Шимпанзе способны проявлять человеческий альтруизм, заявили ученые - РИА Новости, 09.08.2011

Шимпанзе способны проявлять человеческий альтруизм, заявили ученые

МОСКВА, 8 авг - РИА Новости. Шимпанзе способны помогать окружающим и делиться с ними "добычей" даже в том случае, если это не принесет им никакой выгоды, что ранее считалось исключительным свойством человека, заявляют американские биологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что шимпанзе и другие высшие приматы не склонны заботиться о других членах стаи в случае, если их помощь не принесет им непосредственной выгоды. С другой стороны, наблюдения за общественной жизнью диких шимпанзе показали, что в некоторых случаях обезьяны помогают друг другу без видимых на то причин. Ученые провели несколько десятков "тестов на альтруизм", но не смогли найти подтверждение того, что шимпанзе могут бескорыстно помогать друг другу.

Группа биологов под руководством Виктории Хорнер (Victoria Horner) из Национального центра изучения приматов полагает, что значительная часть из этих экспериментов были проведены не совсем корректно.

"Я всегда скептически относилась к экспериментам, которые подтверждают "животный эгоизм" шимпанзе, как и к интерпретации их результатов. Наше исследование подтверждает "бескорыстную" натуру шимпанзе при помощи теста на альтруизм, который мы адаптировали под приматов", - пояснила Хорнер.

В ходе этого эксперимента ученые приводили два шимпанзе в клетку, посередине которой стояли две чаши, заполненные двумя типами пластиковых фигурок. Обезьяна могла выбрать один из двух предметов и обменять его на один или два кусочка банана, обернутых в хрустящую бумагу. В зависимости от типа фигурки, исследователи вручали фрукты или только одной обезьяне, или ей и ее товарищу.

Ученые провели семь серий экспериментов с разными шимпанзе, и в большинстве случаев обезьяны предпочитали делиться с товарищем. Хорнер и ее коллеги отмечают, что "щедрость" шимпанзе в значительной степени зависит от поведения партнера. При этом агрессивность или постоянные просьбы заставляли обезьяну-"хозяйку" игнорировать второго примата.

"Мы были поражены, когда увидели, что все обезьяны выбирали только те игрушки, которые можно было обменять на бананы для себя и своего товарища. Мне показалось интересным еще и то, что чрезмерная настойчивость приводила к обратным результатам. Спокойное поведение и редкие напоминания о себе приносили гораздо больше бананов", - пояснила Хорнер.

Как считают исследователи, результаты их эксперимента подтверждают то, что в природе шимпанзе заботятся друг о друге бескорыстно.