Китайские ученые разжаловали археоптерикса из протоптиц в динозавры - РИА Новости, 27.07.2011

Китайские ученые разжаловали археоптерикса из протоптиц в динозавры

© Фото : Xing Lida, Liu YiРеконструкция внешнего облика пернатого ящера Xiaotingia zhengi
Реконструкция внешнего облика пернатого ящера Xiaotingia zhengi

МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Китайские палеонтологи установили, что археоптерикс, более 100 лет считавшийся первой птицей и переходным звеном между птицами и динозаврами, на самом деле является пернатым ящером, а не предком современных птиц, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ученые под руководством Сюя Синя (Xu Xing) из университета города Линьи пришли к такому выводу, сравнив характеристики окаменелых останков ранее неизвестного вида пернатых динозавров Xiaotingia zhengi, а также скелета археоптерикса с особенностями некоторых видов доисторических птиц.

Авторы статьи полагают, что первые птицы были родственниками травоядных овираптозавров, в то время как арехоптериксы относились к плотоядным архиоптеридам, которые произошли от дейнонихозавров - небольших пернатых ящеров. По современным представлениям, перьевой покров динозавров не являлся чем-то уникальным - первые пернатые рептилии появились еще на заре эры динозавров, 120-200 миллионов лет назад.

Археоптерикс (Archaeopteryx) был обнаружен немецким археологом Германом фон Майером (Hermann von Meyer) в 1861 году. По своему устройство это окаменелость напоминала нечто среднее между птицей и динозавром - у животного было оперение, пригодное для небольших перелетов, но к тому же археоптерикс обладал множеством острых зубов и его хвост состоял из нескольких десятков позвонков.

Археоптерикс стал одним из первых "ископаемых доказательств" истинности теории эволюции.

За последние 150 лет ученые обнаружили немало других видов примитивных птиц, но археоптерикс продолжает оставаться наиболее древней протоптицей.

Открытие китайских палеонтологов может "сбить" археоптерикса с давно насиженного насеста, и вызвать раскол в палеонтологическом сообществе, считает Лоренс Уитмер (Lawrence Witmer) из университета штата Огайо.

Китайские палеонтологи приобрели отпечаток скелета и перьев ранее неизвестного вида пернатых динозавров у торговца окаменелостями в провинции Ляонин.

Данный ящер получил название Xiaotingia zhengi в честь одного из основателей китайской палеонтологии Чжэна Сяотина. Это существо обладало развитыми передними конечностями и, по всей видимости, умело летать. Форма черепа ископаемой рептилии напоминает по своей структуре череп археоптерикса и соответствует общим чертам черепа дейнонихозавров. Челюсти динозавра были усеяны мелкими острыми зубами, при этом их было меньше, чем у дейнонихов и других динозавров, но больше, чем у более развитых протоптиц.

Ученые сравнили устройство скелета Xiaotingia zhengi, археоптерикса и нескольких динозавров троодонтидов и дромеозавридов - двух наиболее близких к птицам родов дейнонихов. Для этого авторы статьи составили список из 370 анатомических признаков и сопоставили устройство различных видов динозавров и птиц на базе этого списка. Палеонтологи не смогли обнаружить значительных анатомических расхождений между динозаврами и предполагаемыми предками птиц. При этом сравнение устройства археоптерикса и Xiaotingia zhengi с древними птицами конфуциорнисами (Confuciusornis sanctus) показало, что различия в их устройстве более существенны.

Маховые перья археоптерикса и Xiaotingia zhengi крепятся к первому, второму и третьему пальцам вместо второго, третьего и четвертого у настоящих птиц. Кроме того, у этих животных отсутствует направленный назад палец ног, присутствующий у множества современных птиц. Верхняя челюсть и зубы археоптерикса и Xiaotingia zhengi приспособлены для хищничества, тогда как конфуциорнис и другие виды первых птиц были травоядными или всеядными животными.

Как предполагают исследователи, предки современных птиц сосуществовали вместе с археоптериксами и их потомками, а их сходство объясняется конвергенцией - появлением сходных признаков в результате эволюции в сходных условиях.