Энцелад "заливает" Сатурн, сообщило ESA - РИА Новости, 26.07.2011

Энцелад "заливает" Сатурн, сообщило ESA

МОСКВА, 26 июл - РИА Новости. Космический телескоп "Гершель" поставил точку в 14-летнем споре о происхождении воды в верхних слоях атмосферы Сатурна - планету "заливает" ее спутник Энцелад, который выбрасывает в пространство около 250 килограммов водяного пара в секунду, говорится в сообщении Европейского космического агентства (ESA), управляющего телескопом.

Впервые водяной пар в верхних слоях атмосферы Сатурна обнаружил другой инфракрасный телескоп, ISO (Infrared Space Observatory), в 1997 году, однако, как отмечает ESA, происхождение этой воды до недавнего времени оставалось неясным. Зонд "Кассини" в 2005 году обнаружил на Энцеладе струи из частиц водяного льда и пара, которые выбрасываются в космическое пространство из параллельных трещин вблизи южного полюса - так называемых "тигровых полос".

"Теперь "Гершель" показал нам, как увязать все эти данные вместе", - отметил научный сотрудник миссии в ESA Горан Пилбратт (Goran Pilbratt).

Наблюдения в инфракрасном спектре, в котором работает телескоп, показали, что вокруг Сатурна образуется "бублик" из водяного пара диаметром более 10 радиусов планеты. Энцелад, радиус орбиты которого примерно равен четырем радиусам Сатурна, движется вдоль внутреннего края этого "бублика" и постоянно "пополняет" запасы воды в нем.

По оценкам ученых, 3-5% из общего объема водяного пара, выбрасываемого спутником, в конечном итоге попадает в атмосферу Сатурна. Этого количества, отмечают ученые, достаточно для того, чтобы объяснить данные наблюдений ISO.

"Ничего подобного на Земле мы не наблюдаем, в атмосферу нашей планеты из космоса не попадает сколько-нибудь значимое количество воды. Это уникальное свойство Сатурна", - подчеркнул руководитель группы, работавшей с данными "Гершеля", Пауль Хартоф (Paul Hartogh) из Института исследований Солнечной системы общества Макса Планка (Германия).

Ученые также отмечают, что таким образом Энцелад становится единственным спутником планеты в Солнечной системе, влияющим на химический состав своего "родителя".

Ранее "Кассини" обнаружил между Сатурном и Энцеладом "линию электропередачи" - постоянный поток ионов и электронов, связывающий эти небесные тела. Эта "ЛЭП" также создается струями частиц водяного льда и пара из "тигровых полос": возникает облако электрически заряженной плазмы, которое выстреливает электроны вдоль линий магнитного поля в сторону северного полюса Сатурна, создавая устойчивый электрический ток и пятно полярного сияния у полюса планеты.