Минобрнауки отобрало для рассмотрения шесть научных мегапроектов - РИА Новости, 24.06.2011

Минобрнауки отобрало для рассмотрения шесть научных мегапроектов

Рабочая группа Минобрнауки РФ отобрала из 28 предложений шесть крупных научно-исследовательских проектов класса mega-science с международным участием на территории России, которые будут рассмотрены на правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, сообщает пресс-служба министерства.

МОСКВА, 24 июн - РИА Новости. Рабочая группа Минобрнауки РФ отобрала из 28 предложений шесть крупных научно-исследовательских проектов класса mega-science (меганаука) с международным участием на территории России, которые будут рассмотрены на правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, сообщает пресс-служба министерства.

Ранее глава Курчатовского института Михаил Ковальчук сообщил журналистам, что в число возможных вариантов мегапроектов вошли коллайдер тяжелых ионов НИКА, источник синхротронного излучения четвертого поколения, термоядерный реактор "Игнитор" и нейтронный реактор ПИК, и ряд других.

"Термин mega-science определяет проекты создания исследовательских установок, финансирование создания и эксплуатации которых выходит за рамки возможностей отдельных государств. Такие проекты являются показателем уровня научно-технологического развития государства, на территории которого они расположены", - отметил замглавы Минобрнауки РФ Сергей Мазуренко, слова которого приводятся в сообщении.

Он отметил, что необходимым условием отнесения проекта к классу "мега" является, в частности, научная программа, позволяющая выйти за рамки современных знаний в области фундаментальных наук и открывающая новые возможности в развитии технологий.

Всего в рабочую группу Минобрнауки РФ, в которую входят известные академики РАН и руководители НИИ, поступило 28 предложений о включении в список проектов класса mega-science.

Группа отобрала шесть проектов.

В их число входит термоядерный реактор "Игнитор" (Италия-Россия, на паритетных условиях, с возможностью присоединения других стран), который представляет собой инновационный проект в области управляемого термоядерного синтеза и является развитием концепции "токакамака" (тороидальная камера с магнитными катушками).

Второй проект - нейтронный исследовательский реактор ПИК, который создается в Гатчине под Петербургом, вскоре ожидается его физический пуск.

Кроме того, в качестве возможных мегапроектов признаны источник синхротронного излучения четвертого поколения ИССИ-4 и коллайдер тяжелых ионов NICA в Объединенном институте ядерных исследований в подмосковной Дубне.

Как возможный будущий мегапроект будет рассмотрен и Международный центр исследований экстремальных световых полей на основе лазерного комплекса субэксаваттной мощности, который предложен нижегородским Институтом прикладной физики.

В число отобранных проектов также вошел электрон-позитронный коллайдер, создаваемый в Институте ядерной физики имени Будкера СО РАН. "В значительной мере завершено создание высокоинтенсивного инжекционного комплекса для этой установки", - сказал РИА Новости ученый секретарь института Алексей Васильев.