца.

Комета Морхауза (C/1908 R1) – комета, открытая в США в 1908 г., которая первой из комет начала активно изучаться с применением фотографии. В структуре хвоста были замечены удивительные изменения. В течение дня 30 сентября 1908 г. эти изменения происходили непрерывно. 1 октября хвост оторвался, и его уже нельзя было наблюдать визуально, хотя фотография, сделанная 2 октября, показывала наличие трех хвостов. Разрыв и последующий рост хвостов происходили неоднократно.

Комета Теббутта (C/1861 J1) – яркая комета, видимая невооруженным глазом, была открыта австралийским астрономом-любителем в 1861 г. Земля прошла сквозь хвост кометы 30 июня 1861 г.

Комета Хиякутаке (C/1996 B2) – большая комета, которая по яркости достигла нулевой величины в марте 1996 г. и образовала хвост, протяженность которого оценивается по крайней мере в 7 градусов. Ее видимая яркость в значительной степени объясняется близостью к Земле – комета прошла от нее на расстоянии менее 15 млн км. Максимальное сближение с Солнцем 0,23 а.е, а ее диаметр около 5 км.

Комета Хьюмасона (C/1961 R1) – гигантская комета, открытая в 1961 г. Ее хвосты, несмотря на столь большое удаление от Солнца, все еще простираются в длину на 5 а.е., что является примером необычно высокой активности.

Комета Макнота (C/2006 P1), также известная как Большая комета 2007 г. – долгопериодическая комета, открытая 7 августа 2006 г. британско-австралийским астрономом Робертом Макнотом (Robert McNaught) стала самой яркой кометой за последние 40 лет. Жители северного полушария могли легко ее наблюдать невооружённым глазом в январе и феврале 2007 года. В январе 2007 г. звездная величина кометы достигла -6,0; комета была видна повсеместно при свете дня, а максимальная длина хвоста составила 35 градусов.